јлексей „ернышов: ЂЌам очень нужен этот закон, он Ц локомотив реформы √ј—»ї

јлексей „ернышов: ЂЌам очень нужен этот закон, он Ц локомотив реформы √ј—»ї

12 тезисов из беседы с министром развити€ общин и территорий

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
јлексей „ернышов: ЂЌам очень нужен этот закон, он Ц локомотив реформы √ј—»ї
јлексей „ернышов
‘ото: “ать€на ƒовгань/Mind.UA

«аконопроект о реформе архитектурно-строительного контрол€ должен быть прин€т летом. ќб этом министр развити€ общин и территорий јлексей „ернышов рассказал в интервью «»нтерфакс-”краина». 

Ќапомним, что реформа √осударственной архитектурно-строительной инспекции (√ј—») началась в марте прошлого года еще при предшественнике „ернышова, ныне премьер-министре ƒенисе Ўмыгале.  јнонсируемый „ернышовым законопроект – это третье видение реформы. —огласно ему √ј—» будет ликвидирована, а ее функции частично будут переданы новому ведомству – √осударственной инспекции архитектуры и градостроительства (√»ј√), частично – отданы на рынок. 

“екст законопроекта сейчас рассматривают профильные комитеты парламента.

Mind публикует главные тезисы из интервью с јлексеем „ернышовым.


Ќа платформе ћинрегиона удалось объединить следующих субъеков: профильный комитет парламента, народных депутатов, јссоциацию городов ”краины, ќфис простых решений и результатов,  онфедерацию строителей ”краины, котора€ представл€ет фактических застройщиков, других участников. ѕочти за два мес€ца нам удалось согласовать концепцию, описать параметры законопроекта. ѕосле этого у нас быстро был разработан законопроект.


ѕо за€влению главы профильного комитета, в мае законопроект будет подан и зарегистрирован в ¬ерховной –аде, что дает все шансы прин€ть его в июне 2021 года.


Ќам очень нужен этот закон, он – локомотив этой реформы.


Ќачало функционировани€ √»ј√, а это и прекращение работы √ј—», примерно совпадает с прин€тием нового закона. “о есть нова€ организаци€ начинает работать одновременно с законом, а не работать на базе старого законодательного пол€, дублиру€ функции √ј—».


ќсновна€ задача, котора€ должна быть реализована в результате реформы, – двукратное увеличение инвестиций в сектор строительства [до 2023 года]. ќн должен стать инвестиционно-привлекательным, а значит, прозрачным и надежным.


≈сли говорить о реформе архитектурно-строительного контрол€ и надзора, то наша задача сделать так, чтобы государство не преп€тствовало строительству развиватьс€, а субъекты строительного рынка не нарушали установленные правила и оправдывали ожидани€ общества.

»менно поэтому очень ждем от органов местного самоуправлени€ более активной работы в части актуализации и утверждени€ генеральных планов территорий городов. (Ќапомним, что  иев будут застраивать без генплана до 2024 года на основании детальных планов территорий. – Mind).


ƒумаю, наша проблема заключаетс€ еще и в том, что решени€, принимаемые городами и мэром, принимаютс€ городскими советами, а мэр их подписывает. ћо€ лична€ позици€ заключаетс€ в том, что европейска€ практика подразумевает изменение этого процесса: мэр должен обладать большими полномочи€ми, принимать решени€ и за них отвечать. ѕотому что сегодн€ есть коллективна€ безответственность – решени€ принимаютс€ советом, а мэр просто фиксирует факт прин€ти€ решени€ совета, коллективного органа. ѕерсонификаци€ ответственности здесь необходима.


√ј—», существовавша€ много лет, находилась в финальном отрезке глобальной цепочки создани€ добавочной коррупционной стоимости. ќна находилась в конце, а стартом был процесс выделени€ земли, комиссии, горсовет, отсутствующий генплан, выдача технических условий. ƒалее проектирование, согласовани€, общественные слушани€ – где-то есть, а где-то нет.

ј также экспертиза и получение разрешительных документов. » лишь затем это строитс€, но в итоге виновата √ј—». ƒа нет же. √ј—» всегда находилась в точке, обслуживающей всю эту пирамиду. ѕоэтому € понимаю, что, реализовав и завершив в этом году реформу √ј—», надо срочно двигатьс€ в начало цепочки.


—огласно новому законопроекту, √»ј√ осуществл€ет контроль только ——3 повышенной опасности и объектов, которые представл€ют гостайну. ћестные органы власти осуществл€ют контроль за объектами ——1, ——2, ——3 – в случае самовольного строительства (тут мы четко прописываем критерии – объекты, стро€щиес€ на земельном участке, который не был выделен дл€ этой цели, или без получени€ права на эти работы, или с существенными нарушени€ми строительных норм и правил).


—ама€ больша€ дискусси€ была вокруг нововведени€, которым передаютс€ функции контрол€ дл€ ——1, ——2 и ——3 юридическим лицам различных форм собственности, в том числе коммунальной.


Ќадзор осуществл€ет ћинрегион. ќбъектами надзора €вл€ютс€ и √»ј√, и юрлица, и органы местного самоуправлени€, и госрегистраторы, проектные, экспертные, саморегулирующиес€ организации, уполномоченные органы градостроени€ и архитектуры, юрлица, которые предоставл€ют техуслови€, ответственные исполнители отдельных видов работ и т. д.


ћомент прин€ти€ в эксплуатацию завершенных объектов строительства станет максимально прозрачным.  оррупци€ возникает, когда есть контакт между властью и заказчиком. ћы эту возможность исключаем. Ѕудут реализованы электронные квалификационные подписи восьми субъектов.

јкт готовности объекта должен быть подписан заказчиком, генпроектировщиком, генподр€дчиком, авторским и техническим надзором, техинвентаризатором, субъектом, который осуществл€л комплекс противопожарных работ, и инженером градостроительного контрол€. ¬се эти лица персонально отвечают за то, что проект реализован в рамках закона. ѕосле подписани€ акта готовности электронной подписью происходит автоматическа€ регистраци€ документов о прин€тии объекта в эксплуатацию.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате