Будущее e-commerce: 5 возможностей для развития
Почему «Розетку» и другие крупные интернет-маркеты могут поглотить мировые гиганты

Е-commerce – одна из динамично растущих индустрий в Украине. Как ускорить этот рост, в каких направлениях выгоднее двигаться, какими технологическими решениями «вооружаться», чей опыт перенимать? На эти и множество других вопросов ответили спикеры E-CONGRESS2017, состоявшегося 5 октября в НСК «Олимпийский».
Mind выбрал пять ключевых «марафонов на длинные дистанции».
1. Наследование
Чей опыт перенимать? Чтобы узнать, каким будет e-commеrce через пять – десять лет, достаточно слетать в Китай. «Мы можем многому научиться у этой страны. Сейчас Китай лидирует в технологическом мире, очень быстро эволюционирует и изобретает новые каналы продвижения в е-сommerce. К примеру, принадлежащий Tencent мессенджер WeChat стал своеобразной экосистемой, в которой уже 1 млрд его пользователей не только общается, а и совершает покупки, заказывает билеты, еду, такси, оплачивает счета, играет – часами «живет» в ней», – рассказал СЕО EVO.company Николай Палиенко.


По словам Николая Палиенко, три крупнейших технологических игрока китайского рынка постепенно переходят от жесткой конкуренции к консолидации активов.

Отечественным e-commеrce-проектам в будущем предстоит интегрироваться в подобные платформы, внедрять AR, VR и MR-технологии, использовать искусственный интеллект, роботизировать доставку, полагают спикеры.
2. Инвестиции
В какие e-commerce-стартапы готовы вкладываться инвесторы? «В последние годы снижается мировой объем инвестиций в новые e-commerce-проекты. Это связано с тем, что на мировом рынке доминирует несколько глобальных игроков, капитальные затраты и риски велики», – сообщила консультант известной консалтинговой компании McKinsey & Company Юлия Порошенко.
А какова ситуация в Украине? По словам Андрея Колодюка, классическим онлайн-маркетам, торгующим товарами только в нашей стране, в дальнейшем будет сложнее находить инвесторов: «А спада в технологический е-commerce и магазины, получающие выручку за пределами Украины, мы не видим».
Партнер Horizon Capital Василий Тофан пояснил, что в мире наблюдается очень сильная консолидация е-commerce: «Посмотрите на эволюцию «Амазона». Сегодня его доля приближается к 50% всего ритейла США. В Украине тоже есть лидер, который существенно превышает всех остальных игроков по трафику. Сегодня создавать убийцу «Розетки» – амбициозная, но сложно выполнимая идея. Поэтому мы видим основной потенциал в проектах, ориентированных на экспорт. Также готовы инвестировать в индустрии, которые косвенно зависят от е- commerce: логистику и финансовые сервисы, повышающие рост этой отрасли».
3. M&A
Будут ли поглощения украинских игроков глобальными компаниями? Совладелец «Розетки» Владислав Чечеткин недавно заявил, что его детище почти наверняка станет частью глобальной е-commerce-компании. Кто из мировых игроков претендует на актив, когда состоится сделка и другие детали Владислав Чечеткин пока не раскрывает. На E-CONGRESS2017 представитель Horizon Capital (второго совладельца «Розетки») также воздержался от конкретики. «Главное, ничего лишнего не ляпнуть, – отшутился Василий Тофан. – Если Владислав говорит, что «Розетка» станет частью глобальной е-commerce-компании – значит, станет. В прошлом и этом году в мире произошли две большие сделки, которые должны давать надежду большим е-commerce- компаниям на выгодные продажи. А «Розетка» входит в топ-30 глобальных е-соmmerce-игроков по трафику. Мы же пока не думаем о выходе из проекта».
По мнению Андрея Колодюка, в ближайшие пять-семь лет «Розетка» и другие крупные украинские проекты вольются в глобальные, так как в дальнейшем им будет все сложнее конкурировать с мировыми гигантами. «Если, конечно, не будет специальных преференций для внутреннего рынка. В ближайшее же время, не думаю, что стоит ожидать большого числа сделок: инвесторов сдерживают страновые риски, Украина пока не в зоне комфорта. Поэтому покупки возможны при условии предложения очень большого дисконта».
4. Экспансия
Почему украинские проекты будут нацелены на завоевание иностранных рынков? Покупательная способность в Украине и более развитых странах существенно разниться. Все больше отечественных предпринимателей пытаются найти покупателей за рубежом. Спикеры E-CONGRESS2017 рассказали, что наиболее простой путь – через локальные маркетплейсы других стран или мировые гиганты, такие как Amazon, eBay, AliExpress, Etsy и т. д.



Краудфандинг в помощь? Помогают привлечь иностранных клиентов и краудфандинговые платформы. К примеру, отечественный проект Ugears несколько раз запускал кампании на Kickstarter и Indiegogo. В результате собрал более $1 млн. Но не это главное. «Краудфандинговые платформы дают возможность рекламировать продукт по всему миру. Бейкеры (условно, покупатели) очень любят инновации, креатив. Они сами о них пишут, популяризируют, создают спрос. Благодаря выходу на краудфандинг сейчас мы ежемесячно производим около 50 000 моделей механических 3D-пазлов, 90% процентов продукции идет на экспорт в 80 стран мира, на расположенном вблизи Киева предприятии работает более 130 сотрудников», – рассказала руководитель Ugears Алла Катренко.
«Будущее за трансграничной торговлей», – резюмировала заместитель директора департамента международных операций «Укрпочта» Юлия Павленко.

5. Новые валюты и платежные системы
За какими платежами будущее? Пока в Украине доминирует оплата наличными за товары, услуги интернет-магазинов. Отечественные компании разрабатывают немало различных Fintech-проектов, которые, возможно, побудят пользователей чаще пользоваться онлайн-платежами. К примеру, на форуме рассказали, что Приватбанк недавно запустил платежное решение, которое позволит клиенту интернет-магазина в один клик оплатить покупку прямо в мессенджерах Viber, Telegram, Facebook или через «Приват24».
Смогут ли криптовалюты стать средством платежа в e-commerce? «По нашим оценкам, сейчас в Украине около 100 000 крипто-кошельков, из них только 20% активны (проходят трансакции). В остальных наши граждане просто хранят криптовалюту, – рассказал совладелец UAPAY Дмитрий Зарахович. – К тому же пока ни НБУ, ни Минфин не определились со статусом криптовалют. Поэтому в ближайшее время онлайн-маркеты могут использовать криптовалюты только как классную маркетинговую фишку, но рассчитывать на массовые платежи в них не стоит».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].