Цугцванг для «Нафтогаза»: запретит ли преемница Ангелы Меркель «Северный поток – 2»
От чего зависит конкурентоспособность украинской ГТС

Немецкая партия Христианско-демократический союз (ХДС), которую больше 18 лет возглавляла нынешний канцлер Германии Ангела Меркель, в минувшую пятницу выбрала нового руководителя. Председателем партии стала Аннегрет Крамп-Карренбауэр, она же будет следующим кандидатом в канцлеры в 2021 году.
Что может измениться в «газовой» политике немецких властей? Новый лидер ХДС уже привлекла внимание своей жесткой критикой России. Она призвала закрыть немецкие порты для судов из российских портов в связи с конфликтом в Керченском проливе, а также заявила, что политическую значимость проекта «Северный поток – 2» для поставок российского газа в Европу в обход Украины нужно пересмотреть.
Но близкий к Меркель чиновник сообщил The Wall Street Journal, что у немецкого правительства не будет никаких правовых возможностей остановить строительство газопровода, поскольку все необходимые разрешения уже выданы.
Если же ХДС изменит свое отношение к «Северному потоку – 2», это может стать проверкой на прочность единства правительства Германии: ее партнер по правящей коалиции – Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – один из главных сторонников проекта, отмечает WSJ. Министр иностранных дел и член СДПГ Хайко Масс уже заявил, что проект нельзя отменять, а нужно использовать как рычаг в переговорах с Россией по поводу безопасности Украины. Есть и другое важное обстоятельство в этой дискуссии: бывший канцлер и лидер СДПГ Герхард Шредер является председателем комитета акционеров компании Nord Stream AG, которая занимается строительством проекта.
Что означает «Северный поток – 2» для Германии? Он позволит поставлять российский природный газ напрямую в Германию по дну Балтийского моря, удвоив мощности уже существующего «Северного потока». Эксплуатация газопровода может начаться в конце 2019 года. Тогда же закончится срок действия контракта на транспортировку российского газа между «Газпромом» и «Нафтогазом», переговоры о новых условиях транзита стороны в настоящее время не ведут.
США и ряд европейских стран критикуют Германию за поддержку «Северного потока – 2», в строительстве которого, кроме немецких компаний Wintershall и Uniper, участвуют также австрийская OMV, французская Engie, британско-голландская Shell. Противники «Северного потока-2» утверждают, что этот проект увеличивает энергетическую зависимость ЕС от России. Но только Берлин, как отмечает Financial Times, получит политические выгоды от его эксплуатации.
Какова геополитическая роль «СП – 2»? Российские газопроводы являются чрезвычайно полезными инструментами контроля и принуждения. Ангела Меркель говорила, что Германия также сможет играть в принуждение через сдерживание потоков российского газа. «Но это все равно оставляет Украину на милость политики Кремля. Запуск «Северного потока – 2» снимает самый мощный сдерживающий фактор для агрессии Москвы против Киева, что смертельно вредит европейской сплоченности и доверию Германии как надежного соседа. Поэтому «Северный поток – 2» – это тест для Германии, хочет ли она соответствовать требованиям политически ответственного лидера Европы», – говорится в публикации FT.
Ее автор также обращает внимание на предвзятость популярной критики оппонентов «Северного потока – 2», прежде всего, США и Польши, у которых есть собственный интерес – не только политический, но и финансовый, чтобы ограничивать торговлю российским газом на рынках стран ЕС. США стремятся расширить экспорт сжиженного газа в Европу, и Польша участвует в этой сделке.
Это позволяет сделать вывод о весьма неоднозначной позиции официального Киева и, прежде всего, НАК «Нафтогаз Украины», связанной с «Северным потоком – 2». С одной стороны, выступая против этого проекта, «Нафтогаз» говорит об интересе сохранить транзит российского газа по украинской газотранспортной системе. Но конкурентоспособность украинского маршрута зависит исключительно от того, насколько активно «Газпром» торгует с Европой: чем больше российского газа будут закупать страны ЕС, тем более востребованными будут украинские газопроводы у «Газпрома» и, соответственно, тем больше доходов от транзита получит оператор ГТС.
Однако такое взаимовыгодное сотрудничество Киева и Москвы в нынешних условиях вряд ли возможно. Между странами пятый год развивается политический конфликт, спровоцированный аннексией Крыма Россией и вооруженным противостоянием на Донбассе. Пока он не урегулирован, определенности в вопросе о будущем украинских газопроводов сложно достичь, не поспособствовало этому до сих пор и посредничество Брюсселя.
Какие уроки следует извлечь Украине? В любом случае, увеличение поставок СПГ в Европу неизбежно. Газовый рынок развивается и становится глобальным. Это облегчает доступ на него для новых игроков и, соответственно, усиливает конкуренцию.
Американские производители газа и страны ЕС строят новые мощности для более активной торговли СПГ. Поставки из США способны изменить динамику цен на газ в Европе и сделать «Газпром» более уступчивым в торговле. Поэтому Украине выгодно заботиться не только о судьбе своей газотранспортной инфраструктуры, но и о диверсификации поставок и энергоэффективности, чтобы потребители на внутреннем рынке в перспективе были наименее восприимчивы к внешним рискам.
Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].