Главред Mind.ua Евгений Шпитко освобожден под залог
2 млн грн удалось собрать за шесть дней, в том числе благодаря краудфандингу

Что случилось. 13 мая основатель, совладелец и главный редактор независимого бизнес-портала Mind.ua был освобожден из Львовского учреждения исполнения наказаний №19.
Источник. Об этом сообщил его адвокат.
Детали. 5 мая Евгений Шпитко был задержан во Львовской области, двумя днями позже – решением Галицкого районного суда г. Львова ему была избрана мера пресечения: 60 дней содержания под стражей во Львовском учреждении исполнения наказаний №19 с правом внесения залога в размере 2 млн грн.
Задержание произошло якобы за «торговлю гуманитарной помощью». Евгений стал подозреваемым по ч. 3 ст. 201-2 УК Украины (незаконное использование в целях получения прибыли гуманитарной помощи, благотворительных пожертвований или безвозмездной помощи, осуществленное организованной группой).
Друзья, коллеги и партнеры с самого начала не сомневались в порядочности Евгения Шпитко, о чем они говорили лично и доказывали на деле.
Редакция Mind объявила сбор благотворительных пожертвований, чтобы аккумулировать необходимую сумму залога. Евгений не нарушал закон, у него есть все доказательства этого. Но для построения линии своей защиты ему следует находиться на свободе.
Евгений Шпитко всегда был и остается патриотом Украины, который с первого дня российской агрессии посвятил себя армии. Он многодетный отец, поэтому имел полное право эвакуироваться заграницу. Но не сделал этого, оставшись здесь, чтобы поддерживать страну.
Учитывая широкую огласку, нужную сумму удалось собрать за шесть дней. Сбор средств прекращен. Редакция Mind и семья Евгения безгранично благодарны всем, кто откликнулся на краудфандинговую инициативу. По закону, залог является возвратным платежом, поэтому на соответствующем этапе процессуальных действий он будет возвращен в полном объеме.
Следствие продолжается. Озвучивать детали процесса Евгений Шпитко пока не имеет права, исходя из постановления суда.
Подробнее. Учитывая большой резонанс дела и то, что предъявленные обвинения могут оказаться актуальными для многих представителей волонтерского движения, считаем необходимым прояснить сложившуюся ситуацию и ее причины.
Никакие грузы гуманитарного назначения не были задействованы, не фигурировали и не имелись в виду. Так что же на самом деле произошло?
В первые дни войны одним из острейших вопросов оказалась экипировка наших защитников. Эта потребность сохраняется до сих пор – исходя из количества запросов на пластины и бронежилеты, которые поступали к Евгению Шпитко, даже когда он находился под стражей.
Именно на решении проблемы с экипировкой военных были сосредоточены волонтерские усилия.
Эта проблема имеет две составляющие.
1. Большое количество подделок на украинском рынке. В значительной степени эрзац возник из лучших побуждений, чтобы восполнить очевидный дефицит бронежилетов на пике их востребованности. Это можно попытаться понять, но такая экипировка буквально может стоить кому-то жизни: интернет полон роликами, где сделанную из подручных материалов плиту, весящую 10+ кг, пуля пробивает насквозь. Поэтому главной стала задача найти сертифицированные, легкие, надежные бронежилеты в достаточном количестве. Отсюда возникла проблема номер два.
2. Отсутствие в свободном доступе такой высококачественной номенклатуры. Производители – как правило, это международные крупные игроки с многолетней историей – не торгуют с физлицами и в розницу. Это делается, в частности, для того, чтобы контролировать, кому поступает их продукция. Оптимальный контрагент для них на внешнем рынке – специализированная профессиональная компания, в идеале с государственной формой собственности. В Украине такой компанией, которая закупала большие партии качественной сертифицированной экипировки, были структуры «Укроборонпрома».
Эти структуры, в свою очередь, тоже в начале войны не работали с частными лицами. Поэтому, обращаясь к ним за партиями экипировки, Евгений Шпитко с единомышленниками работали через юрлицо по безналичному расчету. Это сотрудничество закреплено в официальных договорах. А кто хоть раз имел дело с госкомпаниями и тем более товарами двойного назначения, представляет себе уровень проверок и верификации, которую пришлось для этого пройти.
То есть покупались конкретные товары по заказу конкретных пользователей и поставлялись им под акт приема-передачи. Получение прибыли эта деятельность не предусматривала.
Евгений Шпитко был вовлечен в эту работу преимущественно в качестве координатора и информационного центра – к нему стекались запросы и просьбы о помощи.
Один из таких удовлетворенных запросов закончился подачей заявления в правоохранительные органы.
Возможные причины случившегося
1. Чрезмерная активность правоохранительных органов, которым поставлена задача особенно внимательно следить за гуманитаркой. Такую деятельность редакция полностью поддерживает, но не когда количественный показатель превышает качественный.
2. Персональный «привет» от фигурантов публикаций Mind. Громких журналистских расследований было много, поэтому «доброжелателей» тоже хватает.
Ущерб от этой истории многоуровневый.
Репутационный ущерб изданию еще предстоит оценить, хотя сейчас мы не фиксируем оттока партнеров и рекламодателей. Благодарность за этот кредит доверия выходит за рамки просто деловых отношений.
По описанному формату работает множество волонтерских организаций. Многие из них, по информации, имеющейся в редакции Mind, приостановили свою деятельность до уточнения деталей «кейса Шпитко». Активные волонтеры сейчас опасаются сделать лишний шаг, чтобы не попасть под раздачу: вчерашняя помощь сегодня может трактоваться как уголовное деяние.
Mind надеется на скорейшее прояснение всех недоразумений. И еще раз выражает благодарность всем, кто оказывал и оказывает помощь.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].