Алексей Чернышов: «Нам очень нужен этот закон, он – локомотив реформы ГАСИ»
12 тезисов из беседы с министром развития общин и территорий

Законопроект о реформе архитектурно-строительного контроля должен быть принят летом. Об этом министр развития общин и территорий Алексей Чернышов рассказал в интервью «Интерфакс-Украина».
Напомним, что реформа Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) началась в марте прошлого года еще при предшественнике Чернышова, ныне премьер-министре Денисе Шмыгале. Анонсируемый Чернышовым законопроект – это третье видение реформы. Согласно ему ГАСИ будет ликвидирована, а ее функции частично будут переданы новому ведомству – Государственной инспекции архитектуры и градостроительства (ГИАГ), частично – отданы на рынок.
Текст законопроекта сейчас рассматривают профильные комитеты парламента.
Mind публикует главные тезисы из интервью с Алексеем Чернышовым.
На платформе Минрегиона удалось объединить следующих субъеков: профильный комитет парламента, народных депутатов, Ассоциацию городов Украины, Офис простых решений и результатов, Конфедерацию строителей Украины, которая представляет фактических застройщиков, других участников. Почти за два месяца нам удалось согласовать концепцию, описать параметры законопроекта. После этого у нас быстро был разработан законопроект.
По заявлению главы профильного комитета, в мае законопроект будет подан и зарегистрирован в Верховной Раде, что дает все шансы принять его в июне 2021 года.
Нам очень нужен этот закон, он – локомотив этой реформы.
Начало функционирования ГИАГ, а это и прекращение работы ГАСИ, примерно совпадает с принятием нового закона. То есть новая организация начинает работать одновременно с законом, а не работать на базе старого законодательного поля, дублируя функции ГАСИ.
Основная задача, которая должна быть реализована в результате реформы, – двукратное увеличение инвестиций в сектор строительства [до 2023 года]. Он должен стать инвестиционно-привлекательным, а значит, прозрачным и надежным.
Если говорить о реформе архитектурно-строительного контроля и надзора, то наша задача сделать так, чтобы государство не препятствовало строительству развиваться, а субъекты строительного рынка не нарушали установленные правила и оправдывали ожидания общества.
Именно поэтому очень ждем от органов местного самоуправления более активной работы в части актуализации и утверждения генеральных планов территорий городов. (Напомним, что Киев будут застраивать без генплана до 2024 года на основании детальных планов территорий. – Mind).
Думаю, наша проблема заключается еще и в том, что решения, принимаемые городами и мэром, принимаются городскими советами, а мэр их подписывает. Моя личная позиция заключается в том, что европейская практика подразумевает изменение этого процесса: мэр должен обладать большими полномочиями, принимать решения и за них отвечать. Потому что сегодня есть коллективная безответственность – решения принимаются советом, а мэр просто фиксирует факт принятия решения совета, коллективного органа. Персонификация ответственности здесь необходима.
ГАСИ, существовавшая много лет, находилась в финальном отрезке глобальной цепочки создания добавочной коррупционной стоимости. Она находилась в конце, а стартом был процесс выделения земли, комиссии, горсовет, отсутствующий генплан, выдача технических условий. Далее проектирование, согласования, общественные слушания – где-то есть, а где-то нет.
А также экспертиза и получение разрешительных документов. И лишь затем это строится, но в итоге виновата ГАСИ. Да нет же. ГАСИ всегда находилась в точке, обслуживающей всю эту пирамиду. Поэтому я понимаю, что, реализовав и завершив в этом году реформу ГАСИ, надо срочно двигаться в начало цепочки.
Согласно новому законопроекту, ГИАГ осуществляет контроль только СС3 повышенной опасности и объектов, которые представляют гостайну. Местные органы власти осуществляют контроль за объектами СС1, СС2, СС3 – в случае самовольного строительства (тут мы четко прописываем критерии – объекты, строящиеся на земельном участке, который не был выделен для этой цели, или без получения права на эти работы, или с существенными нарушениями строительных норм и правил).
Самая большая дискуссия была вокруг нововведения, которым передаются функции контроля для СС1, СС2 и СС3 юридическим лицам различных форм собственности, в том числе коммунальной.
Надзор осуществляет Минрегион. Объектами надзора являются и ГИАГ, и юрлица, и органы местного самоуправления, и госрегистраторы, проектные, экспертные, саморегулирующиеся организации, уполномоченные органы градостроения и архитектуры, юрлица, которые предоставляют техусловия, ответственные исполнители отдельных видов работ и т. д.
Момент принятия в эксплуатацию завершенных объектов строительства станет максимально прозрачным. Коррупция возникает, когда есть контакт между властью и заказчиком. Мы эту возможность исключаем. Будут реализованы электронные квалификационные подписи восьми субъектов.
Акт готовности объекта должен быть подписан заказчиком, генпроектировщиком, генподрядчиком, авторским и техническим надзором, техинвентаризатором, субъектом, который осуществлял комплекс противопожарных работ, и инженером градостроительного контроля. Все эти лица персонально отвечают за то, что проект реализован в рамках закона. После подписания акта готовности электронной подписью происходит автоматическая регистрация документов о принятии объекта в эксплуатацию.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].