Окно в ЕС: Путеводитель для украинских предпринимателей – где и как лучше выходить на европейский рынок

Окно в ЕС: Путеводитель для украинских предпринимателей – где и как лучше выходить на европейский рынок

Особенности выхода украинского бизнеса на рынки Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Эстонии

Этот материал также доступен на украинском
Окно в ЕС: Путеводитель для украинских предпринимателей – где и как лучше выходить на европейский рынок

Несмотря на подписание AA/DCFTA (Украина присоединилась к Зоне свободной торговли с ЕС 1 января 2016 года) украинские предприниматели не получили свободного доступа на европейский рынок и источников финансирования.

Более того, формальные барьеры и физические границы между экономиками ЕС и Украины будут сохраняться даже в долгосрочной перспективе, поэтому украинские предприниматели должны выработать для себя оптимальную стратегию вхождения в ЕС в зависимости от своих целей, географических и отраслевых приоритетов.

После подписания AA/DCFTA украинский бизнес начал активно интересоваться возможностями развития бизнеса в ЕС. Одни исследуют потенциал европейских рынков для увеличения собственного экспорта, другие – налаживают импорт европейских товаров в Украину, третьи – имеют достаточно капитала для приобретения и осуществления инвестиций в европейские активы, четвертые – ищут источники финансирования для развития деятельности в Украине.

К сожалению, соглашение об ассоциации для украинских предпринимателей только расширяет возможности, а не ликвидирует барьеры для свободного движения товаров, услуг и капитала. В определенной степени оно очень асимметрично, поскольку европейские предприятия автоматически получили доступ на украинский рынок, зато украинские компании должны пройти достаточно затратный и длительный путь модернизации и адаптации, чтобы иметь возможность выйти на единый европейский рынок.

Более того, ЕС сохранил несколько эффективных механизмов защиты от наплыва украинских товаров: квоты, пошлины и физическая ограниченность пропускных пунктов. Дополнительно, одним из ключевых принципов функционирования DCFTA является соблюдение украинским бизнесом стандартов и правил, предусмотренных acquis communautaire, то есть совокупностью нормативно-правовых актов и информационно-рекомендательных документов, принимаемых уровне европейских институтов.

В ЕС документы такого характера в большинстве случаев автоматически распространяются на страны, входящие в союз. Зато Украине, чтобы не «выпадать» из правового поля, необходимо постоянно осуществлять мониторинг правотворческой деятельности европейских институтов и самостоятельно внедрять эти изменения.

Это в значительной степени замедляет процесс институциональной адаптации к единому экономическому пространству ЕС и усложняет процесс функционирования в нем. Например, определенный регламент (regulation), принятый европейскими институтами, автоматически становится частью национального законодательства всех стран ЕС, в Украине же в большинстве случаев это потребует внесения изменений в действующее законодательство, что обычно занимает много времени, тем более если речь идет не о выборах, а о технических аспектах осуществления хозяйственной деятельности. Вышесказанное позволяет утверждать, что ЕС лишь «приоткрыл» ворота на свой рынок, дальше украинские компании должны искать дорогу сами.

Есть для них и хорошая новость. Специфика европейского экономического пространства заключается в том, что оно базируется в основном на нормах и правилах acquis communautaire. Они частично унифицируют (в основном регуляции и таможенные аспекты), частично гармонизируют (налоговое законодательство, льготы и инструменты государственной поддержки бизнеса) правила ведения бизнеса на территории всего ЕС.

Это означает, что каждое предприятие, зарегистрированное в одной из стран ЕС и выполняющее все национальные требования для ведения хозяйственной деятельности в выбранной области, автоматически может свободно осуществлять такую деятельность также в любой другой стране, входящей в ЕС.

Для каждого украинского предприятия главная задача – легализовать свое присутствие в одной из стран Евросоюза. Фактически это создаст плацдарм, который позволит реализовывать задачи на территории всего сообщества.

В целом правила ведения бизнеса в ЕС построены таким образом, который делает внутренний рынок ЕС подобным типичного внутреннего рынка отдельно взятого государства.

В то же время каждая страна имеет значительное пространство для внедрения определенных индивидуальных условий для осуществления хозяйственной деятельности, а также характеризуется собственной спецификой, которая может как улучшать, так и ухудшать привлекательность ее предпринимательской среды по сравнению с другими членами ЕС.

Ключевые отличия заключаются в:

  • экономических параметрах (объем и структура рынка, отраслевые пропорции, доступность кадров, развитости финансовой системы и т. д.);
  • уровне фискальной нагрузки (каждое государство самостоятельно определяет ставки прямых налогов, зато система косвенных налогов гармонизирована, таможенные сборы и платежи практически полностью унифицированы);
  • уровне государственной поддержки и помощи (в целом зависит от приоритетов государственной политики конкретной страны и уровня экономического развития государства и его отдельных регионов);
  • инфраструктуре для осуществления хозяйственной деятельности в широком смысле этого слова (транспортная и логистическая инфраструктура, цифровая инфраструктура и т. д.);
  • деловой культуре.


Названные факторы достаточно сильно влияют на привлекательность для бизнеса конкретных европейских государств даже при том, что общие правила осуществления хозяйственной деятельности фактически одинаковые во всех страна – членах ЕС. Чтобы выбрать страну, которая станет плацдармом на европейском рынке, надо четко понимать собственные задачи, а также знать о сильных и слабых сторонах конкретных стран.

Украинский бизнес (особенно средний и малый) после подписания AA/DCFTA достаточно осторожно выходит на европейский рынок. Обусловлено это не только проблемами технической адаптации к европейским стандартам, но также и закономерным недостатком информации о возможностях и проблемах каждой конкретной страны ЕС.

Стратегия украинского бизнеса (за исключением олигархических конгломератов) сейчас сконцентрирована на открытии для себя и исследовании восточных членов ЕС, географически и ментально близких для Украине.

В Центрально-Восточной Европе действительно достаточно много новых возможностей для всех представителей украинского бизнеса – от ищущих новые рынки, до тех, кто стремится диверсифицировать бизнес и инвестировать в активы на территории ЕС.

Каждая страна здесь имеет уникальные достижения, которые являются ее конкурентными преимуществами на европейском континенте, но также и комплекс скрытых проблем, которые могут помешать украинским предприятиям успешно выйти на ее рынок, а также рынок ЕС.

Стоит обратить внимание на несколько самых популярных направлений, которые могут открыть украинским предприятиям путь в ЕС

Польша

Краков, Польша. Фото: pixabay.com

Страна является безусловным лидером Центрально-Восточной Европы. Ее экономика в течение десятилетия демонстрирует один из самых высоких показателей роста в Европе. Благодаря этому в конце 2018 года Польша получила статус экономически развитой страны (согласно решению FTSE Russell).

С тех пор Польша официально принадлежит к группе 25 самых развитых мировых рынков, в которую входят, среди прочих, Германия, Франция, Япония, Австралия и США. Такое решение имеет важные практические эффекты. Например, большинство международных инвестиционных фондов (почти 90%) имеют право инвестировать только в экономики собственно этой группы страны.

Сегодня свою деятельность в Польше развивают крупнейшие компании мира, сюда приезжают специалисты из стран Западной Европы. Доступность финансовых ресурсов для развития собственного дела, очень хорошо развитая инфраструктура (лучшая в ЦВЕ), широкий пакет государственной помощи (особенно в пределах СЭЗ), низкий уровень коррупции и открытые, конструктивно настроенные чиновники создают благоприятный климат для реализации бизнес-проектов. Польша является особенно удобным местом для развития малого и среднего бизнеса. Не удивительно, что основой экономики является собственно малый и средний бизнес.

Существенный положительный фактор для украинского бизнеса – наличие в Польше значительного украинского предпринимательского сообщества, которое вместе с польскими партнерами уже создало инфраструктуру для польско-украинского сотрудничества. Сегодня можно найти десятки консалтинговых компаний, ассоциаций и организаций, предоставляющих весь спектр услуг для реализации многих типов хозяйственных операций между двумя странами.

Польша интересна для украинского бизнеса по многим причинам.

Во-первых, она сама по себе является большим рынком для украинской продукции.

Во-вторых, рассматривается как ворота в ЕС, через которые можно наладить экспорт в другие страны сообщества.

В-третьих, как источник финансовых ресурсов: Варшавская биржа является одним из самых популярных мест среди украинских компаний для привлечения капитала.

В-четвертых, является поставщиком важных аграрной продукции и промышленных товаров. Закономерно, что Польша в последние годы стала центром деловой активности украинских предпринимателей в ЕС.

Вместе с тем украинский бизнес может столкнуться здесь и с проблемами.

Во-первых, это низкая пропускная способность польско-украинской границы. Особенно актуальна эта проблема для автотранспорта, вынужденного тратить значительное время и средства для пересечения границ между странами. Это очень осложняет торговые операции и межличностные деловые контакты. Похоже, что решение этой задачи пока не является приоритетом для Украины и ЕС, поэтому высока вероятность, что ситуация будет только ухудшаться.

Во-вторых, Польша стремительно развивается, привлекая мощные мировые корпорации, что существенно усиливает конкуренцию на отдельных рынках. В некоторых секторах выйти на рынок уже сложно не из-за тарифных и внетарифных барьеров, а просто из-за жесткой конкуренции со стороны местных и иностранных компаний.

В-третьих, польская экономика испытывает значительный дефицит кадров. Формирование эффективного и продуктивного коллектива потребует высоких затрат. Более того, часто проблема будет заключаться даже не в затратах, а в способности найти работников соответствующей квалификации. Мощные корпорации начинают бороться за работников, когда те еще только учатся в вузах.

Мы рекомендуем выходить на рынок Польши, если вам нужно решить следующие задачи:

Вывод собственной продукции на рынок Польши. Внутренний польский рынок стремительно растет, является интересным для украинских предприятий большинства отраслей – и  экспортирующих аграрное сырье и полуфабрикаты, и предлагающих высокотехнологичную продукцию.

В отличие от большинства развитых стран ЕС Польша рассматривает Украину не только как направление экспорта собственных товаров и импорта сырья, но и как источник технологических решений, которые позволят ей сформировать собственные технологические цепи, отходя от модели младшего партнера западных стран ЕС. Сейчас в польской экономике есть определенный запрос не только на украинское сырье, но и на технологическую продукцию.

Развитие экспансии на рынки других государств ЕС. Польша со дня вступления в ЕС рассматривается украинскими предприятиями как ворота в ЕС. Сначала отечественные компании использовали только транзитный потенциал государства, но сейчас уже активно пользуются логистическими услугами.

Некоторые украинские предприятия имеют собственные склады, даже мощности по дополнительной обработке продукции, доставляемой из Украины с целью экспорта в другие страны ЕС. Кроме того, украинские предприниматели активно используют опыт польских партнеров в построении эффективных бизнес-моделей на европейских рынках.

Поиск контрагентов для импорта готовой продукции в Украине. После ограничения торговых операций с РФ многие украинские производители столкнулись с проблемой поиска альтернативных поставщиков товаров, от определенных компонентов до готовой продукции. Польша является достаточно привлекательным партнером в таких операциях, поскольку предлагает товары, соответствующие стандартам ЕС, по сравнительно низким ценам.

Динамика ВВП стран региона

2014

2015

2016

2017

2018

Польша

3,3 

3,8 

3,1 

4,8 

5,1 

Чехия

2,7 

5,3 

2,5 

4,4 

2,9 

Словакия

2,8 

4,2 

3,1 

3,2 

4,1 

Венгрия

4,2 

3,5 

2,3 

4,1 

4,9 

Эстония

2,9 

1,9 

3,5 

4,9 

3,9

ЕС

1,8 

2,3 

2,0 

2,4 

2,0 

Еврозона

1.4 

2.1 

2.0 

2.4 

1.9


Чехия

Прага, Чехия. Фото: pixabay.com

По данным большинства авторитетных международных исследований, Чехия является наиболее инвестиционно привлекательной и конкурентоспособной страной ЦВЕ. Экономические показатели страны улучшаются с каждым годом, а сама страна превращается в специфический хаб деловой активности, соединяющей Западную и Восточную Европу. На сегодняшний день страна занимает ведущие позиции по объему внешней торговли на человека, опережая Великобританию, Японию, Францию и Италию.

Важной является определенная специфика страны. Ее экономика достаточно тесно интегрирована в промышленный комплекс Центральной Европы, прежде всего Австрии и Германии. Она является лучшим плацдармом для развития деятельности в этом регионе.

Стоит также подчеркнуть, что Чехия имеет достаточно либеральные условия для создания собственных фирм.

Особенно интересны для украинских предпринимателей общества с ограниченной ответственностью. Минимальный капитал для уставного фонда – 1 крона. Для сравнения: в Словакии – 5000 евро, в Польше – около 1250 евро.

Слабыми сторонами Чехии являются: более плохая по сравнению с Польшей инфраструктура; ограниченность и высокая стоимость участков для промышленной эксплуатации; высокая конкуренция на внутренних рынках, особенно со стороны немецких и австрийских фирм.

Государство также имеет существенные проблемы с рынком труда. На проблему дефицита специалистов почти во всех ключевых отраслях экономики накладывается достаточно высокий уровень заработной платы. При этом следует помнить, что фискальная нагрузка на фонд оплаты труда для работодателей составляет около 34,0%, что является одним из самых высоких показателей в регионе. Для сравнения: в Польше – 22,4%, в Венгрии – 23,5%.

Мы рекомендуем выходить на рынок Чехии, если вы:

  • планируете взаимодействовать различными способами с немецкими и австрийскими партнерами (экспорт, импорт, инвестиции и т. д.);
  • планируете развивать бизнес в ЕС в качестве независимого направления своей деятельности, еще не связанного непосредственно с бизнесом в Украине;
  • ищете промышленное оборудование и машины для развития бизнеса в Украине по приемлемым ценам. Чехия – не только производитель такого оборудования, но и наладила модернизацию и перепродажу подержанного немецкого и австрийского оборудования;
  • нуждаетесь в посредниках для осуществления торговых операций и финансовых операций с российскими фирмами.

Ключевые параметры экономик региона (на основании данных 2018 года)

Польща

Чехія

Словаччина

Угорщина

Естонія

ВВП, млрд евро

496,460

206,822

90,202

131,935

25,656

ВВП на человека, тыс. евро

12,9 

19,4

16,6

13,5

19,5 

Экспорт, млрд евро

177,217

144,356

68,394

87,149

9,810

Импорт, млрд евро

156,513

119,217

63,750

77,131

12,410

Расходы домохозяйств, млрд евро 

289,006

98,736

49,073

64,741

12,795

Государственные расходы, млрд евро

87,924

41,112

17,556

25,180

5,049

Уровень безработицы, %

3,9

2,2

6,5

3,7

5,4

Словакия

Братислава, Словакия. Фото: pixabay.com

Словакия – небольшое государство, поэтому она остается наименее заметной страной в ЦВЕ. Однако именно здесь сформирован очень благоприятный инвестиционный климат. Обусловлено это тем, что Словакия конкурирует за инвестиции с такими странами как Польша, Чехия и Венгрия, поэтому априори должна предлагать наиболее благоприятные условия.

Словакия имеет определенные преимущества как в институциональной сфере, так и материальной. Она немного уступает своим конкурентам в вопросе номинальных налоговых ставок, но имеет очень простое и понятное налоговое законодательство, умеренную систему регулирования хозяйственной деятельности, а также широкий перечень доступных инструментов поддержки бизнеса.

Важную положительную роль играет тот факт, что Словакия относится к зоне евро, а в стране отсутствует регулирование валютных операций фирм и ограничения при валютных транзакциях.

Инфраструктура в Словакии хуже, чем в Польше, но существенным конкурентным преимуществом страны является доступность промышленных участков с развитой инфраструктурой, особенно находящихся в пределах СЭЗ. Обусловлено это тем, что в наследство от Чехословакии она получила большой промышленный комплекс, который оказался слишком большим для внутреннего рынка. Правительство постоянно пытается найти инвесторов для этих активов, поэтому предлагает достаточно привлекательные условия.

В последние два десятилетия Словакия стала воротами в ЕС для азиатских промышленных корпораций. Не в последнюю очередь из-за привлекательных условий и выгодного расположения страны, инфраструктура которой гарантирует доступ к рынкам Польши, Венгрии, Австрии и Чехии.

Мы рекомендуем выходить на рынок Cловакии, если вы:

  • ищете альтернативные Польше ворота для выхода на рынки ЕС, в частности, транзитные маршруты, логистические услуги и партнеров, специализирующихся на развитии бизнеса в Центральной и Западной Европе;
  • нуждаетесь в площадках для налаживания производства промышленных товаров, особенно для предприятий, требующих больших инвестиций в недвижимость и достаточно развитой инфраструктуры;
  • хотите расширить географию экспорта своей продукции, прежде всего в машиностроении. Находящиеся в Словакии мощные неевропейские корпорации не имеют такого критического неприятия компаний из стран, не являющихся членами ЕС, как немецкие или французские корпорации, поэтому отношения с ними складываются для украинских производителей легче и продуктивнее.

Ключевые параметры фискального пространства стран региона

Польша

Чехия

Словакия

Венгрия

Эстония

Налог на прибыль

Стандартная ставка на прибыль 19%. 

Для налогоплательщиков, доход которых в налоговом году не превышал 1,2 млн евро – 9%. 

Стандартная ставка – 19%

Стандартная ставка –21%

Стандартная ставка – 9%

Стандартная ставка на прибыль, которая распределяется, – 14–20%; ставка на прибыль, которая реинвестируется, – 0%

НДС

Стандартная ставка НДС составляет 23%; сниженные ставки – 5%, 8%.

Стандартная ставка –21%, сниженные ставки –15%, 10%.

Стандартная ставка -20%, %; сниженная ставка – 10%

Стандартная ставка – 27%, сниженные ставки 18%, 5%.

Стандартная ставка – 20%; сниженная ставка – 9%. 

Фискальная нагрузка на фонд оплаты труда для работодателей

Около 22,4% 

Около 34,0%

Около 35,2%

Около 23,5%

Около 33,8%

Венгрия

Будапешт, Венгрия. Фото: pixabay.com

Является одной из наиболее развитых экономик региона, соответственно имеет достаточно объемный внутренний рынок, развитую инфраструктуру и мощный промышленный комплекс.

Венгрия в последние годы целенаправленно проводит политику создания привлекательной предпринимательской среды. С этой целью власти снизили ставку по налогу на прибыль до 9%, сместив фискальное бремя на потребление (в стране самая высокая ставка не только в регионе, но и во всей Европе. Кроме того, активно развивает сеть СЭЗ, где инвесторам предлагается широкий пакет государственной поддержки.

Кроме того, достаточно активно действуют государственные и бизнес-организации, задачей которых является привлечение инвестиций в экономику. Они готовы всесторонне поддерживать всех, кто намерен осуществлять деловую активность в стране.

Слабые стороны: несколько специфическая деловая культура, которая зачастую не соответствует ожиданиям украинских предпринимателей. Не в последнюю очередь это связано с политическими конфликтами между двумя государствами. Безусловно, надежные стратегические партнеры держат довольно высокий уровень деловой коммуникации с украинскими представителями, но в текущей деятельности можно столкнуться с определенными проблемами.

Кроме того, значительные риски создает конфликт власти Венгрии с институтами ЕС, прежде всего с Европейской комиссией. ЕС сейчас находится не в лучших отношениях с большинством стран региона, но отношения с Будапештом особенно сложны. Следствием напряжения может стать появление негативных тенденций в экономике государства.

Мы рекомендуем выходить на рынок Венгрии, если вы:

  • стремитесь диверсифицировать инвестиции в реальный сектор экономики. Страна является достаточно благоприятным местом для налаживания материального производства;
  • хотите интегрироваться в технологические цепи, которые активно развивает нынешняя венгерская власть с целью противостояния технологической гегемонии стран Западной Европы;
  • намерены развивать экспорт в страны Южной Европы, прежде всего Балканского региона.

Эстония

Таллин, Эстония. Фото: pixabay.com

Страна является общеевропейским лидером в построении цифрового государства. Здесь доступны десятки цифровых сервисов, позволяющих решать через интернет почти все бюрократические дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Правительство страны активно развивает программу цифрового резидентства, которая позволяет иностранцам создать компанию и получить доступ к эстонской правовой и налоговой системе по всему миру, используя только ноутбук с доступом в интернет. Фактически нерезиденты могут осуществлять хозяйственную деятельность и пользоваться услугами, например, банковской системы республики так, будто они проживают в Эстонии.

Налоговая система Эстонии очень проста и понятна. Кроме того, она характеризуется одним из самых низких уровней налогообложения капитала. Стандартная ставка на  прибыль, которая распределяется, составляет 14–20% (в зависимости от группы налогоплательщиков), а на весь капитал, который остается в распоряжении фирмы, ставка составляет 0%.

Важную положительную роль для привлечения инвесторов и предпринимателей играет то, что Эстония относится к зоне евро. На практике это упрощает финансовые транзакции с Западной Европой, страны которой преимущественно относятся к этой зоне.

Большим преимуществом Эстонии является достаточно высокий уровень деловой культуры. К инвесторам относятся с уважением, независимо от гражданства и национальности. В стране используются два официальных языка – английский и эстонский, поэтому все правовые документы можно прочитать на английском. Правительственные офисы также по просьбе клиентов перейдут на английский язык.

Вместе с тем у Эстонии тоже есть свои слабые стороны. Она, безусловно, имеет очень комфортную инфраструктуру для управления виртуальными бизнесом или предприятиями в других странах ЕС, но не очень привлекательна для развития производства или торговли (за исключением посреднической торговли).

Страна имеет достаточно ограниченный внутренний рынок, не лучшее географическое положение и ощущает существенный дефицит рабочей силы.

Лучше всего эта страна подходит для осуществления финансовых транзакций среднего бизнеса. Довольно значительная часть инвесторов используют сервисы страны для размещения финансовых ресурсов в ЕС, которые затем направляются в другие экономики сообщества.

Мы рекомендуем использовать Эстонию для следующих целей:

  • разного типа финансовых транзакций среднего и малого бизнеса;
  • ведения деятельности в сфере оказания услуг, причем не только на территории Эстонии, но и всего Европейского союза;
  • осуществления инвестиций в активы ЕС, которые не всегда напрямую связаны с основной хозяйственной деятельностью.В общем довольно значительная часть украинских инвесторов используют сервисы страны для размещения финансовых ресурсов в европейском сообществе, которые затем направляются в другие экономики ЕС.

Восточные территории ЕС являются фактически самодостаточным регионом с широким спектром новых возможностей для развития бизнеса и налаживания тесной кооперации. Здесь представлены практически все необходимые факторы для эффективной и успешной деятельности: развитая инфраструктура, большие рынки, доступ к современным технологиям, масштабные государственные программы поддержки бизнеса и тому подобное.

Эти страны могут стать плацдармом для украинских предпринимателей, которые стремятся активизировать деятельность в ЕС. Однако стоит помнить, что страны характеризуется очень глубокими различиями и особенностями, поэтому надо очень тщательно и внимательно подходить к прокладке путей вхождения в ЕС.

Только четкое понимание собственных целей и объективная оценка преимуществ и слабых сторон восточных членов ЕС позволят сформировать эффективную стратегию деятельности.

Написать автору: olmoldovan@gmail.com

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате