Сила тока: что принесет Украине конкурентный энергорынок
Спецпроект
Реформа энергорынка
Проект реализует Mind при поддержке энергетической компании ДТЭК

Сила тока: что принесет Украине конкурентный энергорынок

Какие изменения ожидают участников энергетической отрасли и их потребителей в новых условиях

Этот материал также доступен на украинском
Сила тока: что принесет Украине конкурентный энергорынок
Фото: pixabay

В соответствии с законом «О рынке электрической энергии» (http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2019-19/page), до старта конкурентного рынка электричества остается менее 10 месяцев. В возможность реального запуска реформы именно с 11 июля 2019 года верят далеко не все. Времени в запасе слишком мало.

Нерешенных вопросов слишком много, включая проблемы системного характера, решение которых зависит не только от самих энергетиков. Однако так или иначе, курс на внедрение в Украине либеральной модели энергорынка развернуть вспять невозможно.

К будущему конкурентному рынку растет внимание со стороны юридических и консалтинговых компаний, потенциальных инвесторов, банкиров, поставщиков оборудования, СМИ. Все происходящее говорит о том, что энергетическая реформа может оказать стимулирующий эффект развития на всю национальную экономику.   

Как неоднократно сообщал Mind, с 11 июля следующего года энергетическая отрасль вступит в переходный этап создания конкурентного энергорынка в стране, который должен завершиться к 11 июля 2020-го. Вкратце напомним: речь идет об упразднении нынешней государственной монополии на оптовую торговлю электричеством в лице ГП «Энергорынок» с переходом к прямой продаже электроэнергии от производителей к поставщикам и потребителям и появлению конкурентных сегментов рынка.

Согласно закону, новый энергорынок будет функционировать на пяти площадках: это будут рынки двухсторонних договоров, «на сутки вперед», внутрисуточный рынок, балансирующий и рынок вспомогательных услуг. Нетрудно заметить, что градация рынков определяется периодами поставок электроэнергии в зависимости от спроса и предложения на базовую, маневренную или резервную мощности.

В свою очередь, на розничном рынке до конца 2018 года нужно провести анбандлинг облэнерго, которые разделятся на оператора системы распределения и электропоставщика. Параллельно возникнет институт независимых электропоставщиков, не связанных с облэнерго. Все это должно привести к полноценной конкуренции за потребителя, так как все поставщики в итоге будут покупать электричество на конкурентном рынке и продавать его потребителям по свободным ценам.

Что хорошего может принести конкуренция? Безусловно, всплеск инвестиционной активности в сфере ВИЭ продиктован не только облегчением процесса выдачи технических условий и договоров на присоединение для объектов зеленой генерации со стороны НЭК «Укрэнерго». Закон о рынке электроэнергии, вступивший в силу 11 июля 2017 года, положителен для инвесторов с точки зрения внятного старта реформы в отрасли.

Отныне потенциальным инвесторам и всем заинтересованным сторонам стали более понятны правила игры на долгосрочную перспективу, которые будут действовать в украинской электроэнергетике и которые отвечают требованиям Третьего энергопакета ЕС и европейской практике. Именно создание конкурентного энергорынка является основной предпосылкой повышения инвестиционной привлекательности отрасли в силу ряда факторов.

Снижение политической зависимости отрасли. Практика тарифного популизма и торможения реформ в электроэнергетике, которую украинские правительства апробировали на протяжении "нулевых" и в первой половине "десятых" годов, закончилась плачевно. Уровень инвестиционных вложений в отрасль не позволяет приостановить процесс физической деградации основных фондов. Возникла патовая ситуация: инвестиций и обновления нет, а тарифы растут.

Упразднение практики ручного управления. Модель единого оптового покупателя, которая действует в Украине в ее нынешнем виде с 2000-го года, представляет собой идеальный соблазн для чиновников порулить денежными потоками энергорынка. Вся история отечественного оптового рынка электричества – это история постоянного перераспределения средств в ручном режиме в пользу того или иного участника. При этом реальная цена электроэнергии на сегодня в Украине неизвестна ни в одном отраслевом сегменте.

Расширение товарной линейки в энергорынке. Создание конкурентного рынка позволяет четко определить реальные ценовые индикаторы для потенциальных инвесторов по всем подвидам генерации. Станет понятно, сколько реально стоит базовая, маневренная и резервная мощность, какой мощности не хватает и куда стоит вкладывать деньги при выборе того или иного сценария развития энергосистемы.

Интеграция с европейской энергосистемой. Киев может приступить к практической синхронизации с европейской континентальной энергосистемой ENTSO-E начиная с 2022 года. Пропускная способность межгосударственных линий электропередач Украины с Европой позволяет наладить встречные экспортно-импортные поставки мощностью 2,4 тыс. МВт с перспективой ее увеличения. Объединение с ENTSO-E позволит повысить технологическую устойчивость энергосистемы, поспособствует снижению цены киловатт-часа на внутреннем рынке за счет расширения конкуренции, а также повысит инвестиционную привлекательность отечественной энергетики.

Повышение энергетической безопасности страны. Развитие конкуренции между производителями и поставщиками тока, сооружение новых генерирующих мощностей, внедрение современных технологий, объединение с ENTSO-E – все это ведет к повышению энергетической безопасности и позволит потенциальным инвесторам рассматривать украинскую энергетику как понятную и предсказуемую площадку для вложения денег.

Насколько вырастут цены? Основной целью либеральной модели энергорынка является внедрение максимально возможной конкуренции как на оптовом, так и на розничном рынках, с целью запуска ценобалансирующих механизмов. Однако, как свидетельствует общемировой и европейский опыт, на первых этапах после запуска конкурентных энергорынков наблюдается повышение цен на электричество.

Виной тому – не сама либеральная модель, а отсутствие адекватной цены электричества в предыдущих моделях ручного регулирования. Таким образом, киловатт-час после реформы приобретает свою реальную рыночную цену. Однако в дальнейшем, по мере совершенствования внутренних рыночных механизмов и объединения национальных энергосистем в общеевропейскую, наблюдается снижение энерготарифов до 30%.  

По приблизительным экспертным оценкам, увеличение цены электроэнергии для отечественных промышленных потребителей вследствие внедрения конкурентной модели может составить порядка 25-30%. Произойдет это, преимущественно, за счет роста цены на электроэнергию НАЭК «Энергоатом» и «Укргидроэнерго».

Повышение цен по-разному затронет различные группы потребителей. Так, для крупных предприятий цена, вероятнее всего, не вырастет. Это связано с тем, что они потребляют электричество в больших объемах.
Что касается населения, то так или иначе расценки на киловатт-час для домохозяйств придется повышать. И виновата в этом, опять-таки, не энергореформа, а популизм властей, которые долгие годы удерживали цену для бытового сектора на уровне ниже фактической себестоимости, в ущерб промышленности. Нравится это кому-то или нет, но идти в конкурентный рынок с нынешним объемом перекрестного субсидирования населения промышленностью невозможно.

 

Каких новшеств ожидать? Что и как изменится для всех участников энергетической отрасли после 11 июля 2019 года, помимо самой цены?

Генерация. Все производители, независимо от вида генерирующих источников, получают в рынке равные стартовые конкурентные права. Системный оператор не имеет права в ручном режиме ограничивать работу отдельных блоков или электростанций, соответственно упраздняются механизмы ручного регулирования со стороны НКРЭКУ. Генерирующие компании получают четкие ценовые индикаторы стоимости электричества в разных точках графика потребления, расширяют товарную линейку, а также получают стимулы инвестировать средства в новые производственные объекты.

Диапазон доходов у тепловиков сдвинется в сторону маневренной мощности, которая будет стоить дороже, чем базовая. «Энергоатом», в свою очередь, будет реализовывать электроэнергию ровным графиком, при этом государство, в случае резкого роста цены атомного киловатт-часа, будет изымать существенную часть дохода компании в бюджет.

Электропоставщики. К концу 2018 года облэнерго должны разделиться на оператора распределительных сетей и поставщика электроэнергии. С этого момента оператор распредсетей займется исключительно передачей электричества, а поставщик – ее поставкой. После получения соответствующей лицензии, новосозданные на базе облэнерго поставщики будут также выполнять функцию поставщиков универсальных услуг на протяжении двух лет – до момента запуска в стране полноценного конкурентного рынка.

Поставщик универсальных услуг не имеет права отказать в поставках электроэнергии населению и малым небытовым потребителям.

С декабря 2018-го все без исключения потребители получат право на выбор поставщика, каждый из которых будет покупать электричество по свободным рыночным ценам.  

Крупный бизнес. Предприятия получат возможность заключать прямые контракты на покупку электричества у производителей по фиксированной цене на долгосрочный период. Также ожидается снижение тарифной нагрузки на крупные энергоемкие предприятия за счет более диверсифицированного перераспределения цены электроэнергии в зависимости от объемов и графиков потребления. Для всех промпотребителей при этом  поэтапно будет снят груз перекрестного субсидирования населения.

Крупный бизнес также сможет получать дополнительный доход за счет снижения потребления в часы пик и предоставления дополнительных услуг по регулированию напряжения и реактивной мощности.

Малый и средний бизнес. Потребители этой категории получают возможность снижать расходы на электроэнергию за счет выбора более гибкого графика потребления из предложений конкурирующих поставщиков. Предприятие имеет право свободной смены поставщика в случае неудовлетворенности качеством его услуг. Также в Украине планируется внедрить на государственном уровне институт Энергетического омбудсмена, призванного защищать как раз интересы мелкого и среднего потребителя.

Бытовые потребители. Население тоже получит возможность выбора поставщика и избавится от монопольной зависимости от облэнерго. В перспективе ожидается повышение качества поставок электроэнергии за счет сокращения количества и продолжительности отключений. Этому будет способствовать введение стимулирующего тарифообразования для операторов распредсетей.

Также ожидается максимальное открытие информации для потребителя со стороны поставщиков и внедрение в Украине на уровне Еврокомиссии The European Energy Consumer Checklist, который предоставляет потребителям подробное разъяснение их прав.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате