Исследование «Future of Work 2030»: попытка заглянуть в будущее
Партнерский материал

Исследование «Future of Work 2030»: попытка заглянуть в будущее

Каким будет рынок труда в 2030 году и к каким вызовам следует готовиться работникам и работодателям

Цей текст також доступний українською
Исследование «Future of Work 2030»: попытка заглянуть в будущее

Какой будет работа через два десятилетия? Чего ожидать и к чему готовиться работодателям, молодежи и специалистам? Чьи специальности под угрозой вымирания, а на кого, наоборот, будет большой спрос? Ответы на эти вопросы, а также советы, как подготовиться к изменениям, дают авторы исследования «Future of Work 2030».

Центр «Развитие корпоративной социальной ответственности» в рамках программы «Мечтаем и действуем» обнародовал исследование «Future of Work 2030: как подготовиться к изменениям в Украине». Председатель правления Центра «Развитие КСО» Марина Сапрыкина, презентуя результаты исследования, отметила, что «это первое исследование в Украине о будущем работы, которое направлено на переоценку всей системы обучения и карьерного консультирования в Украине. Школы, профессионально-технические заведения, университеты и компании должны объединиться для молодежи и будущего в Украине».

Цель исследования – помочь определить ключевые тренды будущего, в период до 2030 года, которые будут играть решающую роль в выборе работы. Речь идет как о перспективных направлениях и индустрии работы для молодежи, так и о возможных изменениях в образовании, востребованных навыках, профессиях, формате работы и т. д. Более того, исследования анализирует и прогнозирует перспективы изменений по различным отраслям.

Технологический прогресс, глобализация, климатические изменения

Это три ключевых фактора, которые будут влиять, по мнению исследователей, на экономические, политические и социальные трансформации в стране, а следовательно, и на рынок труда. Таким образом, согласно результатам исследования уже в ближайшем десятилетии ряд профессий и должностей видоизменятся в результате тотальной диджитализации и роботизации процессов, а часть из них вообще исчезнет. Зато персонал будет переходить в те сферы, которые связаны с принятием решений, креативом, общением с людьми (где ощущаться нехватка персонала). Сфера IТ проникнет буквально во все сферы экономики. Актуализируется спрос на междисциплинарные знания, креатив и мягкие навыки. Будет расти спрос и на мультифункционального сотрудника (-ниц).

На этом фоне исследователи предсказывают рост несоответствия традиционного образования запросам рынка, ведь оно слишком жесткое, чтобы соответствовать быстрому темпу общественных и экономических изменений.

В связи с необходимостью заполнения вакуума актуальных знаний и навыков популярным станет неформальное образование, которое будет готовить специалистов в сжатые сроки. В свою очередь традиционное образование должно стать мультидисциплинарным и практикоориентованым. Вместе с уменьшением объемов теоретического материала большее внимание надо уделить развитию у молодежи навыков будущего.

В этом контексте на смену роли учителей и преподавателей придет роль ментора. Существенное влияние на работу будущего в Украине будет иметь сокращение рабочей силы из-за старения населения и миграции специалистов за границу. Это приведет к нехватке квалифицированных работников, у которых появится возможность диктовать условия сотрудничества работодателю.

Такие преобразования будут способствовать популяризации новой управленческой культуры, изменению коммуникации и подхода в командах, изменению роли лидерства, перехода к горизонтальным формам управления и работе в командах (уменьшение контроля и управления, рост открытости и делегирования, отказ от статусов).

Персонал и работодатели будут искать формы сотрудничества, максимально комфортные для обеих сторон. Авторы исследования считают, что нас ждет развитие удаленной работы и гибкого графика работ, а также появление новых вызовов, связанных с обеспечением эффективной командной работы.

Синергия и инклюзивность

«Любые внезапные изменения – это определенный дискомфорт. Поэтому, чтобы подготовиться к изменениям, которые ждут молодежь через 10 лет, в исследовании есть рекомендации, как это сделать», – отметила Юлия Ткачук, заместитель директора программы USAID «Мечтаем и действуем», IREX Ukraine. Оптимальными стратегиями подготовки к работе будущего авторы исследования считают следующие.

На макроуровне – общегосударственном – стоит особое внимание уделить реформированию образовательной и профориентационной систем, чтобы смягчить ожидаемые кризисные явления для молодежи и бизнеса. В частности, нужна полная смена философии образования.

Школьное образование должно сместить акцент на воспитание навыков, которые сделают молодежь более адаптированной и способной к саморазвитию. Его задачей должно стать формирование мировоззрения и нравственного базиса, а также помощь в выявлении природных наклонностей ребенка, которые лягут в основу его самоопределения в будущем. Профессиональное и высшее образование должны быть «заточены» под профессию и запросы бизнеса (со значительной практической составляющей). Время их получения должно сократиться.

Кроме того, необходимо создать эффективную систему профориентации на национальном уровне, которая будет способствовать устранению дисбалансов на рынке труда и сократит затраты времени на перепрофилирование. Важно и создание цифровой инфраструктуры, откроет доступ на рынок труда таким группам, как люди с инвалидностью, мамы с детьми, молодежь из регионов с малым количеством рабочих мест.

И наконец, в условиях усиления глобальной конкуренции и роста требований персонала к работодателям важно создать благоприятную атмосферу для ведения бизнеса в Украине.

На мезоуровне – уровне предприятий – важным будет соблюдение технологических и социальных трендов и активное внедрение цифровых решений. Компании должны осознать, что удержать ценные кадры смогут только те предприятия, которые проявят заботу о физическом и психическом комфорте сотрудника (-цы).

Ведь из-за развития фриланса и удаленной работы снизится лояльность сотрудников (-ць) к компаниям и уровень их вовлеченности. Зато квалифицированные работники в большей степени будут ориентироваться на собственные нужды и комфорт, выбирая работодателя. Компаниям необходимо будет иметь проактивную позицию в вопросах подготовки сотрудников (-ць), а именно: артикулировать запрос о нужных бизнесу навыках, сотрудничать с образовательными учреждениями, создавать собственные учебные программы и институты.

Вообще имеет смысл создание максимальных возможностей для повышения квалификации и расширения сотрудниками (-цами) навыков на рабочем месте, а также построение гибкой среды для работы и профессионального развития. Повысится запрос на разнообразие в команде и на квалифицированных сотрудников, что повлияет на инклюзивность: расширение возможностей работы для женщин и мужчин с детьми и людей с инвалидностью.

На микроуровне – уровне человека, сотрудника (-цы) – важное критическое переосмысление собственных склонностей и интересов (чтобы выбрать сферу, в которой можно будет максимально комфортно и эффективно работать), а также сильных и слабых сторон (чтобы адекватно оценить собственную ценность для рынка и понять, какие навыки следует усилить).

Усилить позиции молодежи на рынке труда может максимальная диверсификация навыков, а именно: твердые и мягкие навыки, навыки решения проблем и креативное мышление. Обязательным для сотрудника (-цы) будет умение использовать новые устройства, информационные и коммуникационные технологии, желательно в сочетании с профессиональной специализацией. В будущем важными для сотрудника (-цы) будут навыки «обучения в течение жизни», непрерывное обновление знаний и умений. При этом необходимо не ограничиваться формальными программами, а постоянно интересоваться инновациями в специальности, желательно при поддержке сильного ментора, что поможет прогрессировать.

«Осознание тенденций будущего работы важно не только для молодежи, но и для бизнеса как работодателей и учебных заведений как институтов, готовящих к последующему трудоустройству. Мы надеемся способствовать совместному пониманию новых ожиданий и требований к трудоустройству в различных отраслях. Современная молодежь – это будущие лидеры развития государства, поэтому привлекать их к диалогу, чтобы помочь планировать будущее – это необходимость», – считает Джеймс Хоуп, директор миссии USAID в Украине и Беларуси.

Будущее началось вчера

Что интересно, отечественные и зарубежные IT-компании уже почти десятилетие предчувствуют указанные в исследовании изменения. Ведь именно в этой сфере работает больше всегопредставителей поколения Z – тех, кто через 20 лет станет СEO, HR, Product owner. И готовятся к ним.

Так, Parimatch Tech в режиме non-stop отслеживает технологические и социальные тренды и активно внедряет инновационные решения. «Среди других программ в этом году мы ввели совершенно новую программу – «Бенефит-кафетерий», – рассказывает Татьяна Давыдова, Chief Talent Officer Parimatch Tech.

Что это за программа? Это удачная попытка креативно подойти к традиционным бонусам для персонала в IT-сфере, где сотрудники требовательные, и, как говорится в исследовании «Future of work 2030», в большей степени ориентированы на собственные нужды и комфорт, выбирая работодателя.

«Бенефит-кафетерий» – это гибкий перечень различных бенефитов, которые может получить сотрудник за баллы, набранные в течение определенного периода. Фишка «кафетерия» в том, что перечень услуг – от абонемента в спортзал до няни для ребенка, от медстрахования для членов семьи до техосмотра автомобиля – сотрудники могут выбрать самостоятельно. Более того, список услуг расширяется по результатам обратной связи.

Следует отметить, что креатив присутствует не только в самой идее, но и в ее реализации: это простой, интуитивно понятный C&B-модуль общей HR-системы компании. Простым является и путь для получения самого бенефита: кроме счета за услуги, который компенсируется, от сотрудника ничего не требуется: быстро, удобно, эффективно.

Кстати, по поводу «эффективно». Вспомним, как получают нематериальные бонусы в, скажем, государственных компаниях. Профсоюз или HR-отдел, или любой профильное подразделение сам решает за персонал, тому надо. Билеты в театр, абонемент в спортзал, льготные путевки на какое-то конкретное море в какой-то конкретный пансионат. Именно так выглядит стимулирующая работа с персоналом на обычном государственном предприятии, которое может себе позволить дотировать профсоюз. Кто не хочет участвовать в «групповых развлечениях», остается без бонуса.

Как следствие, людей, получающих бонусы и довольных ими, лишь около 20–30%, недовольных же гораздо больше. Что имеем зато в случае Parimatch Tech? Как отметила Татьяна Давыдова, менее чем за полгода бенефитами стали пользоваться не 40% сотрудников, как это было в начале, а 90%.

Большинство ведущих IT-компаний все дальше и дальше отходят от традиционных унифицированных бонусов и находятся в постоянном диалоге со своими работниками. Вкладывая все больше в их развитие, профессиональный рост, следует тратить время и деньги и на то, чтобы удержать квалифицированный персонал от смены работы. Поэтому будущее даже не начинается, а уже настает.

С самим исследованием можно ознакомиться на выставке «Future of Work», которая проходит с 22 июля по 1 августа в культурном центре «Арт-Братислава» (г. Киев, ул. Александра Архипенко, 5). Как считают ее организаторы, выставка будет интересна молодым людям, которые выбирают профессию, их родителям, а также тем работникам, которые хотят подготовиться к глобальным изменениям, развить востребованные навыки и освоить новую специальность.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно