mind
Лечебные инвестиции: во что вкладывать деньги в украинской фарме
Украина инвестпривлекательная
Фармацевтика
Cпециальний проект Mind

Лечебные инвестиции: во что вкладывать деньги в украинской фарме

Какие факторы могут привлечь в отрасль иностранный капитал

Этот материал также доступен на украинском
Лечебные инвестиции: во что вкладывать деньги в украинской фарме
Фото: pixabay.com

На цикличном украинском фармрынке – очередной позитивный виток: после трехлетнего кризиса прошлый год показал тенденцию к исправлению ситуации и рост даже в долларовом выражении. Если же брать долгосрочный период – циклы не так и очевидны: рост происходил все последние 10 лет. Так, за 10-летний период с 2007 по 2017 год в гривне объем производства фармпрепаратов в Украине вырос с 3 млрд до 26 млрд грн, в долларах – с $665 млн до $1 млрд. При том что в целом покупательная способность населения заметно снизилась – с $3069 ВВП на душу населения в 2007 до $2186 в 2017-м. В рамках спецпроекта «Украина инвестпривлекательная. Фармацевтика» Mind подготовил обстоятельный анализ факторов, которые могут привлечь в отрасль иностранный капитал.

На острие инноваций. Почему в контексте инвестпривлекательности Украины важно говорить о фармацевтике? «В развитых странах эта отрасль – лидер по созданию добавленной стоимости и вложениям в R&D, рост продаж и производства возможен только при условии создания мощной научно-исследовательской базы», – говорит Геннадий Чижиков, президент Торгово-промышленной палаты Украины.

Согласно данным EFPIA (European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations), полученным на основе рейтинга 2500 компаний со всего мира по объемам инвестиций в R&D, в 2015 году компании из отрасли фармацевтики и биотехнологий в среднем тратили на исследования и разработки 15% от объема чистых продаж. Это больше, чем в какой-либо другой индустрии – например, разработка ПО и IT шли лишь на втором месте с показателем 10%, производство хадвера и компьютеров – 8%, автомобильная промышленность – 5,9%.

При этом глобально в региональном разрезе распределение добавленной стоимости, создаваемой фарминдустрией, смещается в сторону развивающихся стран. Это значит, что инвестиции в разработки фармпрепаратов тут растут быстрее, чем в цивилизованном мире. «В лидеры экспорта в Украине недавно вышла IT-отрасль. Но тут мы продаем скорее наши компетенции, тогда как в фарме есть возможность продавать и продукты с высокой добавленной стоимостью, ведь мы имеем очень хорошую производственную базу», – отмечает Александр Мамуня, партнер юркомпании Aequo.

Региональное распределение валовой добавленной стоимости, которая создается фарминдустрей, %

Данные: EFPIA

Так что есть вероятность, что на острие этого процесса может оказаться и Украина. Задатки у нас действительно вполне неплохие – украинское фармпроизводство считается одним из самых развитых на всем постсоветском пространстве. Тут работает 115 производственных фармпредприятий, их продукция экспортируется в 80 стран мира. Как в целом выглядит отрасль в глазах украинских и зарубежных инвесторов, и какие факторы влияют на это виденье, играя в плюс или в минус?

Незанятая ниша. «Нужно признать – вход на украинский рынок за последние несколько лет значительно облегчился. Но если перед вами открыта дверь – это еще не значит, что вы обязательно в нее войдете. Вам нужен мотив», – рассуждает Виталий Гордиенко, глава совета директоров Ассоциации производителей инновационных лекарств (АПРаД). Сегодня в ассоциацию входят 16 компаний. Все они – иностранные производители и выпускают преимущественно инновационные препараты, рассказывает Гордиенко. Всего таких компаний на украинском рынке – представительств ведущих глобальных фармконцернов – не более 20. «Это число плюс-минус стабильно уже много лет. Мы, конечно, стараемся рассказывать штаб-квартирам, что Украина перспективна, чтобы они приходили сюда как минимум со своими продуктами. Но пока, к сожалению, мы остаемся не очень привлекательными в экономическом плане», – отмечает он.

В мире оригинальные препараты – главная составляющая затрат на фармацевтику в разрезе рецептурных препаратов. Которые, в свою очередь, в развитых странах составляют основную долю фармрынка на противовес безрецептурным «лекарствам из-под прилавка» (over-the-counter-drug), как их называют на Западе.

Структура рынков некоторых стран мира в разрезе рецептурных и безрецептурных ЛС,  2014 год

Данные: dolcera.com

В Украине все не так. Чаще всего население занимается самолечением, участие государства в закупках ЛС ничтожно мало. Почти 90% рынка – out-pocket market, то есть затраты, финансируемые из кармана потребителя.

Рынок лекарственных средств Украины, млрд грн

Данные: еженедельник "Аптека"

Структура продаж ЛС в денежном измерении, %

Данные: еженедельник "Аптека"

Умножив этот фактор на чрезвычайно низкий показатель платежеспособности населения – получим едва ли не самый низкий в регионе (включая Европу и страны СНГ) объем потребления лекарственных средств на душу населения в год.

Потребление лекарственных средств в некоторых странах мира, $/чел. в год

Данные: ФФ Дарниця

Доля инновационной фармы в Украине – не более 9% от всего рынка, который в 2017 году составил $2,1 млрд, говорит Гордиенко. «С другой стороны – низкий уровень потребления лекарств на душу населения в Украине в сравнении с развитыми странами демонстрирует высокий потенциал роста этого рынка», – считает Игорь Никифорчин, директор по развитию «Фармацевтической фирмы «Дарница».

Главным драйвером этого роста может стать именно отстающий госпитальный сегмент – то есть централизованные закупки лекарств (как правило, за счет государственного бюджета). Надежда на увеличение доли в фармрынке государства есть, хоть в предыдущие годы она только падала. Во-первых, после долгих лет одних разговоров государство запустило пилотные проекты по реимбурсации (компенсации стоимости) ряда аптечных препаратов. В прошлом году на это было выделено 750 млн грн, на 2018-й запланирован 1 млрд. Во-вторых, согласно законам, принятым в рамках медреформы, доля госзатрат на здравоохранение должна вырасти до 5% от ВВП (в предыдущие годы она не превышала 3-4%).

Препятствием для прихода в Украину ведущих игроков глобального фармрынка, помимо экономических факторов, является низкий уровень защиты патентных прав у нас в стране, говорят представители таких компаний. Необходимые законы, защищающие интеллектуальную собственность, приняты, но не работают автоматически. Компании, столкнувшейся с нарушением своих патентных прав, придется долго отстаивать свои интересы в суде. Более того, в данный момент рассматривается ряд законодательных инициатив, которые в случае принятия рискуют еще сильнее ухудшить эту ситуацию.

Цена прогресса. Если с производством фармы в Украине все так хорошо – почему мы не разрабатываем собственные инновационные препараты? Мы разрабатываем, но очень мало. «99,9% отечественных препаратов – это генерические или традиционные», – говорят в АПРаД. «Да, в Украине пока очень мало R&D в фармацевтике. Но у нас есть около 3-4 десятков патентов, в том числе в США и Китае», – добавляет представитель «Дарницы». По данным «Укрпатента», в Украине патенты имеют «Дарница» (60 патентов, из них 25 действующих), «Фармак» (62 и 20 соответственно), Борщаговский ХФЗ (49 и 19), «Лекхим» (8 и 5), «Биофарма» (4 и 2) и некоторые другие фармпроизводители. Правда, большинство из них относится к старым лекарственным средствам, которые правильнее отнести к традиционным.

Лечебные инвестиции: во что вкладывать деньги в украинской фарме

«На сегодняшний день инвестиции, необходимые для создания одной молекулы – $1 млрд и больше», – поясняет Игорь Никифорчин. Если же учесть, что в мире одобряются далеко не все препараты, которые были разработаны – затраты на одобренную молекулу заоблачно высоки. По данным Evaluate Pharma и PwC, в среднем за пять лет – с 2007 по 2011 год – они составляли $4,2 млрд на единицу. По времени весь процесс от постановки цели до одобрения и вывода на рынок препарата может занимать до 12 лет.

Значимая часть этих инвестиций, примерно пятая часть, по данным EFPIA, приходится на доклинические исследования (исследования не на людях). На трехфазные клинические исследования идет почти половина бюджета. Из которых третья фаза – определение эффективности, безопасности и оптимальной дозы – самая весомая.

Лечебные инвестиции: во что вкладывать деньги в украинской фарме

Но большинство фармкомпаний мира, конечно, не тратят такие деньги на производство лекарств. За счет сокращения фазы как клинических, так и доклинических исследований производство генериков (препаратов, по которым истек срок патентной защиты) требует намного меньше инвестиций. По данным ARK Invest, для создания и вывода на рынок такого препарата потребуется $4-8 млн и от трех до пяти лет. Такие инвестиции не дают настолько высокой отдачи, как те, что направляются в наиболее сложный и современный сегмент инновационной фармы – биотехнологии. Тем не менее, показатель возврата инвестиций выше, чем для традиционной «биг фармы» – компаний, вкладывающих деньги в основном в новые химические препараты.

Лечебные инвестиции: во что вкладывать деньги в украинской фарме

За последние годы доходы «большой фармы» обрушились еще сильнее из-за так называемого «патентного обрыва» – окончания срока действия патентов на многие «блокбастеры» (оригинальные препараты с объемом продаж свыше $1 млрд) в период с 2013 по 2016 год. Это стало в том числе отличной возможностью и для украинских компаний вывести на рынок собственные генерики на освободившееся место производителей оригинальной фармы.

Правда, для украинских компаний производство генериков – все равно большие деньги, говорят фармпроизводители. «Одна лишь стоимость исследований на биоэквивалентность, которая покажет, насколько этот генерик соответствует оригинальному препарату, может колебаться от 2 до 4 млн грн», – рассказывает Никифорчин. Он утверждает, что «Дарница» вкладывает в собственные R&D и разработку 10% своей валовой выручки. Чистый доход компании в 2017 году составил 2,53 млрд грн.

В Украине перспективнее всего производить генерики, не скрывают фармпроизводители. Тем более что общий тренд в мире, а особенно в развивающихся странах – стимулировать производство препаратов, находящихся уже за пределами патентной защиты, для сокращения общих затрат граждан и госбюджетов на здравоохранение. Патентованные препараты будут играть незначительную роль в росте фармпродаж на развивающихся рынках, говорится в отчете PwC с прогнозом для рынка до 2020 года.

Лечебные инвестиции: во что вкладывать деньги в украинской фарме

Но для ряда сложных и редких заболеваний, таких как онкологии, ВИЧ, орфанные заболевания, напоминает Гордиенко, генериков просто не существует, а наибольшую эффективность показывают самые дорогостоящие биотехнологические препараты.

«Родные» инвестиции. По данным Госстата, украинская фармацевтика демонстрирует высокие темпы роста капитальных инвестиций – 18% за последние семь лет на фоне более скромного среднего показателя в 13% для других отраслей. Причем капинвестиции росли даже в кризисный период 2014-2015 годов. С прямыми иностранными инвестициями пока все хуже – их объемы сокращались.

Лечебные инвестиции: во что вкладывать деньги в украинской фарме

Во что инвестируют украинские производители? Во-первых, в течение последних 10-15  лет значительные средства были потрачены на переход на европейские стандарты «надлежащей производственной практики» GMP. В беседах с Mind производители рассказывают, что это стоило им от $6 млн до $10 млн. Этого требовали обязательства Украины в рамках международных соглашений с ЕС, и это позволило компаниям продавать свою продукцию в ЕС. Во-вторых, компании вкладывались в модернизацию производства, закупку современных производственных линий для своих традиционных препаратов. Так, Борщаговский ХФЗ модернизирует свой цех по производству таблеток и капсул (инвестиции до 2019 года должны составить 317 млн грн), «Дарница» потратила 20 млн евро на создание высокотехнологичного производства инфузийных растворов.

Лечебные инвестиции: во что вкладывать деньги в украинской фарме

Наконец, компании пользуются возможностями «патентного обрыва» и стремятся выводить на рынок новые генерические препараты. «В настоящее время у нас боле 100 продуктов на разных этапах разработки. Мы тщательно отслеживаем, какие лекарства уходят от патентной защиты, чтобы добавить их в наш портфель, если они будут недоступны в Украине. Выделяем ресурсы для разработки лекарств в наших основных областях – диабет, кардиология, респираторные заболевания. Мы активны в невралгии и психиатрии и, я надеюсь, скоро расширимся за счет препаратов в области женского здоровья», – рассказала в одном из своих последних интервью глава набсовета «Фармака» Филя Жебровская. В «Дарнице» говорят, что имеют 20 препаратов на этапе регистрации, еще 66 – на разных этапах разработки.

«Возможно, иностранные компании по каким-то причинам пока не готовы создавать свое производство. Но есть, например, инструменты лицензирования, которые, мне кажется в Украине сильно недоиспользованы», – рассуждает Александр Мамуня. В «Дарнице» это уже поняли. «Например, мы сами не имеем полного досье на создание какого-либо интересного продукта. Чтобы его создать – нужно немало времени и инвестиций. Другой вариант – купить интеллектуальную собственность и начать производить по лицензии», – объясняет Никифорчин.

Зарубежному партнеру это дает возможность простого выхода на быстрорастущий рынок, украинской компании – экономию ресурсов. «Прежде всего – времени. На генерическом рынке это главный фактор успеха, чем быстрее вы войдете в сегмент – тем быстрее сможете получить коммерциализацию. Остальные соберут крохи со стола», – рассказывает представитель «Дарницы». По его словам, компания только начинает опробовать эту модель и сейчас работает над формированием нескольких таких лицензионных контрактов.

Фармакологи, объединяйтесь. Но интерес к кооперации с иностранными партнерами этим не ограничивается. Украинские компании хотели бы сотрудничать с ними в части получения технологий производства, обучения инновационным технологиям своего персонала. «Локализация производства в Украине прежде всего интересует производителей генерических лекарственных средств. Это обусловлено спецификой нашего рынка, о чем говорилось ранее. Несколько таких производителей даже построили собственные производственные мощности в нашей стране. Относительно производителей инновационных лекарств – подобные инициативы основном касаются лицензионных договоров с существующими украинскими компаниями», – отмечает Виталий Гордиенко.

В качестве примера можно привести завод "Кусум Фарм" в Сумах, который был построен почти с нуля индийским бизнесменом Радживом Гупта. В 2005 году он выкупил заброшенные помещения и построил здесь завод. Еще в конце 1990-х чешская Lab Pharma построила под Киевом завод «Фарма Старт», который в 2015 году выкупила швейцарская Acino Pharma. На обоих предприятиях выпускаются генерические, преимущественно безрецептурные препараты.

В качестве частично локализированных производств можно вспомнить совместный проект «Фармак» и американской Eli Lilly and Company по производству инсулина (с 1998 года кооперация прошла путь от выпуска упаковки до полного цикла производства), производство вакцины «Пентаксим» на заводе «Фармекс Груп» (Киевская область) с французской Sanofi. Производство антиретровирусного препарата «Алувиа» разработки американской Abbott было налажено при ее участии на киевском «Индаре». В 2011 году производитель рецептурных препаратов «Люмьер Фарма» наладил производство совместно с глобальной F.Hoffmann-La Roche Ltd инновационных иммунобиологических препаратов для больных гепатитами, лимфомами, лимфолейкозами, раком молочной железы и артритом.

Пока это скорее единичные случаи, которые нельзя назвать трендом. «Но если наши компании будут соответствовать высоким стандартам потенциальных партнеров – а они уже во многом соответствуют – то те будут с удовольствием идти на такую кооперацию. И местные производители смогут таким образом повысить эффективность собственных интеллектуальных разработок, развиться в кооперации со своими более продвинутыми западными партнерами», – считает Александр Мамуня.

Нельзя быть исключительно рынком сбыта, уверен он, собственное производство должно быть фетишем. «Нам нужно создавать добавленную стоимость. Делать это можно либо большими, либо маленькими шагами. И фармацевтика – это шанс двигаться большими», – заключает Александр Мамуня.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате