Будущее e-commerce: 5 возможностей для развития
Почему «Розетку» и другие крупные интернет-маркеты могут поглотить мировые гиганты

Е-commerce – одна из динамично растущих индустрий в Украине. Как ускорить этот рост, в каких направлениях выгоднее двигаться, какими технологическими решениями «вооружаться», чей опыт перенимать? На эти и множество других вопросов ответили спикеры E-CONGRESS2017, состоявшегося 5 октября в НСК «Олимпийский».
Mind выбрал пять ключевых «марафонов на длинные дистанции».
1. Наследование
Чей опыт перенимать? Чтобы узнать, каким будет e-commеrce через пять – десять лет, достаточно слетать в Китай. «Мы можем многому научиться у этой страны. Сейчас Китай лидирует в технологическом мире, очень быстро эволюционирует и изобретает новые каналы продвижения в е-сommerce. К примеру, принадлежащий Tencent мессенджер WeChat стал своеобразной экосистемой, в которой уже 1 млрд его пользователей не только общается, а и совершает покупки, заказывает билеты, еду, такси, оплачивает счета, играет – часами «живет» в ней», – рассказал СЕО EVO.company Николай Палиенко.


По словам Николая Палиенко, три крупнейших технологических игрока китайского рынка постепенно переходят от жесткой конкуренции к консолидации активов.

Отечественным e-commеrce-проектам в будущем предстоит интегрироваться в подобные платформы, внедрять AR, VR и MR-технологии, использовать искусственный интеллект, роботизировать доставку, полагают спикеры.
2. Инвестиции
В какие e-commerce-стартапы готовы вкладываться инвесторы? «В последние годы снижается мировой объем инвестиций в новые e-commerce-проекты. Это связано с тем, что на мировом рынке доминирует несколько глобальных игроков, капитальные затраты и риски велики», – сообщила консультант известной консалтинговой компании McKinsey & Company Юлия Порошенко.
А какова ситуация в Украине? По словам Андрея Колодюка, классическим онлайн-маркетам, торгующим товарами только в нашей стране, в дальнейшем будет сложнее находить инвесторов: «А спада в технологический е-commerce и магазины, получающие выручку за пределами Украины, мы не видим».
Партнер Horizon Capital Василий Тофан пояснил, что в мире наблюдается очень сильная консолидация е-commerce: «Посмотрите на эволюцию «Амазона». Сегодня его доля приближается к 50% всего ритейла США. В Украине тоже есть лидер, который существенно превышает всех остальных игроков по трафику. Сегодня создавать убийцу «Розетки» – амбициозная, но сложно выполнимая идея. Поэтому мы видим основной потенциал в проектах, ориентированных на экспорт. Также готовы инвестировать в индустрии, которые косвенно зависят от е- commerce: логистику и финансовые сервисы, повышающие рост этой отрасли».
3. M&A
Будут ли поглощения украинских игроков глобальными компаниями? Совладелец «Розетки» Владислав Чечеткин недавно заявил, что его детище почти наверняка станет частью глобальной е-commerce-компании. Кто из мировых игроков претендует на актив, когда состоится сделка и другие детали Владислав Чечеткин пока не раскрывает. На E-CONGRESS2017 представитель Horizon Capital (второго совладельца «Розетки») также воздержался от конкретики. «Главное, ничего лишнего не ляпнуть, – отшутился Василий Тофан. – Если Владислав говорит, что «Розетка» станет частью глобальной е-commerce-компании – значит, станет. В прошлом и этом году в мире произошли две большие сделки, которые должны давать надежду большим е-commerce- компаниям на выгодные продажи. А «Розетка» входит в топ-30 глобальных е-соmmerce-игроков по трафику. Мы же пока не думаем о выходе из проекта».
По мнению Андрея Колодюка, в ближайшие пять-семь лет «Розетка» и другие крупные украинские проекты вольются в глобальные, так как в дальнейшем им будет все сложнее конкурировать с мировыми гигантами. «Если, конечно, не будет специальных преференций для внутреннего рынка. В ближайшее же время, не думаю, что стоит ожидать большого числа сделок: инвесторов сдерживают страновые риски, Украина пока не в зоне комфорта. Поэтому покупки возможны при условии предложения очень большого дисконта».
4. Экспансия
Почему украинские проекты будут нацелены на завоевание иностранных рынков? Покупательная способность в Украине и более развитых странах существенно разниться. Все больше отечественных предпринимателей пытаются найти покупателей за рубежом. Спикеры E-CONGRESS2017 рассказали, что наиболее простой путь – через локальные маркетплейсы других стран или мировые гиганты, такие как Amazon, eBay, AliExpress, Etsy и т. д.



Краудфандинг в помощь? Помогают привлечь иностранных клиентов и краудфандинговые платформы. К примеру, отечественный проект Ugears несколько раз запускал кампании на Kickstarter и Indiegogo. В результате собрал более $1 млн. Но не это главное. «Краудфандинговые платформы дают возможность рекламировать продукт по всему миру. Бейкеры (условно, покупатели) очень любят инновации, креатив. Они сами о них пишут, популяризируют, создают спрос. Благодаря выходу на краудфандинг сейчас мы ежемесячно производим около 50 000 моделей механических 3D-пазлов, 90% процентов продукции идет на экспорт в 80 стран мира, на расположенном вблизи Киева предприятии работает более 130 сотрудников», – рассказала руководитель Ugears Алла Катренко.
«Будущее за трансграничной торговлей», – резюмировала заместитель директора департамента международных операций «Укрпочта» Юлия Павленко.

5. Новые валюты и платежные системы
За какими платежами будущее? Пока в Украине доминирует оплата наличными за товары, услуги интернет-магазинов. Отечественные компании разрабатывают немало различных Fintech-проектов, которые, возможно, побудят пользователей чаще пользоваться онлайн-платежами. К примеру, на форуме рассказали, что Приватбанк недавно запустил платежное решение, которое позволит клиенту интернет-магазина в один клик оплатить покупку прямо в мессенджерах Viber, Telegram, Facebook или через «Приват24».
Смогут ли криптовалюты стать средством платежа в e-commerce? «По нашим оценкам, сейчас в Украине около 100 000 крипто-кошельков, из них только 20% активны (проходят трансакции). В остальных наши граждане просто хранят криптовалюту, – рассказал совладелец UAPAY Дмитрий Зарахович. – К тому же пока ни НБУ, ни Минфин не определились со статусом криптовалют. Поэтому в ближайшее время онлайн-маркеты могут использовать криптовалюты только как классную маркетинговую фишку, но рассчитывать на массовые платежи в них не стоит».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.
Большое спасибо. А что вы можете рассказать о маркетплейсе Tech generation?