Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го

Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го

В нынешнем году мир может пострадать из-за денежных станков, вторжений в Украину и на Тайвань, а еще – из-за афганских талибов и космической гонки

Цей текст також доступний українською
Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го
Фото: pixabay

2022 год обещает стать годом постпандемийного восстановления. Он начался весьма обнадеживающе: нет крупных войн, коронавирус слабеет, Всемирный банк прогнозирует 4,1%-ный рост глобальной экономики после 5,5%-ного подъема в 2021-м. Вместе с тем эксперты указывают на появление угроз, способных разжечь международные конфликты и подорвать мировое восстановление.

Mind предлагает ознакомиться с главными геополитическими рисками 2022 года.

«Инфляционный сюрприз»

Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го

По утверждению экономистки Стефани Фландерс, возглавляющей исследовательский центр Bloomberg Economics, врагом №1 для мировой экономики в 2022 году станет не коронавирус, а инфляция, ускоряющаяся во многих странах. Так, в США в декабре 2021-го потребительские цены неожиданно подскочили до 7% в годовом эквиваленте, побив сорокалетний рекорд. В Германии инфляция установила тридцатилетний рекорд в 5,3%, а в Украине – повысилась до 10%, что стало самым резким ее ростом за четыре года.

По словам Стефани Фландерс, нынешний «инфляционный сюрприз» происходит из-за дефицита и подорожания топлива, а также по причине срывов международных цепочек поставок и из-за того, что миллионы специалистов получили внушительные денежные выплаты во время пандемийных карантинов и не захотели возвратиться на свои рабочие места. Теперь для обуздания инфляции регуляторы собираются повышать процентные ставки и уменьшать субсидии, но это может не помочь.

«В нынешнем году нам предстоит увидеть, достаточно ли глобальная экономика устойчива, чтобы обходиться с меньшей помощью от правительств и центробанков. И является ли инфляция временным побочным продуктом Covid или более постоянной проблемой», – пишет Стефани Фландерс.


Появление нового SARS-мутанта

Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го

В мире идет гонка между мутирующим вирусом SARS-CoV-2 и вакцинами, призванными остановить пандемию. Плохая новость в том, что обнаруженный в ноябре 2021 года штамм «Омикрон» с огромным числом мутаций способен заражать привитых людей и очень быстро распространяется.

Обнадеживает то, что вакцинированная часть населения «очень, очень легко» переносит заражение этим вариантом коронавируса. Об этом 12 января сообщилглавный инфекционист Белого дома Энтони Фаучи. По его данным, привитые люди в 10 раз реже заражаются, в 17 раз реже нуждаются в госпитализации и в 20 раз реже умирают от коронавируса.

Относительно легкое выздоровление инфицированных и усталость населения от локдаунов сдерживают борьбу с пандемией. Границы стран, производства и жилые дома не закрываются от «омикрона» на карантин. Но, как пишут аналитики Global Risk Insights, лидеры по всему миру ложатся спать со страхом, что свободно гуляющий вирус мутирует в то, что вызовет «полномасштабную бубонную чуму для человечества». Хотя эта угроза и считается маловероятной, эксперты называют ее самым устрашающим риском 2022 года.


Вторжение в Украину

Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го

К началу 2022 года мировые СМИ наводнились новостями о сосредоточении 100 000 российских военных вблизи границы с Украиной и о безуспешных попытках США и НАТО предотвратить вероятную интервенцию. 13 января советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан назвал угрозу военного вторжения в Украину «высокой», а 14 января пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки сообщила о возможной атаке провокаторов «под чужим флагом».

«Россия закладывает основу для того, чтобы иметь возможность сфабриковать предлог для вторжения, включая саботаж и информационные операции по обвинению Украины в подготовке неизбежных атак против российских войск на востоке Украины», – цитирует Джен Псаки CBC.

По предположению западных дипломатов, вторжение, вероятнее всего, произойдет в январе-феврале, когда Европа особенно нуждается в поставках российского газа для обогрева домов. В любом случае страны Запада будут вынуждены отреагировать на агрессию России жесткими санкциями, от которых пострадают глобальные сырьевые и финансовые рынки.


Конфликты из-за Тайваня

Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го

По мнению Малкольма Дэвиса, эксперта по безопасности из Австралийского института стратегической политики, российская агрессия против Украины – это крупнейшая геополитическая угроза начала 2022 года. Но в дальнейшем она будет ослабевать, и гораздо большей проблемой станет ситуация на острове Тайвань, который Китай считает своей территорией и крайне нервно реагирует на любые действия его защитников.

«Президент Тайваня Цай Инвэнь в новогодней речи послала месседж Китаю: решение разногласий военным путем – не выход, на что Пекин отреагировал строгим предупреждением о «глубокой катастрофе», которая произойдет в том случае, если Тайвань пересечет какую-либо красную черту», – отмечает Малкольм Дэвис.

Красной чертой Китай считает любой шаг в направлении независимости Тайваня. Отвечать на эти шаги Пекин готов закрытием торговых и дипломатических связи со странами. Так, в декабре 2021 года Пекин обвинил Литву, разрешившую Тайваню открыть посольство в Риге, в «сговоре с сепаратистами», за который она может оказаться «на свалке истории». Литва была исключена из китайских таможенных систем КНР, и в 2022 году литовские предприниматели столкнулись с невозможностью отправки грузов в Китай.


«Выборное безумие»

Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го

Как пишет журнал Fortune, 2022 год может стать годом выборного безумия, так как пандемия усиливает недовольство и желание населения сменить власть. Рынки ненавидят выборы, так как в борьбе за избирателей политики могут давать и дают безумные обещания, могут провоцировать массовые беспорядки и менять позицию стран в отношении налогов, климата, России, Китая и крупных корпораций.

В 2022 году избиратели смогут переизбрать лидеров в Бразилии, Южной Корее, Гонконге, Кении, Малайзии, Колумбии, Венгрии и на Филиппинах. Но самые судьбоносные выборы пройдут во Франции – второй по величине стране Евросоюза. В апреле там изберут главу государства, а в июне – парламент, в котором почти наверняка станет больше националистов.

Конкуренцию нынешнему лидеру Франции Эмманюэлю Макрону, которого называют «президентом богатых», составят сразу несколько ярких ультраправых кандидатов. В их числе националистка Марин Ле Пен, желающая реформировать Евросоюз, и публицист Эрик Земмур, продвигающий теорию заговора «Великое замещение». Согласно этой теории, в Европе при содействии правящих элит осуществляется замещение белого населения выходцами из Африки и Ближнего Востока.


Всплеск джихадизма

Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го

Несколько лет назад ликвидация Исламского Государства в Ираке и Сирии запустила процесс децентрализации джихадистских группировок. Однако, как пишет эксперт американского Института исследований внешней политики Колин Кларк, глобальное исламистское движение по-прежнему представляет существенную угрозу.

«По всей Африке ниже Сахары джихадистские группы, связанные с Исламским Государством, неуклонно наращивают силу. Из Конго они нападают на Уганду. Из Мозамбика – на Танзанию… В Сахеле французские войска не могут помочь африканским армиям сдержать рост филиалов Аль-Каиды и ИГИЛ. Террористические атаки опустошают Мали, Буркина-Фасо, Нигерию и Нигер. В Африканском Роге усиливается сомалийская Аш-Шабаб и превращается в региональную угрозу», – рассказывает Колин Кларк.

По его словам, Афганистан под контролем Талибана может деградировать в «осиное гнездо» для террористов и повстанцев всех мастей. Это приведет к росту экстремизма по всей Южной Азии и увеличит вероятность террористических атак, способных стравить между собой две ядерные державы: Пакистан и Индию.


Столкновения на орбите

Что страшит рынки: топ-7 геополитических рисков 2022-го
Источник: NASA

Как писал Mind, 2021 год был годом космических достижений. В прошлом году на орбите появились сотни новых спутников, китайский аналог МКС с тайконавтами, а компании Blue Origin Джефа Безоса, Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и Space X Илона Маска начали возить в космос туристов.

Но все эти программы повысили риск случайных или преднамеренных столкновений космических аппаратов друг с другом. Вращаясь вокруг Земли на скорости около 7.5 км/с, даже маленькие объекты могут создать смертельную катастрофу в случае попадания в МКС или китайскую «Тяньгун».

В ноябре 2021 года госсекретарь США Энтони Блинкен и директор NASA Билл Нельсон гневно раскритиковали Россию за уничтожение на орбите своего спутника «Космос-1408», который распался на 1500 отслеживаемых кусков, представляющих потенциальную угрозу жизням астронавтов на МКС. А в декабре уже китайский МИД выразил официальный протест в ООН из-за того, что станции «Тяньгун» дважды пришлось уклоняться от столкновения с близко подлетавшими к ней спутниками Илона Маска.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно