Успешные до 25-ти: как на прогулке по лесу придумать экотехнологию изготовления бумаги
Валентин Фречка – о заменителе целлюлозы, уважении к природе и новых амбициозных идеях

Mind продолжает цикл интервью с успешными украинцами, которые несмотря на юный возраст уже выбрали карьерный путь или дело по душе. Ранее мы уже рассказывали об изобретателе специального «водоотталкивающего» блокнота для военных Владиславе Рыбке, 14-летнем чемпионе Европы по снукеру Юлиане Бойко, основателе ІТ-компании Андрее Басе, фаундере интернет-маркетингового агентства Владиславе Івченко, создателе светодиодной маски Михаиле Чумаченко, а также общались с Владиславом Бандуриным – соавтором справочного интернет-ресурса для абитуриентов.
Следующему нашему герою – Валентину Фречке – сейчас 19. Но еще 17-летним школьником он разработал проект переработки опавших листьев в бумагу. Так парень помогает решить проблему вырубки лесов. В блиц-интервью Mind изобретатель рассказал о путях и этапах развития Re-leaf PAPER, о первом клиенте, поверившем в эту разработку, а также о том, как планирует достичь независимости.
– Вы придумали проект Re-leaf PAPER (изготовление бумаги из опавших листьев), гуляя по лесу в родном селе. Какими были первые шаги к воплощению этого замысла? И сколько прошло времени от идеи до реализации?
– Первыми шагами были опыты и различного рода экспериментальная работа, целью которой было установить работоспособность моей идеи. Сначала мы с моей школьной преподавательницей изучали все доступные для нас виды листьев на содержание целлюлозы, определяли лучшие.
Впоследствии изготавливали образцы бумажных отливок, тестировали на физико-механические показатели и совершенствовали полученные параметры. Когда получили первые прототипы, то занимались оформлением публикаций, пытались рассказать о результатах на различных конкурсах.
Путь был стандартный: исследование, результаты, огласка, анализ фидбэка и усовершенствование.
Мы начали работать над исследованием в 2017 году. Первые качественные прототипы получили в начале 2018-го, а первая бумага, изготовленная на бумажной машине, была сделана в сентябре 2018-го.
– Сколько сейчас у вас клиентов и кто первым в вас поверил?
– Сейчас у нас есть предзаказ на более чем 15 тонн бумаги, в условиях неустойчивого производства это хорошие цифры. Сейчас клиентов более 30 – как из Украины, так и из-за рубежа.

Валентин Фречка – слева
Первым клиентом, который в нас поверил, была ВДНХ. Они заказали и уже получили бумагу для карточек, на которых распечатаны фотографии сооружений на территории ВДНХ с различными подписями и инициалами RE-leaf.
– Что было самым трудным и самым легким, когда начинали? И что самое трудное и самое легкое сейчас?
– Легче всего было рассказать о проект и идее в условиях доступной информации в любом месте и в любое время, сделав пару публикаций в соцсетях и приняв участие в олимпиадах. А дальше СМИ подхватили новость.
Самым трудным было найти средства, которые мы до сих пор ищем для обеспечения устойчивости в производстве, к которому стремимся.
– Сколько человек в команде?
– Сейчас у нас 10 человек, а также наши украинские и иностранные партнеры.
– Где размещено производство и объемы готовой продукции?
– Пилотное производство у нас локализовано в Житомире, объемы очень малы, потому что это пилотное предприятие, которое моделирует наши возможности.
– В чем вы видите преимущества бумаги из опавших листьев по сравнению с целлюлозой? И каковы ваши прогнозы по поводу перехода человечества к такому виду бумаги, который изобрели вы? Или ситуация подобна альтернативным видам топлива, когда существует так называемый нефтяной заговор?
– Преимущество нашей бумаги заключается в том, что мы используем неконкурентное сырье, которое является ежегодно возобновляемым и географически доступным на большей части планеты, которое позволяет замещать древесину. А это дает возможность уменьшить выбросы углекислого газа и экономить зеленый ресурс планеты.
Такая бумага не требует использования сложных химических реагентов для получения волокна, чтобы его изготовить. Ведь мы используем в 15 раз меньше воды и можем обеспечить полностью замкнутый цикл производства без вредных выбросов в окружающую среду.
Это не стоит сравнивать с «нефтяным сговором», так как на 100% отказаться от древесины невозможно. Поэтому целлюлоза из древесины имеет больший спектр свойств, которых не имеет листва или другие альтернативные виды сырья.

Вообще потребление бумаги снижается, но тенденция к использованию бумажной упаковки растет. Соответственно, это наша ниша, потребности которой мы можем удовлетворить даже через 40 лет.
– Вынашиваете ли идеи новых изобретений? Если да, к какой сфере их можно отнести?
– Банк идей полон еще лет на 20, были бы время и деньги. Идеи все технологичные, а для этого надо иметь и лабораторию, и достаточно средств. Поэтому я основал научно-производственное предприятие, чтобы не зависеть ни от кого и в будущем самостоятельно себя финансировать. Что касается направления, то это сфера той же целлюлозы, только связана со строительством, модой, упаковкой и тому подобное.
– Как обычно проходит ваш день?
– Каждый день разный. Просыпаюсь в основном в 8:00, гигиена, завтрак, и за работу! Работаю до 16:00–17: 00 за компьютером или в импровизированной домашней лаборатории. Далее взаимодействие с природой, катание на велосипеде, чтение и прослушивание виниловых пластинок на граммофоне – это для меня святое. Я часто готовлю по книге Джейми Оливера. Но большую часть времени занимают работа и эксперименты.
– Что посоветуете почитать и каковы ваши источники вдохновения?
– То, что вдохновение для меня, – ад для других. Для меня вдохновение – это горы, спуск в пещеры, прослушивания неоинструментальной музыки, выращивание растений, – то, что дает мне силу. Тогда я чувствую себя счастливым, понимаю, что могу больше и лучше, это меня мотивирует. Много пишу: монологи к абстракциям, стихи, это дает возможность избавиться эмоций и оставить только действительность и покой.
По поводу чтения – я не читаю бизнес-литературу, она для меня скучная и очень шаблонная. Когда-то читал, но что-либо полезное встречалось редко. В основном читаю художественную литературу в жанре сюрреализма, антиутопий, футуризма. Люблю Митио Каку, Ницше. Рекомендаций не люблю давать, все равно они субъективны. Скажу одно– идите по зову сердца и будете счастливы, не сразу, но будете!
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].