Взгляд сверху: что думает нацрегулятор об уплате населения за ЖКУ

Взгляд сверху: что думает нацрегулятор об уплате населения за ЖКУ

Mind получил ответ от НКРЭКУ о природе «коммунальной» задолженности

Этот материал также доступен на украинском
Взгляд сверху: что думает нацрегулятор об уплате населения за ЖКУ
Фото: pixabay

Жилищно-коммунальная отрасль Украины сверхчувствительна как для экономики, так и для социально-политической повестки дня. Ситуация с формированием коммунальных тарифов, их оплатой, подсчетами общих долгов и механизмом их взыскания изо дня в день порождает все больше недоразумений.

Почти два месяца назад Mind направил в Национальную комиссию по вопросам регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) официальный запрос и предложение провести интервью с руководством или ведущими специалистами ведомства. Предложенные темы касались возможных сценариев решения неотложных вопросов по тарифам, долгам и т. п.

К сожалению, в ведомстве не нашлось специалистов, которые могли бы доходчиво объяснить нашей аудитории сложившуюся ситуацию. Зато, после более чем месяца ожиданий, от Нацкомиссии пришел ответ: 13 страниц цитат из нормативных документов, понять которые под силу разве что профессиональным юристам.

Поэтому редакция считает целесообразным обнародовать отдельные выдержки из этого письма. Во-первых, они дают исчерпывающее представление о том, что в стране до сих пор нет ни одного госоргана, который может комплексно защитить права потребителей ЖКУ. Во-вторых, ответ НКРЕКУ поможет местным юристам сформулировать законодательную основу при попытке отстаивать права граждан в отношениях с коммунальными органами.

  • Подчиненность коммунальных предприятий: кому потребители могут пожаловаться на несоответствие начислений, как это правильно сделать?

Несмотря на законодательно определенные полномочия НКРЭКУ, вопросы контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в части предоставления ими коммунальных услуг и осуществления ими начислений (выставление счетов) за потребленные услуги не относятся к компетенции НКРЭКУ.

Потребители коммунальных услуг по вопросам проверки правильности начислений за потребленные услуги имеют право обратиться в Госпродпотребслужбу, органы местного самоуправления и/или областные государственные администрации.

Вопрос порядка подачи и рассмотрения обращений регулируются законами Украины «Об обращениях граждан», «О доступе к публичной информации» и «О защите прав потребителей».

Письменное обращение направляется по почте или передается гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством. Письменное обращение также может быть направлено с использованием сети интернет, средств электронной связи (электронное обращение).

  • Ведется ли мониторинг и анализ коммунальных долгов; откуда появляются такие суммы задолженности?

К полномочиям Минрегиона, как центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относится осуществление мониторинга состояния расчетов за жилищно-коммунальные услуги. (Часть вторая статьи 4 Закона о ЖКУ).

Методологическими положениями определено, что органами, осуществляющими проведение государственного статистического наблюдения по оплате жилищно-коммунальных услуг является Госстат Украины и территориальные органы государственной статистики.

В соответствии с возложенными на него задачами Госстат Украины, помимо прочего, проводит мониторинг и удовлетворяет потребности пользователей в статистической информации.

  • Как можно повлиять на коммунальные предприятия, которые саботируют свои обязанности, такие как проведение сверки показаний счетчиков, непостановка на учет счетчиков, неснятие с учета счетчиков, отказ проводить поверку и т. п.

Суммируя выводы юристов НКРЭКУ по проблемам конкретных потребителей в конкретных квартирах или частных домах, ответ однозначен – никак. Об этом говорится в 11 абзацах. (Mind приводил этот вопрос как тему для интервью, что позволяет задать дополнительные конкретные вопросы).


А еще в 15 абзацах юристы НКРЭКУ рассказали, что должны сделать коммунальные предприятия для установления коммерческих общедомовых приборов; перед кем они должны отчитываться и как снимать общедомовые показатели.

  • Кто контролирует формирование тарифов и как можно повлиять на чиновников, которые превышают свои полномочия? Например, как заставить чиновников убрать из тарифа составляющую за обслуживание лифтов, если в доме вообще нет лифта.

Действующим законодательством, регулирующим деятельность и отношения в сфере теплоснабжения и предоставления коммунальных услуг, к полномочиям НКРЭКУ отнесены, в частности, установление тарифов на тепловую энергию и коммунальные услуги субъектам естественных монополий и хозяйствующим субъектам на смежных рынках в сфере теплоснабжения, лицензирование деятельности которых осуществляется НКРЭКУ, и осуществления контроля за соблюдением лицензиатами законодательства в соответствующей сфере регулирования и соответствующих лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности. 

Ответ НКРЭКУ насчитывает 14 абзацев с пояснениями по формированию стоимости и учета тепловой энергии, однако какого-либо объяснения, касающегося влияния общины на формирование этих тарифов, и их контроля. – Mind.

Жилищная услуга – услуга по управлению многоквартирным домом, которая включает содержание общего имущества многоквартирного дома, в частности уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, выполнение санитарно-технических работ, обслуживание внутридомовых систем (кроме обслуживания внутридомовых систем, используемых для предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае заключения индивидуальных договоров о предоставлении такой услуги, по условиям которых обслуживание таких систем осуществляется исполнителем), содержание лифтов и т.п.

Таким образом, деятельность по обслуживанию/содержанию лифтов в соответствии со статьей 5 Закона о ЖКУ является составной жилищной услуги по управлению многоквартирным домом. Стоимость услуги по управлению многоквартирным домом в соответствии со статьей 10 Закона о ЖКУ определяется по договоренности сторон, кроме случая избрания управляющего органом местного самоуправления.

Цена услуги по управлению многоквартирным домом при определении управляющего органом местного самоуправления на конкурсной основе в соответствии с Законом Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» определяется на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем конкурса.

Следовательно, местная власть ставит людей перед выбором: либо вы «играете по правилам», определенным чиновниками местной власти, либо берете на себя всю ответственность за свой дом – в виде ОСМД – и больше ни в чем не упрекаете местную власть. Однако в этой позиции слишком много социальных аспектов, чтобы ставить людей перед необходимостью создания ОСМД. – Mind.

  • Почему все показатели счетчиков считаются за разный отчетный период, почему нельзя ввести единый период передачи данных?

Никаких объяснений на вопрос о причинах установления различных периодов подачи показателей счетчиков потребления в НКРЭКУ так и не предоставили. Зато предложили перечень малопонятных законодательных статей. Что нужно сделать для того, чтобы установить единые даты для передачи показателей и утверждения чек-пойнтов для зачисления платежей и начала начисления долгов, остался открытым. Есть лишь очередные ссылки на законодательную казуистику:

Согласно части второй статьи 7 Закона №2189 индивидуальный потребитель обязан, в частности, подавать исполнителю коммунальных услуг или другому лицу, осуществляющему распределение объемов потребленных услуг, показания имеющихся приборов – распределителей тепловой энергии и/или узлов учета, обеспечивающих индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартире (помещении) многоквартирного дома, в порядке и сроки, определенные договором.

Исполнитель периодически, не реже одного раза в год, проводит контрольное снятие показаний узлов распределительного учета/приборов – распределителей тепловой энергии в присутствии потребителя или его представителя.

  • Почему на коммунальные предприятия, те же облгазы, насчитавшие в конце 2018 года несколько десятков миллиардов гривен долгов, нет никакой управы? Они не обращают внимания на НКРЭКУ, на суды. Как решить эту проблему?

В период с 11 марта по 19 апреля НКРЭКУ провела внеплановые проверки соблюдения ПАО «Винницагаз», ОАО «Волыньгаз», ПАО «Днепрогаз, ПАО« Днепропетровская », ПАО« Житомиргаз », ПАО «Закарпатгаз », ПАО« Запорожгаз », ПАО «Ивано-Франковскгаз», ПАО «Киевоблгаз», ПАО «Криворожгаз», ПАО «Львовгаз», ПАО «Николаевгаз», ПАО «Ривнегаз», ПАО «Сумыгаз», ПАО «Харьковгаз», ПАО «Харьковгоргаз», ПАО «Хмельницкгаз », ПАО «Черновцыгаз », ПАО «Черниговгаз» Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по распределению природного газа, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 16.02.2017 №201 (далее – Лицензионные условия), по результатам которых были составлены соответствующие акты проверок, которыми зафиксированы нарушения пункта 2.1 главы 2 Лицензионных условий по осуществлению хозяйственной деятельности по соблюдению требований Закона Украины «О рынке природного газа».

Указанные акты проверок были рассмотрены на заседаниях НКРЭКУ, которые проводились в форме открытых слушаний 22.03.2019, 26.03.2019, 29.03.2019, 02.04.2019, 05.04.2019, 12.04.2019, по результатам рассмотрения которых приняты решения, в частности наложены штрафы в размере 850 000 грн на указанных операторов ГРС за выявленные проверкой нарушения, их обязали привести свои действия в соответствие с требованиями действующего законодательства,путем осуществления перерасчета таким потребителям в части определения фактического объема потребления (распределения) природного газа по объекту бытового потребителя на основании данных счетчика природного газа начиная с октября 2018 года.

То есть, как решить проблему с облгазами, в НКРЭКУ не знают. – Mind.

  • С 1 мая вступил в силу новый закон о ЖКУ, уже в июне потребители начали получать счета с повышенными показателями потребления воды, отопления, газа, даже те, у кого есть счетчики. Что делать? Как повлиять на коммунальные предприятия, которые начнут еще больше списывать свои расходы на потребителей?

Что касается пункта 7 обращения, сообщаем, что с разъяснениями относительно норм Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» №2189 (который с 01.05.2019 вступил в силу в полном объеме) можно ознакомиться на официальном веб-сайте НКРЭКУ по ссылке.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате