Discuss Discuss
Восстание машин пока отменяется: три АІ-кейса от украинских разработчиков

Восстание машин пока отменяется: три АІ-кейса от украинских разработчиков

Как искусственный интеллект помогает в логистике и промышленности

Цей матеріал також доступний українською
Восстание машин пока отменяется: три АІ-кейса от украинских разработчиков

В 2022 году искусственный интеллект станет одной из важнейших технологий и будет стимулировать большинство инноваций почти во всех отраслях промышленности, говорится в свежем исследовании IEEE. В этой нише Украина не отстает. В статье Mind рассказывает о трех технологических продуктах с АІ, созданных украинскими разработчиками и уже внедренных в отечественных и иностранных компаниях.

Издание совместно с платформой Reactor.ua продолжает серию статей об инновациях. Ранее Mind писал о цифровых решениях для промышленности, финтеха, туризма, образования, о инновациях для аграриев, украинских MedTech- и фарм-разработках, сервисе, который помогает управлять операциями на складе онлайн, тандеме дронов и вездеходов-амфибий, технологии, превращающей автомобиль в гаджет на колесах и продуктах для e-commerce.

AI для логистики

Повстання машин поки що скасовується: три АІ-кейси від українських розробників
Фото: Depositphotos.com

Проблема. Проблема. «Искусственный интеллект может ассоциироваться со сверхсложными решениями и далекими от рядового пользователя проблемами, однако это совершенно не так», – говорит Head of RPA Unit компании Ciklum Роман Михайлишин. Один из примеров этого – разработанное его подразделением роботизированной автоматизации процессов решение для международной логистической компании с центрами в Австрии и Швейцарии и представительствами в Европе, Северной Америке и Австралии. Имя заказчика в Ciklum раскрыть не могут: данные под NDA.

Эта фирма столкнулась с достаточно «бытовой» проблемой, связанной с доставкой. «Курьеры собирали накладные о доставке в бумажном виде. В конце же рабочего дня сканировали их и вручную вводили данные в систему учета. Это позволяло компании отслеживать статус того или иного заказа. Впрочем, на практике в качественный трекинг вмешивался человеческий фактор: рабочие теряли документы или забывали вносить их в систему. Случались и курьезы: курьер забыл накладную в джинсах, которые потом постирала жена, – и после этого уже ничего нельзя было прочесть», – рассказывает Михайлишин.

Решение. Ciklum предложил максимально диджитализировать процесс с использованием технологий искусственного интеллекта. Компания разработала мобильное приложение, в котором курьеры могут фотографировать накладные сразу после доставки. Затем алгоритм машинного обучения самостоятельно оцифровывает эти данные, а RPA-бот вносит их в систему учета компании.

«На создание продукта ушло около 1,5 месяца – от первоначального анализа бизнес-процессов и обсуждения до тестирования готовой версии. С фото хорошего качества AI «вытягивает» данные с точностью до 99,9%. Но даже с фото скомканных и потертых документов нам удалось добиться точности в 90%. Также мы добавили к приложению просьбу сделать новый снимок, если фотография получилась низкого качества», – объясняет Михайлишин.

Результат. В Ciklum рассказывают, что на практике это решение на основе АІ позволяет значительно сэкономить время и повысить качество и надежность документооборота. У заказчика поток таких накладных составлял от 100 до 500 штук в неделю. Учитывая, что каждая забирала 3–5 минут на полную обработку и ввод данных, экономия времени достигла почти 200 часов работы людей в месяц – ее стали выполнять работы.

«Освобождение от подобных рутинных задач повысило мотивацию и вовлеченность персонала. Для бизнеса же решение минимизировало расходы из-за человеческих ошибок и усовершенствовало комплаенс: цифровые версии документов невозможно потерять или пропустить. К тому же это улучшило отношения с клиентами и партнерами, а также ускорило общий документооборот», – считает Михайлишин.

АІ для крупного бизнеса

Повстання машин поки що скасовується: три АІ-кейси від українських розробників
Фото: depositphotos.com

Проблема. «Любая крупная компания работает с огромным количеством документов и файлов, размер которых часто измеряется сотнями гигабайтов или даже терабайтами», – рассказывает основатель, СЕО DevRain Александр Краковецкий. Для того чтобы работать с таким массивом документов, необходима корпоративная база знаний, которая будет отвечать следующим требованиям:

  • полнотекстовый поиск на разных языках;
  • категоризация документов согласно корпоративной таксономии;
  • определение дубликатов;
  • определение связанных документов (например, договор + акт + счет);
  • разделение доступов к тем или иным документам согласно корпоративной политике;
  • управление метаданными документов.

Решение. Специалисты DevRain разработали такую ​​корпоративную базу знаний на базе Microsoft SharePoint Online с улучшенными возможностями поиска благодаря технологиям искусственного интеллекта. «Суть нашего решения заключается в автоматическом определении категорий, к которым относятся те или иные документы, поиск связанных документов и дубликатов, в частности нечетких. Также посредством автоматического перевода документов оно позволяет осуществлять поисковые запросы на любом языке», – говорит Краковецкий.

И уточняет: Microsoft SharePoint Online является одним из самых популярных корпоративных решений для работы с документами. С помощью Microsoft Search можно осуществлять поиск по содержимому и метаданным документов. «Для разработки мы использовали готовые Microsoft Cognitive Services, а также натренировали ряд моделей на основе набора данных заказчика», – объясняет СЕО DevRain.

Для кого разрабатывали? Клиент DevRain – под NDA. «Заказчик работает в сфере промышленности, входит в топ-10 крупнейших компаний Украины. MVP-версия была разработана в середине 2021 года, а полноценная опытная эксплуатация началась осенью 2021-го», – уточняет Краковецкий.

Предварительные результаты. По словам СЕО DevRain, благодаря разработанному решению заказчик существенно сократил время на категоризацию документов, а также получил возможность работать с документами на разных языках, что было очень важно для компании, присутствующей на внешних рынках.

AI для водоканалов

Повстання машин поки що скасовується: три АІ-кейси від українських розробників
Фото: depositphotos.com

Проблема. «Раньше передача показателей или обращение в водоканал требовало много ресурсов, поскольку данные часто обрабатывались вручную. Это замедляло процесс и увеличивало вероятность человеческого фактора. Поэтому важно создать легкий и доступный продукт для передачи показателей счетчиков. При этом сэкономить усилия и время для водоканалов», – рассказывает программный менеджер «Софтсерв – Муниципальные технологии» Богдан Кидык.

Решение. Компания разработала для водоканалов чат-боты на основании АІ. Они оптимизировали передачу запросов от пользователей, стали платформой для оперативной оплаты услуг и быстрой коммуникации как внутри, так и снаружи. Пользователи могут передать показатели в несколько кликов в любой момент», – говорит Кидык.

И уточняет: благодаря внедрению чат-ботов можно запускать и другие дополнения, улучшающие бизнес-процессы: «Сейчас мы тестируем использование АІ в системе, которым смогут пользоваться клиенты с большим объемом данных и услуг. Через несколько лет функционирования чат-ботов сформировался ряд часто встречающихся вопросов от пользователей. Они смогут их писать в чате, а искусственный интеллект позволит моментально получать ответы. В настоящее время идет пилотное использование двумя клиентами, ведь эти запросы имеют свои особенности, в частности, их пишут на двух языках и даже суржике, чего, например, не бывает в англоязычных странах. Через 2–3 месяца сможем поделиться результатами».

Кто использует? Впервые чат-бот был запущен во «Львовводоканале» в начале 2020 года. Сейчас «умные» боты также есть у «Черновцыводоканала», «Киевводоканала» и более 30 коммунальных предприятий по всей стране.

Результат. В «Софтсерве – Муниципальные технологии» рассказывают, что сейчас чат-ботами ежемесячно пользуются уже более полумиллиона украинцев. «Цифровая трансформация помогла улучшить экономические показатели коммунальных предприятий и оптимизировать внутренние процессы. К примеру, одно предприятие смогло в течение полугода сэкономить 5104,16 часов благодаря автоматизации процесса сбора характеристик. Количество оплат на день начисления платежей выросло в среднем на 7%», – уточняет Кидык.

По его словам, функционал разрешил коммунальным предприятиям наладить эффективную работу в условиях пандемии и безопасно обслуживать клиентов. Число обращений с помощью CRM выросло с 0,01% до 7,11% от общего количества. С помощью чат-бота одна из горячих линий принимает более 7500 обращений в день в период пиковой нагрузки.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.ua