Эффект Серсеи: как бизнес превращает коллег в заклятых врагов

Эффект Серсеи: как бизнес превращает коллег в заклятых врагов

И чем гасить эмоциональные «пожары» в коллективе

Этот материал также доступен на украинском
Эффект Серсеи: как бизнес превращает коллег в заклятых врагов
Корона героини сериала «Игра престолов» Серсеи Ланнистер
etsy.com

Командная игра иногда может стать ловушкой для амбициозных и в некоторых случаях рискует превратиться в ожесточенную борьбу соперников, ведь не все участники действительно готовы делить победы и поражения на всех. И если некоторое время амбиции можно искусно скрывать, то впоследствии они все равно возьмут верх. А значит, руководителю стоит заранее подготовиться к подобным потрясениям в коллективе и сработать на опережение.

Mind предлагает перевод и адаптацию опубликованной на странице Стэнфордской высшей школы бизнеса (ВШБ, Stanford Graduate School of Business) статьи, которая объясняет правила поведения в таких обстоятельствах. Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

Новое исследование показывает, что люди с общими целями могут попасть в ловушку «псевдосоревнования», наносящего ущерб всем его участникам.

«Не пытайтесь воспроизвести «Игру престолов» в реальной офисной жизни. По данным исследования, ожесточенная борьба уменьшает шансы на достижение целей», – говорит главный фотограф сериала HBO Хелен Слоун (Helen Sloan).

Восьмой сезон «Игры престолов» подошел к концу, заключительная серия вышла в эфир 19 мая. Зрители уже знают, что одна из самых хладнокровных героинь фильма не одержала победу и погибла.

Измены и коварные маневры вымышленного Вестероса – героя сериала «Игра престолов» – не так уж эффективны в реальной жизни. В исследовании Сзу-чи Хуан (Szu-chi Huang), доцента по маркетингу Стэнфордской ВШБ, говорится, что ярые соперники, которые прибегают к взаимному саботажу, могут в конце концов лишиться шансов на достижение важных целей.

Хуан объясняет, что «внутри компании конкуренция должна быть четко регламентирована». «Соревнование привлекает к деятельности больше работников, и это хорошо». Впрочем, как утверждает Хуан, оно также имеет разрушительные последствия, особенно если работники превращают достижение личных целей в квест, чтобы доказать, что они лучше, чем коллега за соседним столом. Также, по мнению исследовательницы, наша фиксация на победе может исказить представление о ситуации и привести к неточному прогнозированию результатов.

Эти выводы представлены в двух материалах Сзу-чи Хуан, написанных ею совместно с соавторами. Хуан рассказывает, что ее вдохновила предыдущая работа, которую она вместе с коллегами опубликовала в Журнале потребительских исследований в 2015 году. В ней было показано, что участники кампании по похудению Weight Watchers сначала работали как команда, поощряя друг друга. Однако приближаясь к цели, они все больше отдалялись друг от друга и даже прекращали посещать собрания. Одно из возможных объяснений – теряя вес, субъекты чувствовали, что больше не нуждаются в коллективной поддержке. Хуан заинтересовалась альтернативными вариантами.

Когда начальная цель исчезает с горизонта

«Нам стало интересно, почему они так поступают. Возможно, потому, что начинают испытывать давление соревнования, – объясняет исследовательница. –  люди вдруг начинают думать: «Я знаю, что могу похудеть, но этого недостаточно. Я должен похудеть больше других, чтобы выглядеть более здоровым и красивым, чем они».

Чтобы исследовать поведенческий эффект от такого воображаемого «псевдосоревнования», Хуан сотрудничала со Стефани Си Лин, бывшей аспиранткой по маркетингу Стэнфордской высшей школы бизнеса, ныне доцентом Сингапурского университета менеджмента и Инг Жанг – профессором Пекинского университета. Они разработали эксперименты, в которых субъекты выполняли творческие вербальные тесты и играли в различные игры, чтобы получить подарочные сертификаты от Amazon. Участникам сообщали, что все, кто получит определенное количество баллов, получат подарочные сертификаты. В этом заключалась суть эксперимента. Также субъекты работали с напарниками и могли своими действиями влиять на получение ими баллов.

Исследователи сделали потрясающее открытие. Приближаясь к собственным целям, субъекты проявляли большую склонность мешать своим напарникам и расслабляться, полагая, что имеют преимущества. Кроме того, они чаще выбирали игры, в которых, по их мнению, покажут лучшие результаты, чем их партнеры. 

«Приближаясь к цели, люди склонны менять ориентиры, – объясняет Хуан. – В конце концов они сосредотачиваются на расстоянии между собой и своими напарниками, а не на расстоянии до цели».

Хуан считает, что такой подход имеет смысл в реальном соревновании, «когда победа определяется позицией в отношении другого лица. Вы оба можете проигрывать, однако, получив хотя бы на балл больше, вы все равно выиграете». В случае псевдосоревнования люди, наоборот, действуют нелогично, потому что за первое место не существует реального приза, а мнимая возможность победить только отвлекает их от достижения личных, по-настоящему ценных и полезных целей.

Зацикленность на победе искажает прогнозы

Согласно второму исследованию, проведенному Хуан, Даниэлой Купор, которая защитила диссертацию в 2016 году на базе Стэнфордской ВШБ и ныне является доцентом Бостонского университета, а также Мелани Бракс, которая заканчивает аспирантуру в Стэнфордской ВШБ, субъекты, которых попросили предсказать результаты различных соревнований были склонны считать, что их соперники недаром верят в свою победу.

«Когда наблюдатели предсказывают результаты своих соперников, они систематически преувеличивают вероятность их выигрыша, – объясняет Купор. – Такое ошибочное представление происходит из-за ранее задокументированного представления о том, что люди обычно достигают своих целей. Это и искажает прогнозы наблюдателей».

Хуан утверждает: мы склонны верить в победу соперников из-за того, что наши ожидания глубоко укоренились в представлениях, сформированных культурными мифами, сосредоточенными на победителях. «Наблюдая за соревнованиями, мы часто видим, как кто-то побеждает... На Олимпийских играх основное внимание уделяется победителям, а не тем 99% спортсменов, которые приложили усилия, но проиграли. Журналисты также преимущественно рассказывают истории успеха людей, которые стремились выиграть, и в конце концов им это удалось. Это еще одна из возможных причин, почему у нас формируется такое заблуждение. На самом деле проигравших значительно больше, чем победителей».

Работа над внутренней конкуренцией

Эффект Серсеи: как бизнес превращает коллег в заклятых врагов

По словам Хуан, в обоих исследованиях речь идет о потенциальных рисках внутренней конкуренции. Организация, которая, оценивая работников, опирается, например, на личные цели или показатели эффективности, должна внимательно относится к созданию условий для конкуренции и структурных сравнений, которые бы препятствовали вероятным намерениям некоторых работников саботировать своих коллег. Иначе саботажники могут снизить чьи угодно показатели, даже свои.

По мнению Хуан, компания может попытаться реструктурировать схему сравнения, сопоставляя тех, кто находится на разных этапах карьеры, а не на одном. Сделать это можно, например, через систему наставничества.

«Или же следует акцентировать внимание на различиях и уникальных чертах каждого работника, задачах и проекте, чтобы сравнение больше не имело такого значения. Все эти вещи будут способствовать снижению нежелательной конкуренции и элиминации желания саботировать рабочий процесс», – добавляет она.

Также, по мнению Хуан, тенденция отождествлять намерения с будущим выигрышным результатом может заставить людей принимать неправильные решения в любой сфере – от инвестирования до выборов. Считая победу кандидата на политическую должность бесспорной, мы можем недостаточно его поддерживать; переоценивая шансы на успех, мы способны инвестировать в ошибочный проект. Хуан настаивает: для опровержения этих ложных представлений нужны дополнительные исследования.

Перевод подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате