«Давайте після свят»: почему проекты замирают
И что делать бизнесу с «узаконенной прокрастинацией»

В период затяжных (а в этом году рождественский сезон стартовал 22 декабря) праздников деловая жизнь в стране практически останавливается: почтовые отправления доставляются с задержкой, госучреждения сокращают график работы, а офисные сотрудники решают поступающие к ним вопросы «левой пяткой». В этот сезон в Украине не принято браться за новые проекты и заключать важные сделки. Зачем, если проще подумать об этом уже «после праздников»?
Фраза «давайте після свят» с годами стала общенациональным мемом, над которым потешается каждый второй в Сети. Но так ли весела ситуация на самом деле? Mind разбирался, что стоит за этой фразой, и может ли она помешать бизнесу или карьере.
Почему так говорят?
Когда время ценнее золота. Предпраздничная суета включает в себя не только подготовку к застолью и покупку подарков, но еще и составление годового отчета и множество других рабочих задач, которые нужно успеть завершить до дня «икс».
Маркетинг-менеджер украинского представительства компании MSI Ирина Руденко рассказала, что особенно это характерно для компаний с долгосрочным планированием. «Тут больше всего работает фактор времени и организации работы – в конце года помимо обычных отчетов часто подготавливаешь отдельный годовой отчет, а там и годовое планирование не за горами», – уверяет она.
Именно эта плотность задач делает последние недели перед зимними праздниками самыми интенсивными: закрываются старые вопросы, подписываются итоговые документы, сводятся балансы. Добавить в график еще одно дело может быть практически невозможно, лучше действительно подождать менее загруженного периода.
Не очень-то и хотелось. Карьерный Консультант Ульяна Ходоривская припоминает кейсы, где оффер был отправлен соискателю 31 декабря, и в тот же день на него был получен положительный ответ. Все просто: позволить себе переносить важную встречу на период после праздников может человек, которому ваше общее дело – будь то работа, проект или предложение – не «горит».
Очистка и обнуление. Существует и психологический аспект. «Новый год – это всегда еще и какой-то личный и структурный чек-поинт, время, чтобы обнулиться и подготовиться к новому старту», – говорит Ирина Руденко. В такие периоды далеко не всегда хочется браться за то, что не успеешь доделать до 31 декабря, чтобы не истратить все силы и начать год без «хвостов». «Приходите завтра» – чуть ли не самая удобная и эффективная стратегия в предновогодней горячке», – уверена она.
Кто виноват и что делать?
Все зависит от сферы. HR Generalist компании ITProsteer Ирина Клейменова на собственном опыте ощутила разницу в отношении к переносам важных встреч и договоренностей на период после новогодних праздников. Она уверена, что сегодня все зависит от сферы деятельности, в которой работает компания. У айтишников и тех, кто сотрудничает с иностранцами, такой привычки зачастую нет.
«От зарубежных партнеров я вообще слышала эту фразу один раз, и это касалось отрезка времени с 24 декабря по 2 января», – объясняет она. Также Ирина считает, что привычка говорить «давайте після свят» имеет очень локальный характер и свойственна не всем украинцам, а скорее жителям западной части Украины.
«Львов останавливается, и я каждый раз удивляюсь. Неужели никому не нужны деньги?», – сетует Ирина Клейменова.
Без аргументов – никуда. Сегодня предложение продолжить сотрудничество после праздников может восприниматься как грубость или неуважение к собеседнику. Именно поэтому Ульяна Ходоривская советует объяснять и аргументировать причину переноса. В этом случае вы даже сможете повысить свою ценность как специалиста.
«Если у вас две встречи сегодня и еще три – завтра, и вы физически не можете принять предложение сейчас, то так и скажите собеседнику. Не зазорно и перенести внезапную встречу, если вас нет в стране», – заверила она.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].