«аболело в мире
63,254,854
”мерло в мире
1,468,322
¬ылечилось в мире
40,544,343
«аболело в ”краине
745,123
”мерло в ”краине
12,548
¬ылечилось в ”краине
355,172
Ђћаги€ї локдауна: как крупнейшие »“-компании выплывают из кризиса

Ђћаги€ї локдауна: как крупнейшие »“-компании выплывают из кризиса

„то произошло с динамикой доходов, проектов/клиентов в EPAM, SoftServe, GlobalLogic, Luxoft, Intellias и других, и удалось ли им удержать сотрудников

Ётот материал также доступен на украинском
Ђћаги€ї локдауна: как крупнейшие »“-компании выплывают из кризиса
‘ото: pixabay

ѕоследние  -надцать лет оборот IT-индустрии ежегодно возрастал на 20-30%. ѕохоже, уход€щий год станет исключением. ¬ лучшем случае, выручка вырастет на 15% – до $5,75  млрд. јнтирекорд уже зафиксирован в количестве специалистов.

“оп-менеджеры крупных IT-компаний рассказали Mind, каких результатов ожидают по итогам  2020 года и как скорректировали планы на 2021-й с учетом кризиса. ќтветы интересны еще и тем, что некоторые спикеры анализируют динамику взлетов и падений в индустри€х своих клиентов: e-commerce, automotive, медицине, телекоме, туризме и т. д.

Ђћаги€ї локдауна: как крупнейшие »“-компании выплывают из кризиса

ёрий јнтонюк, вице-президент, глава EPAM в ÷ентральной и ¬осточной ≈вропе:

– EPAM, как и другие I“-компании, во II квартале ощутила на себе вли€ние кризиса и мировой пандемии. ћы полностью перешли на удаленною работу. „асть клиентов из сфер, на которых кризис сказалс€ наиболее болезненно, приостановили или же вовсе свернули работу над I“-проектами. ћы не проводили сокращений проектных команд, но приостановили массовый наем новых специалистов и отложили пересмотр оплаты труда до лучших времен.

Ѕлагодар€ диверсификационному портфелю клиентов мы достаточно гладко прошли этот период.  — середины лета наблюдаем спрос на цифровую трансформацию: увеличились объемы работ дл€ существующих партнеров, к нам пришли новые крупные заказчики с мировыми именами.

¬о II квартале доход компании в мире составил $632,4 млн – это на 15,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. —ейчас ожидаем результаты III квартала.

≈сли общемирова€ ситуаци€ не будет мен€тьс€ в худшую сторону, в следующем году можно ожидать дальнейшего восстановлени€ финансовых показателей отрасли.  ¬ будущее смотрим с осторожным оптимизмом. — одной стороны, укрепили навыки работы в турбулентных услови€х, пройд€ пик кризиса относительно безболезненно дл€ бизнеса. ћногие компании осознали важность инвестиций в I“-решени€, что будет приносить свои плоды и в 2021 году. — другой – никто в мире не знает, куда приведет нас всех ситуаци€ с COVID.


Ђћаги€ї локдауна: как крупнейшие »“-компании выплывают из кризиса

ярослав Ћюбинець, соучредитель и председатель совета директоров SoftServe:

- Ѕезусловно, пандеми€, глобальный локдаун и экономический спад, негативно сказались на большинстве индустрий и компаний по всему миру. I“-индустри€ не стала исключением, хот€ вли€ние кризиса было более легким. ¬ течение весны бизнес замедлилс€, часть клиентов уменьшили объемы заказов или отложили работу над новыми проектами.

¬ кризисные времена мы еще больше фокусируемс€ на сохранении команды и предоставлении качественных сервисов клиентам. ƒл€ этого переходим на agile-режим с краткосрочным планированием, оцениваем различные сценарии и оперативно запускаем соответствующие, зависимости от сигналов с рынка.

Ќашей немедленной реакцией на кризис стала оптимизаци€ операционных расходов компании, пересмотр приоритетов и запланированных ранее инвестиций.  омпании пришлось также на несколько мес€цев отложить повышение зарплат работникам, при этом все финансовые договоренности, включа€ бонусы, в течение всего времени выполн€лись без изменений. Ёто временное ограничение мы сн€ли в середине лета.

Ќашими клиентами €вл€ютс€ представители различных сфер бизнеса. ¬ основном это крупные компании, которые быстро сориентировались в ситуации, пон€ли, как управл€ть своим бизнесом в этих новых услови€х, увидели дл€ себ€ возможности.

√ибкий подход к управлению, отлаженные процессы дистанционной работы, а также качественное и диверсифицированное портфолио клиентов позволили SoftServe быстро вернутьс€ к привычным темпам роста. ¬ сент€бре мы нан€ли наибольшее количество новых работников за всю 27-летнюю историю компании. Ѕизнес продолжает активно расти, у нас есть много карьерных возможностей и более 500 открытых вакансий в ”краине.

¬ общем, оцениваем, что по итогам 2020-го показатели роста украинской IT-индустрии будут на 25–30% меньше, чем в предыдущие годы. –анее темпы роста SoftServe были выше средних по рынку, в этом году прогнозируем сохранение этой тенденции.


Ђћаги€ї локдауна: как крупнейшие »“-компании выплывают из кризиса

јнна —огомонова, младший вице-президент, Head of Operations GlobalLogic:

– ¬ 2019 году ≤“-рынок в ”краине вырос на рекордные 30%. Ќо локдаун 2020 года замедлил динамику развити€ индустрии. ¬есной многие из топ-50 IT-компаний уменьшили количество открытых позиций или вовсе закрыли набор на проекты и сократили количество специалистов.  ризис особенно коснулс€ тех, кто ориентировалс€ на небольшое количество заказчиков из сфер туризма, перевозок и других индустрий, пострадавших во врем€ глобального карантина.

GlobalLogic единственной из топ-5 компаний удалось показать рост в первом полугодии 2020 года. «а это врем€ к нам присоединилось пор€дка 300 инженеров. —ейчас компани€ сотрудничает с более чем 5000 специалистов в ”краине. Ёто стало возможным благодар€ диверсифицированному портфелю заказчиков в том числе из сфер медицины и телекома.

ћы ожидаем рост по итогам текущего года, хоть и не такой стремительный, как раньше. ¬ 2021 году нашим основным приоритетом останетс€ безопасность специалистов, качественное выполнение проектов заказчиков и развитие ≤“-образовани€ в ”краине. 

 роме того, мы уже наблюдаем процесс восстановлени€ рынка после весеннего локдауна.   примеру, по нашим данным, количество открытых позиций на ≤“-рынке достигло средних показателей 2019 года. 

Ќесмотр€ на замедление мировой экономики в период глобального карантина, в мире также растет спрос на digital transformation и digital disruption, то есть создание новых бизнес-моделей, которые способны полностью изменить правила игры в целом р€де индустрий.


Ђћаги€ї локдауна: как крупнейшие »“-компании выплывают из кризиса

¬италий  армазинский, управл€ющий директор «Luxoft ”краина»:

– ¬ этом году у нас происходит перебалансировка бизнеса между теми клиентами, которые больше пострадали от последствий пандемии, и теми, кто пострадал меньше. Ёто замедл€ет рост. ќжидаем, что с учетом сокращений в некоторых проектах, он будет минимальным.

ѕо поводу работы в текущих услови€х. Ќаши сотрудники будут работать в удаленном режиме еще ориентировочно 6–12 мес€цев. ѕри этом по€в€тс€ специалисты, посто€нно работающие удаленно даже после окончани€ карантина.


Ђћаги€ї локдауна: как крупнейшие »“-компании выплывают из кризиса

¬италий —едлер, —≈ќ и соучредитель Intellias:

– ѕо результатам 2020 года, наша компани€ несколько отошла от привычного дл€ себ€ роста. ћы ощутили существенное вли€ние пандемии в автомобильной отрасли, где Intellias традиционно имеет сильные позиции. «амедление automotive индустрии сказалось на нашем бизнесе в первом полугодии: клиенты сокращали проекты, просили о пересмотре цен и т. д.

Ќашей стратегией в этот период было сохранение команды и всех ключевых компетенций, поэтому мы инвестировали в расширенный резерв специалистов, чтобы выходить из кризиса, име€ основу дл€ дальнейшего роста.

‘актически так и получилось. —ейчас видим увеличение спроса в том числе на автомобильном рынке. ¬месте с этим по€вл€етс€ большое количество новых вакансий – сейчас у нас около 140–150 открытых позиций. Ёто самый высокий показатель за весь  2020 год. ќжидаем, что несмотр€ на все пертурбации, этот год закончим даже с небольшим ростом.

√лавным фактором, повли€вшим на наши доходы, был коронакризис. ¬о ≤≤ и ≤≤≤ квартале фиксировали отрицательную динамику доходов. Ќо сейчас все мен€етс€. — начала года получили 25 новых клиентов, поэтому в IV квартале рассчитываем снова выйти на существенный рост.

 оронакризис показал, что глобальна€ цифрова€ трансформаци€ и реализаци€ новых бизнес-моделей, которые почти полностью завис€т от информационных решений, должны проходить еще быстрее. ѕоэтому изменени€ будут ускор€тьс€ и соответственно спрос на ≤“-решени€ станет расти в течение следующих лет.

ѕосле экономического шока 2020-го следующий год должен стать периодом развити€. ¬ планах на 2021–2024 годы ожидаем возврат к активному росту на уровне 25–35%. ƒл€ этого инвестируем в свой рост, перестраиваем наши сейлз-команды и компетенции, анализируем рынок и ищем дл€ себ€ новые возможности. Ќа трех рынках – в —оединенных Ўтатах, немецко€зычной ≈вропе и на Ѕлижнем ¬остоке – мы уже имеем свои сейлз- и биздев-команды и планируем их расшир€ть.

—ейчас в компании активно развиваем наш технологичный офис. ќсновна€ задача – сформировать и замкнуть полный цикл услуг дл€ клиентов и партнеров от продуктовой идеи и консалтинга до полной реализации продукта и его поддержки. ¬ то же врем€ еще больше усиливаем наши решени€ в IT and Cloud Transformation, digital consulting и product design.


Ђћаги€ї локдауна: как крупнейшие »“-компании выплывают из кризиса

ƒарь€ √орницка€, Director of Global Delivery Operations в Astound Commerce:

– Ќа прот€жении 20 лет мы работаем только в e-commerce домене и помогаем глобальным игрокам ритейла развивать бизнес онлайн. — одной стороны, онлайн-сегмент с каждым годом растет, и потребность мирового бизнеса в решени€х электронной коммерции только увеличиваетс€.

— другой стороны, бренды не всегда готовы инвестировать в новые направлени€. ќсобенно, когда в эпоху «экономики впечатлений» компании пытаютс€ придумать новые модели эмоционального взаимодействи€ (customer experience approach) с покупател€ми в физических/офлайн точках продаж (brick & mortar stores). “ут достаточно будет вспомнить флагманский магазин Nike на знаменитой ѕ€той авеню или же сеть универмагов Nordstrom.

Ќо, похоже, 2020 год полностью перевернул весь мир. ќнлайн-сегмент стал не только ключевым бизнес-направлением, но и реальной необходимостью безопасных и быстрых покупок.

— началом локдауна мы тоже ощутили изменени€ в коммуникации и взаимодействии с клиентами. ¬ основном это зависело от категории/сегмента, в котором находилась компани€.   примеру, продукци€ компаний из фармацевтической отрасли, beauty-индустрии, бакалеи, sportswear в период первой фазы COVID-19 была востребована, бизнес чувствовал себ€ неплохо. ћы продолжали сотрудничество и работали над разработкой решений электронной коммерции.

≈сли же рассматривать, к примеру, сегмент luxury товаров, то тут ситуаци€ сложнее. ¬о-первых, многие покупатели оставались дома на прот€жении всей весны и отдавали предпочтение домашней удобной одежде. ¬о-вторых, дл€ брендов luxury сегмента все же лучше совмещать и взаимодополн€ть офлайн- и онлайн-каналы продаж.

Ќесмотр€ на всемирный локдаун, часть наших клиентов рассматривали этот период как возможность подготовитьс€ к новому сезону, масштабировать бизнес на новые рынки или же улучшить существующие e-commerce решени€. Ќапример, мы продолжили сотрудничество с британским брендом массовой одежды Boohoo Group запуском локальных магазинов в странах Ѕлижнего ¬остока и —еверной јфрики. √лобальный производитель ресторанного оборудовани€ Parts Town, с которым мы работаем уже более 13 лет, за врем€ карантина расширил свое присутствие на рынке ≈—.

Ќаша динамика доходов, клиентов и проектов мен€лась в зависимости от рынков присутстви€ и установленных правил соблюдени€ карантина на них; сегмента бизнеса, в котором работал заказчик и, конечно же, от его целей и планов развити€ на этот период. Ќа прот€жении трех кварталов 2020 года мы потер€ли некоторых клиентов, с другими приостановили сотрудничество. ¬ то же врем€ подписали контракты со многими другими компани€ми на разработку e-commerce решений.

Ёто позволило нам сохранить команды во всех инжиниринг-центрах, включа€ п€ть офисов в ”краине и других странах, а также улучшить сервис, предлага€ клиентам наиболее востребованные технологии и решени€. ¬ ≤≤≤ квартале 2020 года начали работу над примерно 100 новых проектов (во ≤≤ – около 70). Ёто в два раза больше, чем в аналогичном квартале предыдущего года. 

“акой рост востребованности e-commerce решений бизнесом можно объ€снить ростом онлайн-покупателей, количество которых, по данным Salesforce’s Q1 Shopping Index, увеличилось на 40% по сравнению с прошлым годом. ј доходы онлайн-магазинов, которые предлагают купить товар на сайте и забрать в магазине (формат BOPIS – buy online, pick-up in store), в ≤ квартале выросли на 27%. Ѕизнес максимально пыталс€ интегрировать офлайн- и онлайн-каналы продаж, чтобы адаптироватьс€ к новым реали€м. ¬ июле Salesforce опубликовал Shopping Index по итогам ≤≤ квартала. »нтересно, что, несмотр€ на открытие многих офлайн-магазинов, количество онлайн-покупателей остаетс€ стабильно высоким.

ѕо прогнозам Salesforce, e-commerce будет расти, даже когда пандеми€ пойдет на спад. ѕоэтому мы достаточно оптимистичны по поводу развити€ нашего домена де€тельности и компании в целом в 2021 году. ”же работаем над новыми технологи€ми в e-commerce: Headless Approach, Optimized SFRA implementation, live video shopping solution – VTail и др. ќсваиваем новые рынки: открыли инжиниринг центр в турецком »змире и офис продаж в испанском ћадриде.

 онечно же, нестабильность рынка будет наблюдатьс€ и в 2021 году, поскольку пока нет понимани€, как будет развиватьс€ ситуаци€ с коронавирусом во второй и третьей фазах. ѕоэтому пересмотрели план найма инженеров на следующий год. ћногие позиции уже закрываем за счет внутреннего кадрового резерва, а на рынке ищем опытных экспертов, которые дополн€т нашу экспертизу. ѕри текущей ситуации планируем расширение команды в первом полугодии 2021-го на 10%. ’от€ план может мен€тьс€, учитыва€ рост новых контрактов и потребности бизнеса.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате