Дальше – дороже: для чего НБУ опустил гривну на 25%

Дальше – дороже: для чего НБУ опустил гривну на 25%

И почему на наличном рынке девальвация еще сильнее

Цей текст також доступний українською
Дальше – дороже: для чего НБУ опустил гривну на 25%
Фото: НБУ

Национальный банк 21 июля девальвировал национальную валюту сразу на 25%, установив официальный курс на отметке 36,57 грн/$. Наличный рынок отреагировал на этот шаг моментально. В обменных пунктах курс опустился до 38–40 грн/$, а на черном рынке за доллар местами просили даже больше 40 грн.

Mind разобрался, какими будут последствия этого шага НБУ для экономики в целом.

Что предшествовало решению Нацбанка?

С самого начала боевых действий в Украине – с 24 февраля – НБУ зафиксировал официальный курс (здесь и далее будет идти речь о курсе по отношению к американской валюте) на отметке чуть более 29,25 грн/$ и держал его на таком уровне почти пять месяцев.

В своем июньском отчете о финансовой стабильности Нацбанк вскользь упомянул, что такая мера себя оправдала. Фиксированный курс вместе с рядом ограничений на валютные операции и вывод капитала за пределы Украины позволил избежать неконтролируемой девальвации.

В то же время регулятору приходилось постоянно проводить интервенции на валютном рынке, распродавая свои золотовалютные резервы. В период с 1 марта по 1 июля объем ЗВР сократился почти на 17% – до $22,8 млрд.

Динамика золотовалютных резервов НБУ

Дальше – дороже: для чего НБУ опустил гривну на 25%

*Данные НБУ

Кроме того, наличный рынок все равно жил по своим правилам. В обменниках курс на 3–5 грн отличался от официального. В итоге 21 мая НБУ не выдержал и разрешил банкам не ограничивать курс продажи наличной валюты, что фактически уравняло его с черным рынком. Национальная валюта тогда резко просела до 35-36 грн/$. При этом на межбанке курс оставался прежним – те самые 29,3 грн/$.

В начале июля лопнуло терпение у коммерческих банков, и они стали один за другим пересматривать карточный (безналичный) курс гривны. Он тоже уравнялся с курсом наличного рынка, достигнув диапазона 36–38 грн/$.

Что означает решение НБУ?

Фактически девальвация гривны произошла сразу после 24 февраля. Поэтому, когда 21 июля Нацбанк ослабил гривну на 25%, он эту девальвацию попросту «узаконил».

«Нацбанк, по сути, легитимизировал курс «серых» обменных пунктов. Ведь многие компании вынуждены покупать валюту разными обходными путями, чтобы рассчитываться за товары с зарубежными партнерами», – объясняет экономист Ukraine Economic Outlook Григорий Кукуруза.

Некоторые эксперты впопыхах сообщили, что НБУ вернулся к свободному, плавающему курсу. Но это не так. Регулятор опроверг любые подобные заявления, объяснив, что курс гривны по-прежнему фиксированный.

«Механизм фиксации курса является стабилизатором экономики в текущих условиях. Но официальный курс гривны на уровне 24 февраля уже не отвечает реалиям и постепенно теряет роль якоря для ожиданий», – сказано в сообщении НБУ, в котором ведомство разъясняет причины и последствия пересмотра официального курса.

Так вот, если перефразировать аргументацию Нацбанка, то символичная цифра 36,6 грн/$ – это своеобразный якорь, за который теперь будет держаться экономика.

Как новый курс повлияет на бизнес?

Прежде всего речь идет о компаниях, чья деятельность связана с экспортом и импортом. Именно для них изменилась как цена покупки валюты, так и цена продажи валютной выручки.

Экспортеры при продаже валюты будут получать больше гривны. Это, в свою очередь, даст возможность компаниям хоть как-то вести бизнес в условиях кризиса и что-то вкладывать в свое развитие.

«Сильный разрыв между межбанком и наличным рынком отрицательно влиял на экспортеров. Теперь же они получат поддержку в виде гривневой массы, что позволит закрывать кредиторскую задолженность перед партнерами и подрядчиками», – рассказывает финансовый эксперт и аналитик Василий Невмержицкий.

Импортеры не так воодушевлены, потому что ввозимая ими в Украину продукция будет дорожать. В условиях падения потребительского спроса это подрежет их заработок.

Но в дальновидности импортеров сомневаться особо не стоит: они давно пересчитывают стоимость товаров по курсу 38–40 грн/$. При этом фактически валюту компании покупали по 29,3 грн/$, зарабатывая вдобавок на курсовой разнице. Теперь маржа импортеров, конечно, упадет, но в накладе они точно не останутся.

Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, как отреагировали на изменение официального курса продавцы бытовой техники и электроники: 21–22 июля они одним махом подняли розничные цены на 10–15%.

К чему готовиться обычным потребителям?

«Мы неизбежно увидим +25% в ценах на заправках, а затем и в стоимости всех продуктов и товаров. Ведь автотопливо покупали исключительно по старому курсу межбанка. А теперь придется по новому», – дает неутешительный прогноз главный аналитик группы компаний Forex Club Андрей Шевчишин.

Свой вклад в рост цен внесет не только топливо. Многие предприятия по-прежнему простаивают. В итоге дефицит продукции национального производства будут замещать импортные товары. А курс в ценообразовании продукции из-за рубежа, как мы помним, играет решающую роль.

Хотя затраты отечественных производителей тоже растут. Поэтому бизнес неизбежно постарается переложить постоянно растущие издержки на плечи потребителей. По данным опроса предпринимателей, который провел НБУ, 92% респондентов ожидают роста цен на ту продукцию, которую они закупают. Около 60% опрошенных компаний прогнозируют потребительскую инфляцию более чем на 20% в течение последующих 12 месяцев.

Ценовые ожидания украинских компаний в последующие 12 месяцев

Дальше – дороже: для чего НБУ опустил гривну на 25%

*Данные НБУ

Дальнейшее влияние слабеющей гривны на стоимость товаров и услуг подтверждает и сам Национальный банк. НБУ обещает, что будет проводить жесткую монетарную политику.

Это поддержит финансовую стабильность и частично ослабит инфляционное давление. «Но коррекция официального курса гривны будет иметь лишь ограниченное влияние на ускорение темпов роста цен. Инфляция все же будет расти и к концу года несколько превысит 30%», – говорится в официальном сообщении НБУ.

Что будет с курсом дальше?

На самом деле ситуация на валютном рынке кардинально не изменилась. Безналичный курс гривны по-прежнему остается под контролем Нацбанка, наличный – живет своей жизнью.

Продажа и покупка безналичной валюты банками, как и ранее, будет осуществляться по курсу, который не может отклоняться от официального более чем на 1%. «Курс продажи валюты в наличном сегменте валютного рынка и дальше будет определяться спросом и предложением», – уточняет НБУ.

А значит, между безналичным курсом и курсом в обменных пунктах по-прежнему останется зазор в 3–4 грн. По словам Григория Кукурузы, такой разрыв сохранится, пока Нацбанк не снимет все ограничения и не откажется от фиксации официального курса.

Какие перспективы у гривны?

НБУ уверяет, что есть целый перечень факторов, играющих на руку национальной валюте. Во-первых, высвобождение валютной выручки экспортеров. Во-вторых, падение потребительского спроса. Граждане будут меньше тратить, меньше покупать импортные товары, меньше давить на гривну. В-третьих, Нацбанк продолжает ограничивать возможности для спекуляций.

Например, население с 21 июля может покупать безналичную валюту в банках, но при условии ее последующего размещения на депозитном счете сроком от трех месяцев без права расторжения.

Помимо этого НБУ очень сильно надеется, что ему удастся выключить печатный станок, заменив эмиссию рыночными инструментами финансирования бюджета. Речь идет об ОВГЗ. Низкие ставки по облигациям на уровне 9–11% годовых отталкивали покупателей. В итоге большую часть ОВГЗ выкупал Нацбанк. Но 19 июля на аукционе Минфин впервые за долгое время повысил доходность гособлигаций, установив по 12-месячным бумагам ставку на уровне 14%.

Есть надежда, что повышение доходности разогреет вторичный рынок ОВГЗ, что вместе с помощью от международных партнеров даст возможность закрывать дефицит госбюджета не за счет эмиссии. В итоге снизится давление как на курс, так и на цены.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно