Создано украинцами: три платформы для владельцев домашних животных
На какие рынки стремятся отечественные PetTech-стартапы
К 2027 году оборот мирового рынка PetTech может достигнуть $31,9 млрд. В 2019 году он оценивался в $5,4 млрд. Таковы прогнозы и данные исследования Verified Market Research. Стартапы по всему миру запускают «умные» жилеты, миски, заборы, кровати, двери, игрушки, разрабатывают платформы для безопасности и здоровья домашних любимцев. Украина в этой нише не отстает. По стопам уже легендарного Petcube рискнули пойти многие отечественные проекты. Mind выбрал три стартапа, которым удалось превратить идею в продажи.
Издание продолжает рубрику «Создано украинцами», в которой рассказывает о перспективных и полезных продуктах, разработанных нашими соотечественниками. Ранее Mind писал об экостартапах – «Хэмпаэр», Effa, Ochis Coffee, MedTech-гаджетах – Cardiomo, Raccoon.Recovery, Pure Pur, smart-жалюзи SolarGaps и умных беспроводных системах безопасности Ajax, аварийном оповещении о приближающемся стихийном бедствии GeoStorm .

Год создания: в 2015-м фаундеры начали работать над проектами в сфере идентификации животных в сегменте В2В и В2G, в 2019-м перезапустились с фокусом на В2С
Основатели: Василий Дуб, Виктор Копач, Вадим Мельник
Месторасположение офисов и производства: Даллас (США), Дрогобыч (Украина), часть команды – в Хмельницком, Львове и Киеве
Количество сотрудников: 20
Скачать в Google Play
Скачать в App Store
Стоимость QR-паспорта: от 99 грн
Суть продукта. Animal ID – платформа, которая помогает владельцам домашних животных обезопасить своих питомцев от потери с помощью QR-паспортов (жетонов) и специального мобильного приложения.
Функционал сервиса:
- цифровой профиль питомца в международной базе данных;
- безопасность (возможность получить информацию о питомце и связаться с его хозяевами при сканировании QR-кода на жетоне или по номеру микрочипа);
- хранение документов животного;
- календарь ухода (напоминания о прививках, походе к ветеринару, приеме медпрепаратов и т. д.).
«Сейчас проект плавно расширяется до платформы с полным спектром услуг, ориентированных на домашних животных. В ближайшие 12 месяцев планируется запуск многих новых функций, о которых просят пользователи: программы лояльности, мессенджеры и т. д.», – уточняет сооснователь и СЕО Animal ID Василий Дуб.
Почему рискнули выйти в такую нестандартную нишу? «История проекта началась в далеком 2011 году. Тогда мой партнер Виктор Копач помогал пристроить животных из Украины с серьезными увечьями в новые семьи в Европе. Это были разные социальные инициативы. Немного позже стало понятно, что проблема огромна. Для ее решения нужно работать с причиной, а не только с последствиями. К примеру, сегодня только во Львове, где половина домашних собак имеют цифровой паспорт, каждую неделю в среднем 10 потерянных питомцев быстро возвращаются домой и не пополняют армию бездомных животных. Наша миссия дать цифровой паспорт всем питомцам в мире и навсегда решить проблему появления бездомных животных», – рассказывает Дуб.
Монетизация. Проект зарабатывает на продаже QR-паспортов и подкожных микрочипов международного образца. Также в приложении есть дополнительные функции по модели подписки.
Почему решили продвигаться на иностранных рынках? Проект стартовал в Украине. Далее вышел в США. «Есть несколько причин. В первую очередь культура ответственного отношения к животным. В США животные для людей как дети, о них очень заботятся, выбирают для них лучшие продукты и сервисы. Если наша цель – построить мировой проект, то нам важно конкурировать с лучшими. Во-вторых, это огромный рынок, на котором в 2020 году потратили около $100 млрд. Предоставляя качественный сервис, в США можно заработать много денег, которые затем можно инвестировать в масштабирование проекта в других странах мира. А это – наша цель», – говорит СЕО Animal ID.

Как наладили производство? «Начинали с закупки жетонов в Китае. Со временем приобрели необходимое оборудование и постепенно учились все делать сами. В результате сейчас наша продукция в разы лучше по качеству, чем жетоны, которые закупали в Китае, а себестоимость ниже. Мы автоматизируем все возможные процессы и разрабатываем собственные линии, что позволяет быстро и дешево разворачивать производство в любой стране», – поясняет СЕО проекта.
Сейчас у компании уже есть производства в Украине и США. Каждое из них способно изготавливать сотни тысяч жетонов в месяц.
Как драйвили продажи? «В Украине основные каналы продвижения – соцсети, сотрудничество с тысячами ветеринаров и кинологов, а также партнерства с другими брендами. В США – Amazon и другие площадки, а соцсети – на втором плане. Сейчас активно партнеримся с различными брендами», – рассказывает Василий Дуб.
Промежуточные результаты. За последние 12 месяцев проект вырос в 5 раз по обороту и новым пользователям. Сейчас на платформе зарегистрировано около 200 000 владельцев животных и 360 000 их питомцев. «Мы выпустили первую версию мобильного приложения всего 8 месяцев назад, сейчас у нас уже есть пользователи по всему миру. По аналитике видим 145 стран. В некоторых регионах – пока только единицы, но все же это вдохновляет. Больше всего пользователей пока в США, Украине, других странах Восточной Европы, далее идут Великобритания, Канада, Германия и Польша», – отмечает СЕО.
Команда Animal ID продала около 100 000 жетонов с QR-кодами. «Эта цифра растет каждый месяц. Всего уже выпущено более 500 000 жетонов: мы предоставляем возможность другим брендам производить свои жетоны с нашими QR-кодами. Совместно с партнерскими проектами QR-паспорта сегодня продаем в 60 странах мира», – говорит Дуб.
Статистику о количестве пропавших питомцев, которых удалось отыскать с помощью Animal ID, команда не ведет. «К сожалению, собрать такие данные сложно. Большинство людей не сообщают о том, что они теряли питомца: главное, что его быстро нашли. Часто люди не хотят афишировать пропажу, чтобы о них не подумали, что они не внимательны или безответственны. Могу лишь рассказать, что среди моих друзей уже троим QR-паспорта помогли вернуть своих любимцев», – поясняет СЕО.
Инвестиции в проект. В Animal ID уже вложено около $1 млн. Из них $650 000 команда получила от инвесторов и около $50 000 – от грантодателей. «Сейчас привлекаем еще $1 млн для поддержки роста, масштабирования продаж в США и доработки приложения», – подытоживает Василий Дуб.

Год создания: 2019
Основатели: Александра Гладышевская, Сергей Твердохлеб, Борис Манохин
Месторасположение офиса: Киев
Количество членов команды: 7
Стоимость полиса: от 68 грн до 78 грн
Суть продукта. Spokk – страхование домашних питомцев в смартфоне. Пользователи могут приобрести полис в несколько кликов, подать заявление об убытке онлайн, оперативно узнать решение по страховому случаю и получить возмещение на платежную карту.
Пока Spokk занимается страхованием только кошек и собак. А как же хомячки и другие хвостатые, пернатые? «В Украине очень мало статистики по заболеваниям и лечению других домашних животных. К тому же для каждого «не котика и собачки» появляется очень большое расхождение в возможных рисках: то, что хомячку хорошо, рыбкам – смерть. Но запрос хоть и небольшой, конечно, есть», – поясняет Гладышевская.
Что страхуют? Различные травмы и происшествия: отравление, укус другим животным, ДТП, падение с высоты, повреждение оружием, противоправные действия третьих лиц и т. п.
Почему решили выйти в такую нестандартную и достаточно узкую нишу? «Когда выбирали первый продукт для продажи на нашей платформе – опирались сразу на несколько факторов. Первый: продукт должен радикально отличаться от того, что уже есть на рынке по сути или форме. Второй: продукт должен быть удобен для масштабирования на другие рынки, то есть быть актуальным для пользователей и не иметь существенных регуляторных разногласий в разных странах. Третий и самый главный: продукт должен решать и нашу собственную боль, чтобы мы могли чувствовать настроение клиентов, их потребности и проблемы. (щоб ми могли відчувати настрій клієнтів, їхні потреби та проблеми ). А поскольку почти все в нашей команде – владельцы кошек и собак, выбор стал очевидным. Страхование домашних любимцев соответствовало всем трем факторам», – рассказывает Гладышевская.
Монетизация. Проект получает доходы от своего партнера – страховой компании. «Spokk выступает в качестве страхового посредника: выполняет полный цикл страхового сервиса от продажи и управления страховыми полисами до урегулирования убытков. Эти наши услуги оплачивает страховая компания, которая гарантирует страховую защиту и «удерживает» риски», – поясняет соосновательница стартапа.
Сколько клиентов уже удалось привлечь? Проект стартовал 1 декабря 2020 года в режиме контролируемого теста. А с 1 марта этого года платформа стала доступной для всех пользователей. За это время продано около 80 страховых полисов. И уже есть страховые выплаты по риску «Отравление».
Как будут продвигать продажи? «Сейчас мы настраиваем сразу несколько каналов для продвижения: классический диджитал (социальные медиа, Google и т.д.), PR и повышение узнаваемости бренда, работу с лидерами мнений и блогерами и т. д. Одним из важнейших партнерств для нас станет работа с приютами и благотворительными фондами», – уточняет Гладышевская.
Нацелены ли на выход за пределы Украины? Пока платформа работает только в нашей стране. Вторым рынком, вероятно, станут США. «Для этого есть несколько причин. Во-первых, инновации в страховании в США – одна из самых перспективных и актуальных тем с точки зрения привлекательности для инвесторов и собственно спроса клиентов. Во-вторых, страхование домашних любимцев сейчас самый быстрорастущий вид страхования с CAGR 16%. А объем этого рынка уже составил $3 млрд. Причем это направление все еще остается низкоконкурентным, поскольку застраховано лишь 3–4% домашних животных», – рассказывает соосновательница Spokk.

Как будут отстраиваться от конкурентов? В Украине продукт стартапа пока уникален. Но на других рынках есть схожие платформы. «Среди наших конкурентов на рынке США можно выделить три группы: страховые агрегаторы, неостраховые компании и иншуртехи. По каждой из этих категорий имеем свои преимущества. В отличие от агрегаторов, кроме онлайн-покупки мы внедряем и онлайн-урегулирование убытков (то есть на одной платформе клиент имеет полный цикл страховых услуг). В отличие от неостраховых компаний у нас более легкая форма организации, которая не предусматривает большого регуляторного и бюрократического давления со стороны государства. Следовательно, дает нам большую гибкость. А в отличие от иншуртехов, наша технология может масштабироваться на различные виды страхования и не является монотехнологией исключительно для одного продукта», – поясняет Гладышевская.
Инвестиции в проект. Большую часть времени стартап существовал на средства учредителей. В январе 2020 года команда получила первые ангельские вливания от инвестора из Швеции Матиаса Эклефа при оценке $1,2 млн. А в сентябре прошлого года выиграла грант ($25 000) Украинского фонда стартапов. «Сейчас мы начали фандрейзинг следующего раунда в размере $700 000. Его основная цель – обеспечить быстрый рост в Украине и выход на рынок США», – резюмирует Гладышевская.

Год создания: 2019
Основатели: Владислав Гурковский, Константин Лособик
Месторасположение офиса: Киев
Количество сотрудников: двое партнеров, разработкой продукта и маркетинговой поддержкой занимается команда диджитал-агентства
Стоимость услуг: разовая онлайн-консультация – 149 грн, подписка на месяц – 95 грн
Суть продукта. VetOnline – платформа онлайн-консультаций с ветеринарами. Работает 24/7. Во время общения со специалистом владельцы животных могут отправлять видео или фото в чат на сайте.
Почему решили выйти в такую нестандартную нишу? Сооснователи VetOnline – не ветеринары. Ранее партнеры вместе запустили диджитал-агентство Upturn. «Я давно хотел создать крупный сервис, которым бы пользовалось много людей. Понимал, что это должна быть ниша, где есть большая аудитория, и сервис должен работать по модели sharing economy. Однако в большинстве ниш, где есть большая аудитория и спрос, уже была высокая конкуренция: Uber, Glovo, Doc.ua и т. д. А вот для владельцев домашних животных не было сервиса, где они могли бы быстро, с любого места проконсультироваться с ветеринаром в онлайне. Поэтому был сделан очевидный, по нашему мнению, выбор», – поясняет Гурковский.
Как подбирали ветеринаров? «Мы искали клиники с хорошими отзывами на Google my Business, лично разговаривали с каждым специалистом. Сейчас с нами сотрудничают около 10 врачей. Работаем только с дипломированными специалистами», – рассказывает Гурковский.
Монетизация. У проекта два источника дохода. Если клиенты заказывают разовую онлайн-консультацию – платформа удерживает фиксированный процент c оплаты каждой из них.
Если же потребители оформляют ежемесячную подписку – команда получает фиксированные платежи. «Во втором случае наша главная задача как сервиса – удерживать высокое LTV каждого из подписчиков», – поясняет сооснователь VetOnline.
Как наращивают продажи? Команда использует SEO-продвижение, рекламу в Google Ads и таргетированную рекламу в соцсетях.
Через платформу уже проведено более 1000 консультаций.

Намерены ли выходить на другие рынки? Пока проект работает только в Украине. «Выход за рубеж планируем. Скорее всего, это будут США или Западная Европа. У нас есть идеи, как будем конкурировать с точки зрения более удобного пользовательского опыта и стоимости услуг. Но пока детали не можем раскрывать», – говорит Гурковский.
Планируют ли запускать мобильное приложение? «Пока не видим запроса от наших клиентов на мобильное приложение как возможность улучшения их пользовательского опыта. Все же люди значительно реже нуждаются в онлайн-консультациях с ветеринаром, чем, например, в вызовах такси или заказе доставки еды. Пока наличие удобного адаптивного сайта полностью закрывает потребности клиентов. Но в будущем мы не исключаем разработку мобильного приложения», – говорят в компании.
Инвестиции в проект. В VetOnline уже вложено около $100 000. Для дальнейшего развития в Украине и масштабирования проекта на другие рынки команде нужно еще около $500 000.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].