Сила тока: что принесет Украине конкурентный энергорынок
Какие изменения ожидают участников энергетической отрасли и их потребителей в новых условиях

В соответствии с законом «О рынке электрической энергии» (http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2019-19/page), до старта конкурентного рынка электричества остается менее 10 месяцев. В возможность реального запуска реформы именно с 11 июля 2019 года верят далеко не все. Времени в запасе слишком мало.
Нерешенных вопросов слишком много, включая проблемы системного характера, решение которых зависит не только от самих энергетиков. Однако так или иначе, курс на внедрение в Украине либеральной модели энергорынка развернуть вспять невозможно.
К будущему конкурентному рынку растет внимание со стороны юридических и консалтинговых компаний, потенциальных инвесторов, банкиров, поставщиков оборудования, СМИ. Все происходящее говорит о том, что энергетическая реформа может оказать стимулирующий эффект развития на всю национальную экономику.
Как неоднократно сообщал Mind, с 11 июля следующего года энергетическая отрасль вступит в переходный этап создания конкурентного энергорынка в стране, который должен завершиться к 11 июля 2020-го. Вкратце напомним: речь идет об упразднении нынешней государственной монополии на оптовую торговлю электричеством в лице ГП «Энергорынок» с переходом к прямой продаже электроэнергии от производителей к поставщикам и потребителям и появлению конкурентных сегментов рынка.
Согласно закону, новый энергорынок будет функционировать на пяти площадках: это будут рынки двухсторонних договоров, «на сутки вперед», внутрисуточный рынок, балансирующий и рынок вспомогательных услуг. Нетрудно заметить, что градация рынков определяется периодами поставок электроэнергии в зависимости от спроса и предложения на базовую, маневренную или резервную мощности.
В свою очередь, на розничном рынке до конца 2018 года нужно провести анбандлинг облэнерго, которые разделятся на оператора системы распределения и электропоставщика. Параллельно возникнет институт независимых электропоставщиков, не связанных с облэнерго. Все это должно привести к полноценной конкуренции за потребителя, так как все поставщики в итоге будут покупать электричество на конкурентном рынке и продавать его потребителям по свободным ценам.
Что хорошего может принести конкуренция? Безусловно, всплеск инвестиционной активности в сфере ВИЭ продиктован не только облегчением процесса выдачи технических условий и договоров на присоединение для объектов зеленой генерации со стороны НЭК «Укрэнерго». Закон о рынке электроэнергии, вступивший в силу 11 июля 2017 года, положителен для инвесторов с точки зрения внятного старта реформы в отрасли.
Отныне потенциальным инвесторам и всем заинтересованным сторонам стали более понятны правила игры на долгосрочную перспективу, которые будут действовать в украинской электроэнергетике и которые отвечают требованиям Третьего энергопакета ЕС и европейской практике. Именно создание конкурентного энергорынка является основной предпосылкой повышения инвестиционной привлекательности отрасли в силу ряда факторов.
Снижение политической зависимости отрасли. Практика тарифного популизма и торможения реформ в электроэнергетике, которую украинские правительства апробировали на протяжении "нулевых" и в первой половине "десятых" годов, закончилась плачевно. Уровень инвестиционных вложений в отрасль не позволяет приостановить процесс физической деградации основных фондов. Возникла патовая ситуация: инвестиций и обновления нет, а тарифы растут.
Упразднение практики ручного управления. Модель единого оптового покупателя, которая действует в Украине в ее нынешнем виде с 2000-го года, представляет собой идеальный соблазн для чиновников порулить денежными потоками энергорынка. Вся история отечественного оптового рынка электричества – это история постоянного перераспределения средств в ручном режиме в пользу того или иного участника. При этом реальная цена электроэнергии на сегодня в Украине неизвестна ни в одном отраслевом сегменте.
Расширение товарной линейки в энергорынке. Создание конкурентного рынка позволяет четко определить реальные ценовые индикаторы для потенциальных инвесторов по всем подвидам генерации. Станет понятно, сколько реально стоит базовая, маневренная и резервная мощность, какой мощности не хватает и куда стоит вкладывать деньги при выборе того или иного сценария развития энергосистемы.
Интеграция с европейской энергосистемой. Киев может приступить к практической синхронизации с европейской континентальной энергосистемой ENTSO-E начиная с 2022 года. Пропускная способность межгосударственных линий электропередач Украины с Европой позволяет наладить встречные экспортно-импортные поставки мощностью 2,4 тыс. МВт с перспективой ее увеличения. Объединение с ENTSO-E позволит повысить технологическую устойчивость энергосистемы, поспособствует снижению цены киловатт-часа на внутреннем рынке за счет расширения конкуренции, а также повысит инвестиционную привлекательность отечественной энергетики.
Повышение энергетической безопасности страны. Развитие конкуренции между производителями и поставщиками тока, сооружение новых генерирующих мощностей, внедрение современных технологий, объединение с ENTSO-E – все это ведет к повышению энергетической безопасности и позволит потенциальным инвесторам рассматривать украинскую энергетику как понятную и предсказуемую площадку для вложения денег.
Насколько вырастут цены? Основной целью либеральной модели энергорынка является внедрение максимально возможной конкуренции как на оптовом, так и на розничном рынках, с целью запуска ценобалансирующих механизмов. Однако, как свидетельствует общемировой и европейский опыт, на первых этапах после запуска конкурентных энергорынков наблюдается повышение цен на электричество.
Виной тому – не сама либеральная модель, а отсутствие адекватной цены электричества в предыдущих моделях ручного регулирования. Таким образом, киловатт-час после реформы приобретает свою реальную рыночную цену. Однако в дальнейшем, по мере совершенствования внутренних рыночных механизмов и объединения национальных энергосистем в общеевропейскую, наблюдается снижение энерготарифов до 30%.
По приблизительным экспертным оценкам, увеличение цены электроэнергии для отечественных промышленных потребителей вследствие внедрения конкурентной модели может составить порядка 25-30%. Произойдет это, преимущественно, за счет роста цены на электроэнергию НАЭК «Энергоатом» и «Укргидроэнерго».
Повышение цен по-разному затронет различные группы потребителей. Так, для крупных предприятий цена, вероятнее всего, не вырастет. Это связано с тем, что они потребляют электричество в больших объемах.
Что касается населения, то так или иначе расценки на киловатт-час для домохозяйств придется повышать. И виновата в этом, опять-таки, не энергореформа, а популизм властей, которые долгие годы удерживали цену для бытового сектора на уровне ниже фактической себестоимости, в ущерб промышленности. Нравится это кому-то или нет, но идти в конкурентный рынок с нынешним объемом перекрестного субсидирования населения промышленностью невозможно.
Каких новшеств ожидать? Что и как изменится для всех участников энергетической отрасли после 11 июля 2019 года, помимо самой цены?
Генерация. Все производители, независимо от вида генерирующих источников, получают в рынке равные стартовые конкурентные права. Системный оператор не имеет права в ручном режиме ограничивать работу отдельных блоков или электростанций, соответственно упраздняются механизмы ручного регулирования со стороны НКРЭКУ. Генерирующие компании получают четкие ценовые индикаторы стоимости электричества в разных точках графика потребления, расширяют товарную линейку, а также получают стимулы инвестировать средства в новые производственные объекты.
Диапазон доходов у тепловиков сдвинется в сторону маневренной мощности, которая будет стоить дороже, чем базовая. «Энергоатом», в свою очередь, будет реализовывать электроэнергию ровным графиком, при этом государство, в случае резкого роста цены атомного киловатт-часа, будет изымать существенную часть дохода компании в бюджет.
Электропоставщики. К концу 2018 года облэнерго должны разделиться на оператора распределительных сетей и поставщика электроэнергии. С этого момента оператор распредсетей займется исключительно передачей электричества, а поставщик – ее поставкой. После получения соответствующей лицензии, новосозданные на базе облэнерго поставщики будут также выполнять функцию поставщиков универсальных услуг на протяжении двух лет – до момента запуска в стране полноценного конкурентного рынка.
Поставщик универсальных услуг не имеет права отказать в поставках электроэнергии населению и малым небытовым потребителям.
С декабря 2018-го все без исключения потребители получат право на выбор поставщика, каждый из которых будет покупать электричество по свободным рыночным ценам.
Крупный бизнес. Предприятия получат возможность заключать прямые контракты на покупку электричества у производителей по фиксированной цене на долгосрочный период. Также ожидается снижение тарифной нагрузки на крупные энергоемкие предприятия за счет более диверсифицированного перераспределения цены электроэнергии в зависимости от объемов и графиков потребления. Для всех промпотребителей при этом поэтапно будет снят груз перекрестного субсидирования населения.
Крупный бизнес также сможет получать дополнительный доход за счет снижения потребления в часы пик и предоставления дополнительных услуг по регулированию напряжения и реактивной мощности.
Малый и средний бизнес. Потребители этой категории получают возможность снижать расходы на электроэнергию за счет выбора более гибкого графика потребления из предложений конкурирующих поставщиков. Предприятие имеет право свободной смены поставщика в случае неудовлетворенности качеством его услуг. Также в Украине планируется внедрить на государственном уровне институт Энергетического омбудсмена, призванного защищать как раз интересы мелкого и среднего потребителя.
Бытовые потребители. Население тоже получит возможность выбора поставщика и избавится от монопольной зависимости от облэнерго. В перспективе ожидается повышение качества поставок электроэнергии за счет сокращения количества и продолжительности отключений. Этому будет способствовать введение стимулирующего тарифообразования для операторов распредсетей.
Также ожидается максимальное открытие информации для потребителя со стороны поставщиков и внедрение в Украине на уровне Еврокомиссии The European Energy Consumer Checklist, который предоставляет потребителям подробное разъяснение их прав.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].