Подсластитель для своих: зачем Минфин вкладывает деньги налогоплательщиков в банковские депозиты
Используя для этого средства налогоплательщиков

Минфин Украины решил передать 5,5 млрд грн из средств налогоплательщиков в банки для размещения на депозитных счетах на срок до трех месяцев. Претендовать на такие ресурсы могут лишь финучреждения, активно торгующие гособлигациями и имеющие уставный капитал свыше 10 млрд грн. Рассмотрение соответствующих предложений довольно узкого круга банков должно состояться не позднее 27 сентября.
В случае успеха состоится дебютное применение инструмента, заложенного в арсенал Минфина еще в далеком 2011 году премьер-министром Николаем Азаровым (постановление КМУ №65).
Что задумал Минфин? Установленными правилами сформирован ритм платежей, который уменьшает остатки на Едином казначейском счете (ЕКС) почти до нуля в середине месяца, когда наступает срок осуществления многих расходов, и существенно увеличивает их в конце месяца. Остатки средств на ЕКС в августе выросли до исторического максимума в 63,2 млрд грн: на 30% больше, чем в предыдущее пиковое накопление, зафиксированное в конце 2015 года.
Такая волатильность вынуждает Нацбанк из месяца в месяц применять инструменты управления денежным предложением, стерилизуя избыток ликвидности с большим или меньшим успехом: подвижность денежного предложения оказывает прямое влияние на кредитный и валютный рынки. При этом Госказначейство формирует прогноз движения остатков ЕКС лишь на один месяц вперед, что усложняет задачу финансового планирования.
Ответить на эти вызовы Минфин планирует, применяя целый ряд инструментов: упростив модель уплаты налогов на единый счет налогоплательщиков, изменив сроки выплаты зарплат и соцвыплат, а также дат уплаты налоговых платежей в бюджеты. В более отдаленной перспективе Минфин планирует подумать о целесообразности интеграции функций по управлению ликвидностью и управлению долгом в одном подразделении для согласования выпуска долговых инструментов и инвестирования свободных остатков средств, а также об увеличении горизонта прогнозирования остатков на ЕКС до шести месяцев.
Пока же финансовое ведомство намерено отработать действенный механизм размещения временно свободных остатков на ЕКС. В этом вопросе центральное правительство значительно отстало от местных властей, которые зарабатывают деньги таким образом уже несколько лет подряд. К началу сентября местные бюджеты разместили на депозитах в банках свыше 15,8 млрд грн.
Профицит животворящий? Воздержание Министерства финансов от размещения средств на депозитах в прошлом отчасти объясняется хронической дефицитностью госбюджета. В текущем году также запланирован дефицит госбюджета в размере 77,6 млрд грн. Но спецконфискация принесла в апреле в бюджет 29,7 млрд грн, а рост инфляции превысил нормативный показатель бюджета (бюджет был построен на прогнозе инфляции 8,1%, но теперь Кабмин ожидает 11,2%), и это позволило Минфину регулярно отчитываться о профиците госсредств.
И хотя баланс госбюджета в июле уже сведен с дефицитом в 2 млрд грн (профицит в июне – 2,6 млрд грн), работа генерального прокурора над спецконфискацией продолжается. Как сообщила пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган, на текущей неделе в госбюджет были перечислены первые средства из конфискованных Черкасским судом у окружения экс-президента Украины Виктора Януковича $200 млн. А значит, Минфин вполне обоснованно может практиковаться в новом для себя амплуа. По текущему официальному курсу $200 млн вполне сопоставимы с суммой, которую Минфин намерен направить на депозиты.
Кроме того, нужно учитывать, что, по данным замглавы НБУ Олега Чурия, Нацбанк и Минфин близки к завершению переговоров о реструктуризации ОВГЗ в портфеле центробанка: это может сэкономить госбюджету десятки миллиардов гривен. А еще у Пенсионного фонда долг перед Минфином на 48 млрд грн – вдруг он начнет гасить его после реформы? А ведь и Фонд гарантирования вкладов должен Минфину почти 60 млрд грн, и налогоплательщики – под 70 млрд грн, и продолжают наращивать. Если в результате реформ и развития, как все мы, вероятно, рассчитываем, эти долги перед бюджетом начнут сокращаться, то Минфину обязательно нужно быть готовым не только к эффективному и частому размещению средств на депозитах в банках, но и к досрочному погашению долгов.
Куда и почем? Условиями размещения средств предусмотрено, что максимальный срок сделки – три месяца – до 25 декабря. Но при этом Минфин оставляет за собой право отозвать депозит в любой момент. Премьер-министр на выходных заявил, что если депутаты утвердят пенсионную реформу 3 октября, то уже до конца октября 9 млн из 12 млн украинских пенсионеров смогут получить повышение пенсий, которое будет не менее чем на 150 грн каждому. В этих условиях количество направлений для использования банками таких средств существенно сокращается: использование для покрытия кассовых разрывов, вложение в инструменты Нацбанка или игра на валютном рынке.
Финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив высказал мнение, что наиболее вероятным вариантом выглядит размещение этих средств в депозитные сертификаты НБУ. «Нацбанк как раз ввел новый инструмент – трехмесячные депозитные сертификаты. Ставка по депозиту Минфина должна быть немного ниже ставки по депозитным сертификатам – для того чтобы такая операция имела экономический смысл для самих банков. На первых двух тендерах по размещению трехмесячных депозитных сертификатов ставка была 12,89% и 12,7% соответственно», – сказал он Mind.
Вместе с тем нельзя до конца исключать возможность применения этих бюджетных вложений на валютном рынке: этих денег не хватит, чтобы кардинально повлиять на ситуацию, но сформировать определенное дополнительное девальвационное давление они смогут. Конечно, игра на валютном рынке чревата для самих банков, имеющих значительные открытые валютные позиции. Но кого это останавливало в прошлом?
Будет ли сделка? Отдельные озвученные требования дополнительно снижают привлекательность такой сделки, и для ее проведения может потребоваться применение директивно-административных рычагов со стороны Минфина. Речь идет не столько об обязательном для банка-получателя удержании ОВГЗ в объеме не менее 120% от ожидаемого депозита (то есть на 6,6 млрд грн по балансовой стоимости) в течение всего времени его размещения, а о требовании продать такие облигаций для обеспечения выполнения обязательства по договору. Конечно, в последнее время спрос на ОВГЗ со стороны нерезидентов вырос, но пока он не достиг уровня планируемой сделки. При этом средневзвешенная доходность по ОВГЗ при размещении на первичном рынке в августе составила 14,44%.
ОВГЗ в обращении, млн грн
Дата |
Всего |
Облигации в собственности |
|||
НБУ |
Банков |
Прочих |
Нерезидентов |
||
06.09 |
693332,36 |
363485,02 |
306079,39 |
23182,77 |
585,17 |
07.09 |
694651,84 |
363485,15 |
306116,37 |
23316,70 |
1733,62 |
13.09 |
694785,16 |
363485,15 |
306090,55 |
23375,72 |
1833,75 |
14.09 |
694686,08 |
362235,15 |
306912,66 |
23304,93 |
2233,34 |
21.09 |
695585,80 |
362235,15 |
307334,32 |
23338,48 |
2677,86 |
22.09 |
695719,60 |
362235,15 |
307434,30 |
23371,00 |
2679,15 |
Источник: данные НБУ
Потенциальные получатели уже определены. Оптимальными получателями депозита от Минфина видятся госбанки из списка первичных дилеров по работе с ОВГЗ: ПриватБанк, Ощадбанк, Укргазбанк, Укрэксимбанк.
Рейтинг первичных дилеров по итогам покупки ОВГЗ в первой половине 2017 года | Уставный капитал на 1 июля 2017 года (млрд грн) | |
1 | ОТП Банк | 6,186 |
2 | Укргазбанк | 13,837 |
3 | Ощадбанк | 43,723 |
4 | Ситибанк | 0,2 |
5 | ПУМБ | 3,294 |
6 | Райффайзен Банк Аваль | 6,155 |
7 | УКРСИББАНК | 5,069 |
8 | Укрсоцбанк | 16,673 |
9 | Униіверсал Банк | 3,103 |
10 | Укрексимбанк | 38,73 |
11 | ПриватБанк | 167,495 |
Получателем депозита вполне может стать ПриватБанк, который возглавила авторитетный знаток финансовой политики и управления госдолгом Галина Пахачук. Ее предыдущий опыт позволяет предполагать, что она четко знает, как можно выжать максимум пользы из минфиновского почина. Подготовка Укргазбанка к продаже пока далека от завершения, и ему ничто не помешает принять участие в конкурсе. Да и Ощадбанк, как и во многих случаях в прошлом, может сработать по принципу «до последнего клиента». В то же время Укрэксимбанк, хотя и подходит по основным параметрам, вряд ли станет реципиентом бюджетных средств: недавно он получил предупреждение о возможном лишении статуса первичного дилера из-за невыполнения обязательств по выкупу гособлигаций.
Риск таких вложений для Минфина будет минимальным. Но это не означает, что операция совсем не несет рисков для других. Дополнительная активизация альтернативного эмиссионного центра может добавить работы Нацбанку в случае, если координация действий Минфина и центрального банка будет недостаточной.
Показатель общего роста цен в текущем году пока не опускался ниже 20%.
Дефлятор ВВП | І кв. (%) | ІІ кв. (%) | ІІІ кв. (%) | IV кв. (%) |
2015 | 41,2 | 39,7 | 38,4 | 35 |
2016 | 21,1 | 15,5 | 15,3 | 17,2 |
2017 | 25,1 | 20 |
Источник: данные Госстата
Кто должен Минфину, млрд грн
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].