Акценты недели: миграционная война Лукашенко, афганский реванш «Талибана» и климатический апокалипсис в действии
Обзор основных событий минувших семи дней и реакция на них зарубежной прессы
Mind продолжает цикл публикаций под общим названием «Акценты недели». В нем мы освещаем главные события накануне всколыхнувшие мировое сообщество и оказывающие ощутимое влияние на экономику не только отдельных государств, но и целых регионов. На этот раз выпуск нашей информационной подборки посвящен беженцам, следующим из Беларуси в Литву, ситуации в Афганистане и лесным пожарам во многих странах мира.
Санкции по-белорусски: как Лукашенко использует беженцев против ЕС

Вот уже третий месяц подряд на литовско-белорусской границе продолжается война, где вместо фронта – шаткие заграждения по линии внешней границы ЕС, а в качестве оружия выступают сотни беженцев из Африки и с Ближнего Востока, которых белорусские туристические агентства и государственные органы по милости Александра Лукашенко переправляют в соседнюю Литву. По данными литовского Госстата, с начала года в стране оказалось более 4000 незаконных мигрантов, что примерно в 50 раз больше, чем в 2020-м. Всплеск такого «туристического» трафика приходится на это лето, после осуждения европейскими политиками незаконной посадки самолета в Минске, и особенно – на начало июля, когда ЕС распространил санкции на всю белорусскую экономику.
По словам представителей литовских властей, Александр Лукашенко использует беженцев для мести как самой Литве, где нашли приют многие участники белорусских протестов, в частности Роман Протасевич (сейчас заключенный) и главный политический конкурент Лукашенко Светлана Тихановская, так и всей Центральной и Западной Европе, поскольку литовско-белорусская граница – это одновременно и внешняя граница ЕС. Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис обвинил в содействии нелегальной миграции белорусское турагентство «Центркурорт», а верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Хосеп Боррель в конце июля говорил о том, что между Багдадом и Минском «был налажен маршрут».
Как отмечает Financial Times, сам Александр Лукашенко еще в мае объявил о прекращении сотрудничества с ЕС по сдерживанию нелегальной миграции. А в минувший понедельник, 9 августа, он добавил, что не будет принимать беженцев назад из Литвы, заявив, что не даст Беларуси «превратиться в лагерь». Однако Беларусь, очевидно, не ограничивается только демонстративным игнорированием проблемы, а активно поощряет беженцев из Сирии, Ирака и других стран к бегству на территорию Литвы с помощью национальных турагентств, а также телеграмм-каналов. Так, газета Africanews приводит слова одного из иракских мигрантов, который «дал кому-то в Минске $1400», чтобы тот провел его через лес к границе. В то же время Министерство внутренних дел Литвы обнародовало видео, на котором беженцев сопровождает машина белорусских пограничников..
ЕС пообещал литовскому правительству политическую и материальную поддержку, а режиму Лукашенко – новый, «жесткий» раунд санкций, который европейские политики будут обсуждать на саммите 21 августа. Официальный пограничный орган ЕС Frontex направил к литовской границе дополнительные бригады для помощи офицерам, а еврокомиссар по внутренним вопросам ЕС Йлва Йоханссон заверила, что европейские органы в следующем году выделят 20–30 млн евро для улучшения защитных систем на литовско-белорусской границе. Согласно LRT, сейчас системами наблюдения оборудовано только 38% границы, значительная часть которой к тому же проходит по лесистой территории, где мигранты с легкостью скрываются от литовских патрульных. Как пишет Euronews, литовское правительство в будущем планирует потратить на строительство физического барьера между двумя странами по меньшей мере 100 млн евро.

Литовская пограничная служба устанавливает заграждение для укрепления границы
По мнению полномочных лиц ЕС, «гибридная война», которую ведет Лукашенко против Литвы и других стран блока, демонстрирует «отчаяние» белорусского диктатора, фактически оказался в международной изоляции. Однако, как известно, раненый зверь – самый опасный, потому подрывная деятельность белорусских органов может создать ряд серьезных социальных и экономических проблем внутри ЕС. В конце июля заместитель министра иностранных дел Литвы Мантас Адоменас подчеркивал, что его страна не может содержать одновременно более 5000 нелегальных мигрантов, и, если поток продолжится, Литве придется пропустить их дальше вглубь ЕС, в частности в Германию через соседнюю Польшу. Перед лицом кризиса государства блока направили в Литву гуманитарную помощь – необходимые вещи и оборудование для временных лагерей для беженцев. А Украина вместе с Эстонией пообещали передать литовским пограничникам, которые уже стали обносить границу металлическим забором, несколько десятков тонн колючей проволоки. Однако даже если «туристов» из Африки и с Востока удастся вовремя остановить, то европейским политикам придется еще подумать, как выслать их обратно, избежав при этом значительного ущерба или обвинений со стороны правоохранительных органов ЕС.
«Талибан» на подъеме: чем афганский кризис грозит Западу

Прошло всего чуть больше месяца после судьбоносного обещания президента США Джо Байдена полностью освободить Афганистан от присутствия американских военных. Уже тогда такое решение вызвало жесткую критику как внутри самих США, так и среди остальных стран мира, а международные специалисты дали неутешительный прогноз о судьбе афганского правительства и общества в результате продвижения талибов. Однако темпы этого продвижения, в результате которого под контролем исламских террористов оказались 14 из 34 провинций Афганистана, а также второй и третий по величине города страны, не могут не поражать. Как метко выразился итальянский генерал Клаудио Грациано, «мы боялись, что за 20 недель Афганистан перенесется назад во времени на 20 лет, но, к сожалению, для этого достаточно было 20 дней». По подсчетам американских госслужб, без поддержки из-за рубежа Кабул будет захвачен за 90 дней. (Талибы вошли в Кабул 15 августа. – Mind.)
Для США, власти которых рассчитывала на поддержку собственных граждан в результате вывода военных, решение оставить Афганистан один на один с террористами стало болезненным ударом по их международной репутации. Перспектива утверждения в Афганистане талибов является тревожной и для соседних с ним стран, пишет The Economist. Последние, однако, не спешат бороться против «Талибана», зато хладнокровно готовяться к изменению власти в Афганистане. Так, Китай уже вроде бы заключил (правда, не на бумаге) с афганскими исламистами своеобразный «пакт о ненападении»: «Талибан» тайно пообещал не вмешиваться в дела автономного китайского региона Синьцзянь, заселенного преимущественно мусульманскими уйгурами и с которым Афганистан соединен узкой территориальной полосой. В то же время центральноазиатские государства укрепляют связи с РФ, проводя совместные тренировки спецподразделений на границах с Афганистаном, а Пакистан больше обеспокоен противостоянием с Индией, чем исламистским движением на территории своего северо-западного соседа. Что касается самых афганских граждан, то миссии ООН регулярно фиксируют притеснения и правонарушения со стороны солдат «Талибана».
В то же время террористическое нашествие на Дальнем Востоке угрожает Западу не только потерей репутации. Politico отмечает, что очень скоро страны ЕС могут почувствовать на себе давление обездоленного в результате гражданской войны афганского населения, которое насчитывает, по данным ООН, уже более 400 000 человек. Пока значительная его часть находится в пределах Афганистана. Большое количество мигрантов, по мнению немецкого министра Нильса Аннена, будут направляться прежде всего в Кабул, а оттуда – в соседние страны, например в Иран или в Пакистан. Однако, по словам Аннена, «наивно думать, что дальнейшее продвижение «Талибана»... не отразится на миграционной политике Европы». Так, по свидетельству Politico, в 2019 и 2020 годах афганцы составляли наибольшую долю нелегальных переселенцев в Европу. И хотя пика числа мигрантов из Афганистана европейские чиновники ожидают не раньше, чем через несколько месяцев, первые перебежчики уже начали прибывать, в частности, через белорусско-литовскую границу.
По этому поводу шесть европейских стран на прошлой неделе адресовали брюссельским еврокомиссарам письмо, в котором они советовали не прекращать принудительных депортаций афганских беженцев, чтобы не поощрять новой волны мигрантов. Самым худшим сценарием, по мнению политиков ЕС, является повторение кризиса 2015 года, когда сотни тысяч граждан из Сирии, Афганистана и Ирака искали убежища в Европе. Кроме того, победа «Талибана» рискует превратить в прах миллиарда евро стратегической помощи афганскому правительству, выплаченные Еврокомиссией за 20 лет, как и усилия европейских миротворцев в стране, действовавших совместно с отрядами США. Как пишет Politico, вывод американских войск стал примером и для ЕС, и теперь этот пример быстро уничтожает и до этого зыбкую стабильность дальневосточного региона.
Можно ли еще спасти действующее афганское правительство и уберечь мир от гуманитарной катастрофы? Да, отмечает американский генерал и личный советник президента по вопросам Вооруженных сил США Марк Милли в интервью The Economist. И для этого необязательна полная военная интервенция – достаточно перебросить в Афганистан несколько отрядов спецназа для сотрудничества с правительственными афганскими войсками и координированного отпора наступлению талибов. К тому же США могли бы задействовать авианосцы в Аравийском море для оказания воздушного прикрытия правительственной армии. Источником надежды для Вооруженных сил Афганистана стало бы также решение НАТО оставить в Кабуле квалифицированных военных советников и механиков.
Наконец, администрация Байдена должна по крайней мере на словах поддержать действующую афганскую власть. И все же президент США кажется непоколебимым в своем решении продвигать доктрину «мы тут ни при чем», а единственной задачей трехтысячного отряда американских военных, направляющихся в Афганистан, является эвакуация сотрудников посольства США в Кабуле. И вскоре США, вероятно, придется расплачиваться за собственное равнодушие как перетасовками их геополитических карт на Дальнем Востоке, так и хаосом в рядах союзной США Западной Европы.
Мир в пламени: от рекордных температур до лесных пожаров

Недавно Mind писал о новом климатическом отчете ООН, в который вошли главные обсервации и прогнозы ведущих специалистов о росте температур в XXI веке. Результат оказался крайне неутешительным: отметка в 1,5 градуса, определенная государствами мира в 2015 году желательной границей роста глобальной температуры, при существующих темпах парниковых эмиссий будет преодолена через 15 лет. Более того, даже сценарий с 2 градусами авторы отчета считают маловероятным и достижимым только при усиленном применении так называемых отрицательных эмиссий – технологий вылова из атмосферы уже имеющегося в ней диоксида углерода. Гораздо более вероятным является версия группы Climate Action Tracker, в которой существующая политика мировых держав сопоставима с потеплением атмосферы планеты на 2,9 градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой. И, если этот прогноз сбудется, результаты будут катастрофическими.
Выводы отчета можно подытожить одной фразой: Земля горит. Стихийные бедствия, включающие смертельные наводнения, тепловые волны и аномальные температуры, будут учащаться, а число их жертв будет расти. В течение последних 25 лет ледовый слой планеты потерял примерно 30 трлн тонн собственной массы. И темпы его таяния продолжают ускоряться – в 2021 году они уже на 57% выше темпов 1990-х годов. Горит планета не только в переносном, но и в прямом смысле: этот год стал рекордным и по масштабам лесных пожаров в мире, протянувшихся от северо-западных штатов США до российской Сибири.

На прошлой неделе Греция потеряла в результате пожаров близтельно 100 000 га леса. С подобной проблемой столкнлась и Турция. Обе страны зарегистрировали этим летом рекордно высокие температуры, составившие 48 и 49 градусов по Цельсию соответственно. Пожары достигли даже северной Финляндии, где пламя уничтожило 300 га лесного покрова. Не утихают они и в Северной Америке, в США, где, как пишет издание Times, за год огнем было уничтожено более миллиона гектаров. И все эти пожары являются значительным ударом не только по экосистеме, но и по климату. Наиболее катастрофическими пожарами охвачены леса в сибирской тайге. По данным Washington Post, по масштабу они превышают все сегодняшние пожары в мире вместе взятые, а их углеродный след составляет более 500 млн тонн СО2. Климатические специалисты опасаются, что пламя впоследствии достигнет сибирской вечной мерзлоты и торфяников, в результате чего к СО2 может добавиться еще и не менее вредный метан.

Смог в результате лесных пожаров в российском городе Якутске
С небывалыми стихийными бедствиями мир сталкивается в условиях, когда глобальное потепление не дошло еще даже до полутора градуса. Отчет ООН не оставляет сомнений, что винить следует прежде всего человечество, планомерно увеличивающее объемы выбросов вот уже двести лет. Остается только догадываться, как будет выглядеть ад на земле через 80 лет – и из-за глобального потепления дополнительно на 1,5 градуса– если реалистичные прогнозы климатических экспертов ООН оправдаются.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].