4G в киевском метро: кто лоббирует отсрочку запуска

4G в киевском метро: кто лоббирует отсрочку запуска

Почему советник столичного мэра Максим Бахматов пригрозил исполнить танец импотентов на Майдане

Цей текст також доступний українською
4G в киевском метро: кто лоббирует отсрочку запуска
Фото: pixabay

4G на первых станциях столичной подземки мобильные операторы планировали «включить» еще в декабре 2019 года. Прошлым летом «большая тройка» провела тендер, выбрала подрядчика, закупила оборудование. Но по классике жанра вмешался искусственно созданный бюрократический фактор.

Кому выгодно затягивание процесса? Почему бессилен мэр города Виталий Кличко? Когда пассажиры метро перестанут видеть на своих смартфонах EDGE с минимальной скоростью. Сколько метрополитен сможет зарабатывать на предоставлении доступа операторам? На эти и другие вопросы искал ответы Mind 5 февраля на заседании постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы.

Каков потенциальный спрос? Ежедневно киевский метрополитен перевозит около 1,5 млн пассажиров. Эти люди проводят в подземке от 10 минут до нескольких часов в день. Большинство пассажиров уже имеют смартфоны с поддержкой 4G. Однако пока пользоваться услугой не могут.

Стоимость проекта? В «Киевстар» сообщили Mind, что «большая тройка» вкладывает в развитие 4G в метро Киева около 150 млн грн. «Инвестиции в проект разделены между тремя операторами поровну, поскольку мы строим общую инфраструктуру», – уточнили в lifecell.

Ранее озвучивалась другая цифра – $20 млн. «Это сумма уже сделанных инвестиций всеми операторами за весь период работы связи в метрополитене, начиная с «голоса» и 2G», – пояснили в пресс-службе «Киевстар».

Как продвигается «большая стройка»? Еще осенью 2018 года мобильные операторы объявили тендер на строительство 4G-сети в метро. Летом 2019-го огласили победителя. Им стала компания «Хуавей Украина».

«На сегодняшний день все важные технические аспекты согласованы с метрополитеном. Операторы уже завезли в страну соответствующее оборудование 4G и ожидают законных оснований для того, чтобы приступить к монтажным работам в метро», – рассказали изданию в «Киевстар» и «Vodafone Украина».

По какому графику будут подключать станции? «Большая тройка» планирует начать с конечных станций метро: «Героев Днепра», «Сирець», «Академгородок»  и т. п. А далее от них двигаться к центру.

Когда случится чудо? Это самый интересный вопрос, ответ на который меняется уже с завидной регулярностью:

  • После проведения тендера операторы оптимистично заявляли о старте в декабре 2019 года.

За месяц до этого срока советник мэра Киева Виталия Кличко Максим Бахматов выдал 

скорректированный прогноз: в І квартале 2020 года должны подключить 10 станций («Академгородок», «Житомирская», «Святошин», «Нивки», «Героев Днепра», «Минская», «Оболонь», «Сырец», «Дорогожичи», «Лукьяновская»), к началу 2021-го – все линии.

  • В конце декабря президент «Киевстар» Александр Комаров сообщил журналистам, что сроки запуска вновь придется перенести – на июнь 2020 года. 
  • Перед заседанием постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы операторы уже не рисковали называть хотя бы ориентировочные даты. «К сожалению, план запуска под угрозой срыва. Мы не можем давать гарантии и делать прогнозы по срокам реализации проекта в силу обстоятельств, которые от нас не зависят», – дружно заявили в комментарии Mind «Киевстар», «Vodafone Украина» и lifecell.

Кто стопорит запуск? По плану внедрения 4G в киевском метро, Киевский городской совет должен был утвердить тарифы для операторов. То есть принять проект решения с длинным названием  «Об установлении платы за доступ к элементам инфраструктуры объектов строительства, транспорта, энергетики, кабельной канализации электросвязи, домовой распределительной сети коммунальной собственности территориальной общины города Киева». 

Проект документа появился на сайте Киевсовета в ноябре 2019-го. В конце прошлого года на заседании постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы депутаты перенесли его рассмотрение на 5 февраля.

Мобильные операторы не рискуют официально предполагать, почему Киевсовет затягивает с принятием этого документа.

Более откровенны интернет-провайдеры. Ранее они поясняли Mind, что «оперативность» местных депутатов и чиновников тормозит не только запуск 4G в метро, но и развитие всего телеком-рынка и не только в столице, но и по всей стране. 

Что мешает ускориться? Краткий ответ на этот вопрос: желание собственников инфраструктуры собирать плату за доступ по завышенным тарифам. Для пояснения, как им это удается, нужен небольшой экскурс в историю.

  • В феврале 2017 года парламент принял закон «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей».
  • Ключевые нормы документа – граничные тарифы, то есть «планки» выше которых собственники инфраструктуры не могут подниматься. До этого плата начислялась по принципу «чем больше – тем лучше, операторы все равно заплатят, потому что альтернативы нет».
  • Но радость участников телеком-рынка после принятия закона была преждевременной. Лоббистам удалось внести в документ пару якобы незначительных норм/правок:

- требование устанавливать тарифы по методикам определения платы за доступ;

- слово «обязать» заменили на «рекомендовать» госструктурам и органам местного самоуправления привести свои решения в соответствие с законом в течение трех месяцев.

  • Эти три месяца уже растянулись на три года. Госведомства несколько лет разрабатывали методики. Ирония в том, что какие бы сложнейшие расчеты не проводили «счетоводы», в итоге плата за доступ оказалась равна предельным тарифам, прописанным в законе. Параллельно многие местные органы власти не покладая рук до сих пор трудятся над созданием «сложнейших» подзаконных актов: копированием норм закона о доступе, их обсуждением и утверждением. Три года. Несложно предположить, за сколько часов студент юрфака мог бы достать из закона десяток нужных цитат и дописать название органа местного самоуправления.
  • Но труд местных депутатов и чиновников нельзя назвать сизифовым: такая «расторопность» позволяет коммунальным предприятиям (собственникам инфраструктуры) продолжать начислять плату по своему усмотрению. К примеру,   КП «Киевавтодормост» выставляет расценки, превышающие предельные тарифы в 50 раз.

КП «Киевский метрополитен» пытается использовать эти лазейки? Нет, сообщили изданию операторы. «КГГА официально подтвердила операторам, что проект должен выполняться в соответствии с законом о доступе. С октября 2019 года операторы активно и конструктивно взаимодействуют с метрополитеном и КГГА в контексте выполнения плана действий в рамках законодательства о доступе», – рассказали в пресс-службе «Vodafone Украина».

В кулуарах Киевсовета Mind услышал другую версию: компания ЕСУ еще в 2012 году выиграла тендер на обновление мобильной сети в киевском метро. Долго и упорно строила «качественную» сеть. И не желает разрывать договор с Киевским метрополитеном.  

Кому еще не выгодно принятие проекта решения? Замороженный Киевсоветом документ касается не только метрополитена, но и всех КП города. Видимо, руководители некоторых из них в партнерстве с киевскими органами власти так оттягивают час Х.

По данным Интернет ассоциации Украины (ИнАУ), наиболее креативно «забивают» на нормы закона о доступе коммунальные предприятия «Киевавтодормост» и «Киевгорсвет». 

«А чиновники и депутаты используют простую тактику: «соглашаемся и имитируем бурную деятельность». К примеру, в 2018 году при КГГА создали рабочую группу. За этот период она «ударно» поработала: собралась целых два раза, чтобы констатировать наличие проблемы», – рассказывал Mind глава правления ИнАУ Анатолий Пятников в сентябре 2019 года.  

Что было на заседании? 5 февраля депутаты постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы  вновь попытались рассмотреть проект решения, принятие которого столичный телеком-рынок ждет уже три года.

4G в киевском метро: кто лоббирует отсрочку запуска и причем здесь Ахметов
Фото автора

Присутствовавшие около часа наслаждались представлением «Шоу бюрократии». Вначале глава комиссии Алексей Окопный пояснил причины предыдущего переноса рассмотрения проекта: «Документ срочно поступил, у нас не было времени с ним ознакомиться». Де-факто проект появился на сайте Киевсовета в ноябре 2019 года, заседание состоялось в декабре. Депутаты не смогли за несколько недель прочесть документ, в котором 463 слова, включая огромное название в начале и должность Кличко в конце. Основной текст – менее десятка цитат из закона о доступе.

Как выяснилось далее, умение не читать – было мудрым решением. 12 декабря прошлого года депутаты выяснили, что проект был подан «неправильно»: регуляторный акт должен проходить «круги ада» по другой – отдельной процедуре (согласование регуляторной комиссией, утверждение остальными комитетами, общественное обсуждение и т. д.). Выяснили почти два месяца назад, но за это время успели только внести документ в план подготовки регуляторных актов.  

Сколько может длиться это «хождение по мукам» и почему документ принимают уже три года? Это на заседании долго и пространно пыталась пояснить заместитель директора департамента экономики и инвестиций, начальник управления ценовой политики КГГА Елена Стрыжиус.

Если вкратце: во всем виноваты плохой закон о доступе, госведомства, которые долго принимали методики, бюрократическая процедура и т. п. Благо, погода и дороги не вошли в список. У присутствующих создалось впечатление: при желании согласование проекта можно растянуть еще на несколько лет.

Глава ассоциации «Телас» Леонид Ошеров заявил, что эти «веские» доводы за последние три года отрасль выслушивала уже энное количество раз. «Сколько можно ждать и переносить?! Операторы не могут заключать договоры. Доступ к объектам невозможен. Это называется торможение процесса, и делается оно специально», – полагает Леонид Ошеров.

Анатолий Пятников протроллил противоречия в аргументации Елены Стрыжиус. Она уверяла, что плата будет начисляться по предельным тарифам, принятым в 2017 году, при этом КГГА несколько лет ждала принятия методик.

В ответ представители отрасли еще раз выслушали мантру от Алексея Окопного: «Мы двумя руками за принятие проекта». Елена Стрыжиус опять перечислила обстоятельства непреодолимой силы.

Ход конем. Конструктивная дискуссия грозила пойти на третий круг. Но тут на заседание пришел Максим Бахматов. «Создалась парадоксальная ситуация. Все якобы хотят принять это решение. Но что-то бюрократическое нам мешает. Мы должны предложить операторам временное решение, которое позволит начать имплементацию 4G в метро в марте. Если нам это не удастся, вместе пойдем исполнять  танец импотентов на Майдан Независимости. Возьмем всех ответственных за провал, чтобы киевляне знали в лицо тех, кто не может организовать доступ в метро. Семь лет не может», – пригрозил советник Виталия Кличко.

Но истинных чиновников «танцем с бубнами» не приструнишь. Представитель метрополитена заявил, что заключение договора с операторами без принятия проекта решения будет превышением полномочий. При этом забыл пояснить, как же тогда «большая тройка» последние три года перезаключает договора с этим предприятием.

На этом закончилось терпение у Алексея Окопного. Он напомнил, что у депутатов в повестке заседания еще много важных вопросов. Телекомщики переместились в коридор. Там Максим Бахматов после долгих «пыток» добыл у Елены Стрыжиус список нескольких стопорящих процесс чиновников и депутатов. Пригрозил «публичными страшными вещами», если к концу марта не запустят 4G в метро: «Если вы подставите мэра, будете нести персональную ответственность».

Также попросил письменно сбросить ему минимальные и максимальные даты прохождения бюрократических процедур: «Хочу понять, вас посадят в тюрьму, если вы сделаете все быстрее. Если не посадят, прошу ускориться».

В итоге договорились, что в ближайшее время будет еще одна встреча со всеми причастными.

Сколько метрополитен сможет зарабатывать на 4G-проекте? По закону о доступе, каждый оператор должен платить 5% минимальной зарплаты за один канало-километр кабельной канализации электросвязи в месяц.

В киевском метро почти 70 км тоннелей. Несложные расчеты показывают: «большая тройка» будет приносить КП около 595 000 грн в год. С марта или когда-нибудь.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно