Страсти по Ощадбанку: 10 банкиров, уволенных за два года

Страсти по Ощадбанку: 10 банкиров, уволенных за два года

Что послужило поводом, а что – было причиной

Цей текст також доступний українською
Страсти по Ощадбанку: 10 банкиров, уволенных за два года

За последние два года с десяток топ-менеджеров были вынуждены покинуть крупнейшее украинское финучреждение – Ощадбанк. Многие из них – успешные банкиры с хорошей репутацией, которые работали как в отечественных, так и международных корпорациях.

До этого почти шесть лет – с весны 2014-го – государственный Ощадбанк работал стабильно и без скандалов. Но с 2019 года в банке началась череда событий, связанных с увольнениями ключевых лиц. Mind вспоминает основные кадровые скандалі Ощадбанка за минувшие два года.

Пятеро из набсовета

Первый громкий скандал вокруг топ-менеджеров Ощадбанка, отголоски которого рынок будет ощущать еще не один год, разгорелся летом 2019-го. Ему предшествовало назначение нового наблюдательного совета в мае 2019 года. Тогда же в июле набсовет продлил контракт с действующим главой правления банка Андреем Пышным. Как говорят сами банкиры, это решение стало причиной последующих событий, когда Национальный банк Украины «снес» пять человек из набсовета «Ощада».

Решением комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков НБУ смещены Шевки Аджунер – ранее глава представительства ЕБРР в Украине; Дмитрий Власов – выпускник Лондонской бизнес-школы, ранее работавший в Сведбанке ; Алексей Резников – на то время партнер ЮФ «Астерс»; гражданин Канады Даниэль Билак и финансист Алексей Гринченко, который до этого работал в Райффайзен Банке.

Аджунер, Резников и Власов подали в суд на НБУ, называя решение незаконным. Незаконность увольнений вскоре была признана Верховным Судом Украины. Решение, направленное против пяти уволенных топов «Ощада», поддержал Александр Бевз и некоторые другие недавно уволившиеся с громким скандалом из НБУ главы департаментов. Сам Бевз отказался комментировать свои решения, но в момент увольнения в посте на фейсбуке написал, что решение об уходе из НБУ в том числе связано с ситуацией вокруг согласования кандидатур банкиров.

Уход Андрея Пышного

В апреле 2020 года состоялся конкурс на нового главу правления Ощадбанка. Отбор проводил набсовет при участии рекрутеров из Pedersen&Partners. Действующий глава правления Андрей Пышный выигрывал конкурс, но эти результаты не были приняты во внимание. В мае 2020 года Ощадбанк объявил еще один конкурс – в связи с «внешними непредвиденными обстоятельствами», то есть без каких либо объяснений. Андрей Пышный отказался от участия в нем. 

Он руководил «Ощадом» шесть лет. Именно Пышный в апреле 2014 года поехал в Лондон, где договорился с банкирами ЕБРР о партнерстве с ведущим украинским госбанком. «Тогда Ощадбанк не рассматривали для принятия решений даже на уровне многих стандартных коммерческих сделок, например по открытию лимитов. Нам потребовалось время, чтобы переломить мнение в нашу пользу. И в ноябре 2016 года мы подписали трехсторонний меморандум о стратегическом партнерстве и открыли лимит операций», – рассказывает Пышный.

Напомним: долгие годы, крупнейший по сути, по качеству Ощадбанк оставался одним из последних в стране «совковых» банков. С 2014 года команда Андрея Пышного переформатировала учреждение и начала готовиться к вхождению в его капитал Европейского банка реконструкции и развития. Увы, из-за «кадровой лихорадки» эти планы оказались под угрозой. «Логично, что международные финансовые корпорации, выделяя деньги, оценивают команду и ее стабильность», – намекает один из банкиров анонимно.

Выборы нового главы «Ощада»

В июне 2020 года конкурс на главу правления Ощадбанка продолжился. На роль первого лица финучреждения претендовали Геннадий Хелемский – глава департамента структурированного торгового финансирования Укргазбанка; заместитель главы правления Ощадбанка Антон Тютюн; заместитель главы правления ПриватБанка Галина Пахачук; заместитель главы правления ПУМБ Сергей Магдич. Но этот этап конкурса не обошелся без скандала. 

В «Укргазе» Хелемский является одним из ключевых банкиров, отвечающих за успешные контракты этого банка с ЕБРР, Всемирным банком, IFC и другими международными финансовыми учреждениями. Причем благодаря усилиям Хелемского Укргазбанк в данных вопросах лидирует среди госбанков. И участие этого топ-менеджера в конкурсе на главу правления Ощадбанка выглядело вполне логично с позиции его опыта работы с ЕБРР и планов «Ощада» о вхождении ЕБРР в капитал.

Однако во время конкурса в «Ощаде» произошла утечка в соцсети деталей собеседования Геннадия Хелемского с одним из топов МВФ Вимом Фонтейном. А накануне голосования членам набсовета было разослано сообщение о том, что якобы Хелемский «готов поддержать ваши бизнес-инициативы [в случае избрания новым руководителем], предоставляя займы, торговое финансирование с использованием льготных условий и т. д.». Из-за этого письма Хелемский не получил должность в Ощадбанке и подал в суд – оспаривая решение набсовета «Ощада», и в СБУ – с просьбой расследовать єтот эпизод, одновременно блокируя назначение Сергея Наумова на должность главы «Ощада». 

В ноябре 2020 года Наумов приступил к исполнению обязанностей. «Во время конкурса на должность главы Ощадбанка имела место сознательная провокация. Выгодополучатель этой истории явно не я. Результатов расследования у меня нет, меня никто не оповещает. Я концентрируюсь на работе в Укргазбанке», – говорит Геннадий Хелемский.

В январе 2021 года Дмитрий Власов выиграл дело в Верховном Суде: его увольнение из Ощадбанка признано незаконным.

22 марта 2021 года НБУ отказался согласовывать кандидатуру члена правления Дмитрия Буца, назвав его, по данным источников, «профнепригодным» для уровня правления. Дмитрий Буц с 2014 по 2018 год работал в Правэкс Банке, а с 2018 по начало 2020 года – был… замдиректора департамента в самом НБУ. В результате длительных обсуждений Дмитрия Буца назначили директором одного из департаментов «Ощада».

В апреле 2021 года Кабмин уволил из набсовета Ощадбанка Тараса Кириченко. Этот банкир имеет опыт работы в уважаемых международных организациях: Reuters (глава представительства в Украине), BNP Paribas (в правлении Укрсиббанка), ВТБ (правление украинского банка), ассоциации международных банков Украины Flifi (глава) и Intesa Sanpaolo (предправления Правэкс Банка с 2013 по 2019 годы). В набсовете Ощадбанка Тарас Кириченко был представителем Кабмина начиная с 2019 года и входил в комитет по назначениям.

Вместо Кириченко в набсовет назначили Розу Тапанову, которую называют приближенной к главе Офиса Президента Андрею Ермаку. Ранее Тапанова была соосновательницей связанной с Ермаком «Международной юридической компании».

В мае 2021 года Верховный Суд выигрывают Шевки Аджунер и Алексей Резников. Последний отказался комментировать процесс, но передал такие полномочия своему адвокату Александру Завадецкому.

По словам Завадецкого, при рассмотрении дел Аджунера, Власова и Резникова было установлено, что НБУ своевольно интерпретировал свои дискреционные полномочия, неправильно применяет концепцию профпригодности, наделяя ее характеристиками, которые ей не свойственны; неправильно применяет концепцию конфликта интересов и так далее. Было установлено несоответствие процедуры принятия решения в НБУ критериям защиты прав человека, установленным Европейским судом по правам человека. Например, не было какой-либо фиксации интервью, и у банкиров не было возможности ни ознакомиться с протоколом, ни высказать свои замечания.

Примечательно, что юрфирма «Астерс», в которой Алексей Резников был партнером, считается в банковских кругах дружественной Катерине Рожковой, заместителю главы правления НБУ, которая в 2019 году принимала участие в процессе увольнения пяти членов набсовета «Ощада», включая Аджунера, Власова и самого Резникова. 

«Мы были первыми пятью членами набсовета в 2019 году, кого НБУ с нарушением множества норм не согласовал – и трое из нас оспорили действия регулятора в суде. О нас Нацбанк в том же 2019 году начал писать негативные вещи у себя на сайте, что могло отрицательно повлиять на нашу репутацию и что оказалось неправдой, ведь мы в Верховном Суде доказали свою правоту», – говорит Дмитрий Власов.  

В начале июня 2021 года НБУ отказался согласовывать в правление Ощадбанка ранее выбранную действующим набсоветом Ольгу Байцар. Она должна была отвечать за малый и средний бизнес. До «Ощада» работала в ОТП Банке и Аккордбанке, и два с половиной года назад была успешно согласована НБУ на должность зампреда правления Аккордбанка.

В середине июня 2021 года НБУ отказал в согласовании кандидатуры Елены Малинской на пост члена правления Ощадбанка (она в марте была назначена на этот пост набсоветом). При этом была выдана характеристика о якобы негативном влиянии решений Малинской на работу банка «Кредит Днепр», который она ранее возглавляла. Ряд СМИ опубликовали текст письма НБУ с отказом в назначении и негативными отзывами о деятельности этой кандидатки. 

«Кредит Днепр» – один из немногих банков с украинскими акционерами (Виктор Пинчук), который выжил в кризисные 2014–2016 годы. Из топ-20 банков страны за это время обанкротились или были закрыты все банки с украинскими акционерами, кроме «Кредит Днепра» и ПУМБ Рината Ахметова. Крупнейший ПриватБанк Игоря Коломойского был национализирован. Также в это время были закрыты более 80 банков с украинскими акционерами. По итогам 2019 года «Кредит Днепр» показал прибыль в размере более 300 млн грн. В 2020 году банк был продан Александру Ярославскому.

В Ощадбанке Елена Малинская отвечала за блок трансформации, и ее опыт работы в финансовых корпорациях в США (она работала в Arthur Andersen) и с финансистами мирового уровня были очевидным преимуществом в процессе представления банка потенциальным покупателям.

Напомним: квалификационная комиссия, которая принимала решения по согласованию банкиров, входила в сферу влияния Александра Бевза. Во время своего увольнения из Нацбанка он написал: «Наши полномочия связаны с критически важной частью работы НБУ: доступ на рынок новых компаний, согласование руководителей банков, разрешения на покупку банков и финкомпаний и т. д. Мы отказываемся отступать от принципов, потому что понимаем, к каким последствиям для страны это приведет». 

Впрочем, с 2019 года, когда происходило несогласование набсовета Ощадбанка, позже признанное Верховным Судом незаконным, Бевз продолжал занимать свою должность. 

На момент выхода этого текста как раз проходит обсуждение возможных кандидатур в правление Ощадбанка. «Доформирование нового состава правления «Ощада» является одним из приоритетов деятельности наблюдательного совета банка. Полноценное правление необходимо для успешной трансформации и реформирования», – рассказал Mind предправления Ощадбанка Сергей Наумов.

Последствия для Ощадбанка и рынка

Частая смена топов в Ощадбанке рискует привести к двум последствиям.

Первое – отсрочка партнерства с ЕБРР, хотя в банке это опровергают. «Все решения принимаются своевременно, работа с ЕБРР идет в соответствии с запланированным графиком. ЕБРР и акционера всегда волнует вопрос о корпоративном управлении банка и работе правления», – подчеркивает член Набсовета Ощадбанка Роза Тапанова.

«Даже при нынешнем недоукомплектованном руководстве банк стабильно работает и продолжает свое развитие. Операционная прибыль «Ощада» за первое полугодие по предварительным подсчетам составила более 3,4 млрд грн, что является рекордным результатом. Есть большой прогресс в сотрудничестве с ЕБРР по привлечению субординированого долга с опцией его дальнейшей конвертации в акции банка», – уточняет Сергей Наумов. 

Второе – право НБУ на публичные решения о карьере банкиров. Напомним: с 2014 года около 100 банков были выведены с рынка. По некоторым из них идут суды, и решения также могут быть оспорены в Верховном Суде.

«Сейчас законодатели дают Национальному банку полномочия принимать решения о наблюдательных советах банков по своему усмотрению. Но я считаю, что этот рычаг нужно давать очень осторожно, если мы говорим о независимых набсоветах», – считает Дмитрий Власов.

Не исключено, что банкиры, которые не будут бояться прямой конфронтации с нынешней командой Нацбанка, также через суды начнут отстаивать свою правоту. Решения по отказу в согласовании членов набсовета Ощадбанка от 2019 года также будут иметь долгоиграющие последствия. Например, эта же комиссия НБУ, которая в 2019 году не согласовала Алексея Гринченко в набсовет Ощадбанка, в апреле 2021 года согласовала его на должность независимого члена набсовета Райффайзен Банка

«Есть человеческий фактор и уровень компетенции членов Комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков НБУ. И как члены комитета регулятора могли оценивать Шевки Аджунера, Елену Малинскую или других известных банкиров, если эти сотрудники НБУ себя дискредитировали, и половина из них уже уволена из Нацбанка новым руководством регулятора? Кто те судьи из НБУ, которые давали таким банкирам с огромным опытом в реальном международном банкинге, негативные оценки? Проверял ли кто-то когда-либо самих чиновников НБУ из Комитета по вопросам надзора образца 2019 года на чистоту деловой репутации и профпригодности?» – задается риторическими вопросами Дмитрий Власов.

По мнению Александра Завадецкого, перед интервью в НБУ банкир может узнать, по какой процедуре и с какими регламентами будет проходить процесс, и внести свои замечания. «Но многие банкиры не станут этого делать, чтобы не провоцировать Нацбанк», – считает он.

По словам экс-член набсовета Ощадбанка Тараса Кириченко, нужно отбросить интриги и домыслы и сконцентрироваться на самом важном. «Есть стратегические установки от Кабмина, и любые промедления в их реализации приводят к тому, что банк не реализует в полной мере свои возможности», – резюмирует он.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно