Инфраструктура надежд и обещаний: чем запомнится 2017 год в транспортной отрасли
И что ее ждет в 2018-м
Ньюсмейкером 2017-го в сфере транспорта и инфраструктуры, безусловно, можно назвать главу профильного министерства Владимира Омеляна. Он – самый общительный политик, часто дает интервью, оценки происходящим событиям и генерирует новости. Запомнился, прежде всего, своей войной с экс-руководителем «Укрзализныци» Войцехом Бальчуном – обвинял его в потакании коррупции, но обвинения пока не подтвердились, критикой руководства МА «Борисполь», обещаниями создать национальную лоукост-авиакомпанию и наладить внутреннее авиасообщение с ценами на билеты около $20. Еще анонсировал приход в аэропорты крупнейшей в Европе бюджетной авиакомпании Ryanair, а в морские порты – таких авторитетных игроков, как, например, Hutchison Ports.
Что из этого удалось реализовать, что еще важного произошло в отрасли и что ждет отрасль в новом году – анализировал Mind.
Морские перевозки: полный штиль

Морские порты по-прежнему остаются государственной собственностью с высоким уровнем износа. По итогам 11 месяцев 2017 года в портах обработали около 120,8 млн тонн грузов, что на 3% больше показателей аналогичного периода позапрошлого года.
Драйвером роста стали частные стивидорные компании – в совокупности они обработали 47,7 млн тонн грузов (98% от объемов 2016 года) на причалах АМПУ и 41,7 млн тонн – на собственных причалах (на 16% больше, чем за январь-ноябрь 2016-го). Государственные стивидоры снизили свои объемы почти на 13% – за 11 месяцев прошедшего года обработали 31,4 млн тонн.
Весь год морскую отрасль сотрясали скандалы, связанные с назначениями/увольнениями начальников портов, неправомерными проверками контролирующих органов, активностью компаний, услуги которых участники рынка считают навязанными, передачей в аренду портового имущества и пр.
Из значимого – в сентябре Кабмин принял решение снизить размер портовых сборов до 20%, а также уменьшить норму отчисления дивидендов для АМПУ с 75% до 50%. Но решение Кабмина заработает только с 1 января 2018 года.
Вопрос о передаче двух объектов морской инфраструктуры (Херсонского МТП и МТП «Ольвия») в управление частным инвесторам остается в сфере лозунгов и обещаний. Есть подвижки только по МТП «Черноморск» – 19 декабря МИУ согласовало заявку международной компании Hutchison Ports на аренду территории в районе 1–6 причалов порта. Но впереди еще подготовка и проведение тендера. По прогнозам МИУ, конкурс может состояться летом 2018 года. Приход такого инвестора способен стать хорошим сигналом для иностранных компаний. Hutchison Ports – крупнейший в мире оператор контейнерных терминалов.
Железная дорога: проблемный экспресс

В августе Войцеха Бальчуна на посту главы ПАО «Укрзализниця» сменил первый замминистра Евгений Кравцов. Чиновник из МИУ пришел в УЗ как временный руководитель – "исполняющим обязанности". Но на рынке убеждены, что в таком статусе Кравцов пробудет достаточно долго – конкурс по выбору главы железной дороги в наступившем году не состоится.
Завершение строительства Бескидского тоннеля – пожалуй, самое важное инфраструктурное событие ушедшего года. Этот объект строили четыре года и на его возведение потратили свыше 100 млн евро. Главная задача тоннеля – увеличить пропускную способность для поездов сообщением Украина-ЕС. По данным УЗ, через эти железнодорожные ворота сейчас приходит около 60% транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы.
Но, чтобы этот объект заработал на полную мощность, железной дороге предстоит решить вопрос с дефицитом грузовых вагонов и локомотивами.
Из опыта 2015 года – периода пикового дефицита подвижного состава на рынке – руководство железной дороги вынесло немного: в 2017-м практически все грузоотправители вновь столкнулись с нехваткой вагонов и тяги. Введение автоматического распределения зерновозов не принесло ожидаемых результатов (возможно потому, что неотработанную систему запустили за несколько недель до начала сбора урожая). А попытки скорректировать маршруты для грузоотправителей (для оптимизации перевозок и эффективности использования локомотивов) привели к тому, что значительная часть грузовладельцев испытали сложности со своевременным вывозом своей продукции.
С 31 октября в Украине на 15% выросли тарифы на железнодорожные перевозки, что можно смело отнести к небольшой победе менеджмента УЗ – этот вопрос железная дорога лоббировала больше года. Правда, изначально руководство железной дороги настаивало на 25%-м повышении тарифов.
Провал года УЗ – срыв планов по закупкам подвижного состава. В течение года железная дорога несколько раз пыталась закупить около 2500 полувагонов, но тендеры каждый раз, по разным причинам, переносились.
Пассажирское направление УЗ в минувшем году каких-либо серьезных перемен не ощутило. Это подразделение продолжает наращивать убытки и сокращать количество перевезенных граждан.
Из важных инициатив УЗ – начало масштабной программы ремонта подвижного состава. Также в прошлом году "Укрзализныця" построила на своих предприятиях 2100 полувагонов и 65 фитинговых платформ – рекордное количество для железной дороги.
В наступившем году руководству железной дороги, скорее всего, вновь придется пересматривать тарифы. По грузоперевозкам планируется привязать тариф к инфляционной составляющей, величина и алгоритм повышения тарифов на пассажирские перевозки пока не известен.
Важным событием нового года может стать контракт на покупку 30 локомотивов у General Electric Transportation. Помимо этого, в наступившем году "Укрзализныця" собирается запустить ряд новых инфраструктурных проектов. Например, планируется строительство пассажирского хаба в Мукачево и грузового – возле Львова, с подведением к ним европейской железнодорожной колеи.
На 2018 год перенеслось и рассмотрение законопроекта «О железнодорожном транспорте», принятие которого должно положить начало реформе железной дороги. Ее главная суть – в открытой конкуренции: планируется, что на рынок пассажирских перевозок пустят частные компании, а грузовладельцы получат возможность использовать собственные локомотивы.
Авиасообщение: воздушные замки

Для аэропортов минувший год в целом был успешным. По итогам 11 месяцев 2017-го воздушные ворота Украины обслужили 15,3 млн пассажиров, что почти на 30% больше, чем по итогам аналогичного периода годом ранее. Основной поток принял МА «Борисполь» – вышел на показатель 10,3 млн пассажиров.
Растут объемы и у главного перевозчика страны – авиакомпании «Международные авиалинии Украины». В МАУ по итогам 2017-го перевезли около 7,8 млн пассажиров (в 2016 году было перевезено 6 млн пассажиров).
На растущий рынок пришли новые перевозчики: с сентября из Киева в Доху начала летать авиакомпания QatarAirways и несколько лоукостеров (Buta Airways, Ernest Airlines и пр.).
Безусловным маркетинговым провалом года стал скандал с крупнейшим европейским лоукостером Ryanair. Напомним, за несколько месяцев до начала полетов авиакомпания отказалась от выполнения рейсов из Украины – ее не устроили условия, предложенные аэропортом Борисполь.
Тем не менее даже из несостоявшегося партнерства с Ryanair Борисполю удалось извлечь выгоду. В июне, в разгар переговоров с лоукостером, министр инфраструктуры Владимир Омелян подписал указ о снижении сборов в МА «Борисполь» за обслуживание воздушных судов и пассажиров.
Предварительные расчеты дают повод аэропортам и авиакомпаниям смотреть в 2018 год с оптимизмом. Например, в МАУ рассчитывают перевезти более 10,5 млн пассажиров, не менее 50% которых будут транзитными. МА «Борисполь» планирует выйти по итогам наступившего года на объемы 12–13 млн пассажиров.
Кроме того, в новом году ожидается выход на рынок как минимум одного крупного лоукостера – британского перевозчика easyJet. Но, возможно, в свои планы внесет Украину и Ryanair – авиакомпания пока не вышла из переговоров с Борисполем.
Омрачить оптимизм украинских воздушных ворот могут авиационные власти ЕС: в Европейском агентстве авиационной безопасности рассматривают возможность расширить зону ограничений для полетов в Днепровском районе полетной информации. Небезопасными для выполнения полетов могут признать пространство над Харьковской, Запорожской и Днепропетровской областями.
«Национальную» авиакомпанию SkyUp, представленную в середине декабря Владимиром Омеляном, пока нельзя считать достижением – у компании пока нет зарегистрированных воздушных судов в Украине, и она еще не получила сертификат эксплуатанта. Поэтому говорить о чем-либо, кроме анонсированных планов по началу полетов внутри страны и за рубеж, пока рано.
Дорожная инфраструктура: уперлись в бетон

За минувший год в Украине отремонтировали около 2000 км дорог. Это менее 1,5% от общей протяженности отечественных дорог, но за последние 12 лет – рекордная цифра. БОльшие объемы были зафиксированы только в 2005 году: тогда дорожники привели в порядок почти 6200 км полотна. Всего на дорожные работы «Укравтодор» получил около 9 млрд грн, еще около 7 млрд поступило в облгосадминистрации в рамках таможенного эксперимента.
А вот годом строящихся мостов 2017-й, несмотря на обещания главы МИУ, так и не стал, зато успел запомниться как год разрушающихся мостовых конструкций. В ушедшем году обрушилось три моста – в Киеве, Харьковской и Львовской областях.
В наступившем году ситуация с дорожной инфраструктурой должна улучшиться – с 1 января 2018-го начал работу Дорожный фонд, призванный за первый год аккумулировать 50% поступлений от акцизов на нефтепродукты. По подсчетам премьер-министра Владимира Гройсмана, бюджет фонда составит около 40 млрд грн.
Также в новом году планируется начать реконструкцию дорог с заменой покрытия на цементобетон. В планах МИУ – три таких проекта общей протяженностью 232 км. Стоимость работ оценивают в 8 млрд грн. Первой собираются провести реконструкцию северного обхода Житомира по трассе М-06 Киев – Чоп.
Также цементнобетонное покрытие обещают участкам дорог Н-31 Днепр – Решетиловка и Н-11 Кропивницкий – Николаев.
В планах на 2018 год – возобновить строительство мостового перехода в Запорожье и начать сооружение моста через Днепр возле Горишних Плавней. Строительство и ремонт мостовых конструкций – важная инициатива. По данным МИУ, в Украине насчитывается более 16 000 мостов, но только 7500 из них соответствуют действующим нормам и стандартам. В срочном ремонте нуждаются свыше 1800 мостовых переходов.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].