«Вход воспрещен»: как ритейлеры переживают карантин

«Вход воспрещен»: как ритейлеры переживают карантин

Почему некоторые из них вынуждены будут отказаться от развития бизнеса и закрыть магазины

Цей матеріал також доступний українською
«Вход воспрещен»: как ритейлеры переживают карантин
Фото: pixabay

В связи с набирающим обороты коронакризисом потребители заняли выжидательную позицию и стараются экономить на всем. В период карантина, по подсчетам компании Retail&Development Advisor, продажи в торговых сетях, расположенных в крупных ТРЦ или на большом расстоянии от жилых домов, снизились на 15–70% по сравнению с докарантинным периодом. В продовольственных супермаркетах покупатели выбирают только самое необходимое, отказываясь от изысков. Покупку одежды, обуви, украшений и вовсе отложили на потом.

Mind выяснял, кто из ритейлеров переживет кризис, и чего им это будет стоить.

Что происходит с продовольственными сетями?

Продажи товаров не растут, рассказывает совладелец продовольственной сети «Фуршет» Игорь Баленко. «Мы вынуждены были закрыть некоторые магазины, которые расположены в торговых центрах или, например, возле железнодорожного вокзала. Сейчас там нет людей, и продажи снизились на 70%. В Одессе наш магазин располагался в одном из самых людных мест, но сейчас объем реализации сократился на 50%», – говорит он. Зато супермаркеты, находящиеся в жилых микрорайонах, показывают неплохие результаты работы.

Поскольку рынки закрыты, покупатели стали приобретать товары исключительно в магазинах, объясняет директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Игорь Дорошенко. «Если в докризисный период ритейлеры занимали 40% розницы, то сейчас – 96%», – говорит он. При этом заработки розницы, мягко говоря, не ошеломляют. «Потребители экономят и покупают самые дешевые продукты питания, а также алкоголь. Так что сети не стали больше зарабатывать», – признает совладелец сети «Таврия-В» Борис Музалев. Суммарно по сети «Фуршет» продажи остались на прежнем уровне, подтверждает Игорь Баленко.

На заседании 22 апреля Кабинет Министров ввел государственное регулирование цен на 10 продуктов питания – от гречки и молока до сливочного масла – на период действия карантина. То есть, если производитель или сеть решат повысить цены на 15% и более, необходимо будет задекларировать повышение цен в Госпотребслужбе за 30 дней. За 15 дней необходимо предоставить данные о планируемом подорожании продуктов на 10–15%, за три дня – на 5–10%. Розница не сможет повышать цены на социальные группы товаров, которые сейчас пользуются повышенным спросом.

В конце марта Киевское областное территориальное отделения АМКУ открыло дело против поставщиков и сетей по факту роста цен на продукты питания и средства индивидуальной защиты, сообщил глава отделения Алексей Хмельницкий. Цены поднимались синхронно, заявил он. 

Многие ритейлеры ранее заявляли о снижении наценок на социальные продукты питания, которые сейчас покупают чаще всего.

«Средний чек вырос, но посещаемость сократилась в два раза. Это значит, что люди ходят в магазины гораздо реже, но приобретают больше товаров», – говорит Игорь Баленко.

Предыдущие годы продажи розницы росли. Например, если в 2018 году розничный товарооборот в Киеве составил 152,9 млрд грн, то в 2019-м – 185,7 млрд грн, сказано в сообщении Государственной службы статистики. В этом году ритейлеры рассчитывали на рост продаж на 10–15%, но эти прогнозы, вероятнее всего, не воплотятся в жизнь.

Помогает ли онлайн-торговля непродовольственной рознице?

В непродовольственных магазинах ситуация хуже. «Продажи упали сразу же после объявления карантина», – рассказывает директор сети Eva Ольга Шевченко. Сказалось на продажах и то, что ритейлер убрал тестеры продукции с прилавков.

В некоторых регионах магазинам сети разрешают продавать только «товары первой необходимости». Но точного перечня нет, поэтому местные власти могут регулировать ассортимент на свое усмотрение. Например, в некоторых городах под запретом оказались подгузники. «Снизились продажи стирального порошка – потребители никуда не ходят и меньше стирают одежду», – добавляет Ольга Шевченко.

Большинство же торговых точек вообще не работают. Особенно это касается магазинов по продаже одежды, обуви, аксессуаров, товаров для дома. Во-первых, большинство из них расположены в торговых центрах, которые закрыты с середины марта. А во-вторых, эти ритейлеры не торгуют товарами первой необходимости, согласно классификации Кабмина, а значит – их функционирование под запретом. Однако некоторые продавцы находят лазейки в законодательном поле и продолжают обслуживать клиентов.

Самыми чувствительными к ограничительным мерам, внедренным на период карантина, оказались продавцы обуви, одежды и других товаров, которые зависят от сезонности и актуальности коллекций. Ритейлеры стараются спасти положение при помощи своих интернет-магазинов, но пока никому не удалось перекрыть потери от закрытия офлайновых торговых точек. «Продажи снизились на 90% по сравнению с докризисным периодом, около 10% продаж сейчас приходится на интернет-магазины», – констатирует генеральный директор fashion-холдинга Arber Group Вадим Золотаревский.

«Объем заказов из интернет-магазинов не изменился, но магазины закрыты. Нам повезло – у нас немного сезонной продукции, поэтому мы меньше пострадали из-за карантина», – говорит владелец сети товаров для дома Butlers Дмитрий Ермоленко. И уточняет, что пока не отказался от планов выводить в Украину сеть одежных магазинов Miss Sixty.

Основные продажи на ювелирном рынке происходят в розничных магазинах, а все 25 магазинов сети закрыты, рассказывает руководитель интернет-магазина ювелирного бренда SOVA Андрей Оноприенко. При этом онлайн-продажи растут: в марте трафик вырос на 41%, а количество заказов – на 34% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

Чего ждать после карантина?

Ритейлеры будут стараться вернуть продажи на докарантинный уровень. Больше всего шансов – у продовольственных сетей. Продавцы обуви, одежды и других товаров, привязанных к сезону, начнут распродажи.

Восстановят ли ритейлеры свои доходы? Опрошенные Mind игроки рынка не особо оптимистичны: они ждут усиления экономического кризиса и дальнейшего проседания покупательной способности. Например, в марте, по данным компании Info Sapiens, потребительские настроения снизились на 8,9 пункта по сравнению с февралем 2020 года – до 73 пунктов из 200 возможных. И в дальнейшем, на лето – осень, ситуация вряд ли улучшится.

«Какие бы ни были прогнозы на год, их необходимо будет корректировать. Множество внешних факторов будут влиять на то, как мы и вся страна будем выходить из нестандартной ситуации. Срок карантина, замедление экономики, курс валют, потеря рабочих мест, поддержка экономики государством, эмоциональное и финансовое состояние украинцев после карантина – эти и многие другие факторы повлияют на планы второй половины 2020-го. Считаю, что пока рано говорить о точном и конкретном планировании», – отмечает исполнительный директор SOVA Степан Слинчук.

Ритейлерам же остается только сокращать издержки и просить у собственников помещений снизить арендные ставки. «Эти вопросы решаются в процессе переговоров. Но есть владельцы объектов недвижимости, которые делают вид, что ничего не происходит», – рассказывает Вадим Золотаревский. (Напомним, средние арендные ставки в Киеве на помещения 100–300 кв. м до карантина составляли $80–100 за кв. м в месяц.Mind) Он не исключает, что часть торговых точек придется закрыть.

Возможно, некоторые сети уйдут из Украины, считает генеральный директор консалтинговой компании NAI Ukraine Виталий Бойко. «Неизвестно, как будут реагировать крупные международные сети, магазины которых закрыты не только в Украине, но и в странах ЕС. Не исключено, что они начнут поддерживать торговые точки только в ключевых для них рынках», – резюмирует Бойко. По его словам, это могут быть магазины по продаже одежды, обуви и аксессуаров.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно