Мир переживает рекордный рост цен. В США пытаются подавить потребительский опрос, в ЕС – избавляются от облигаций и урезают доходы энергетических гигантов, а Турция перекладывает все бремя на граждан

Мир переживает рекордный рост цен. В США пытаются подавить потребительский опрос, в ЕС – избавляются от облигаций и урезают доходы энергетических гигантов, а Турция перекладывает все бремя на граждан

И что Украине стоит взять на вооружение из монетарной политики других государств

Цей текст також доступний українською
Мир переживает рекордный рост цен. В США пытаются подавить потребительский опрос, в ЕС – избавляются от облигаций и урезают доходы энергетических гигантов, а Турция перекладывает все бремя на граждан

Страны по всему миру столкнулись с неконтролируемым ростом потребительских цен. И речь не только о развивающихся странах, для которых высокая инфляция не в новинку, а об устоявшихся экономиках, где рост цен более 2-3% в год – почти что катастрофа.

Топ-10 стран по уровню инфляции в октябре, % (год до года)

Страна

Уровень инфляции в октябре 2022 г.

Уровень инфляции в сентябре 2022 г.

Аргентина

88%

83%

Турция

85,51%

83,45%

Нидерланды

14,3%

14,5%

Россия

12,6%

13,7%

Италия

11,8%

8,9%

Великобритания

11,1%

10,1%

Еврозона

10,6%

9,9%

Германия

10,4%

10%

Мексика

8,41%

8,7%

США

7,7%

8,2%

Источник: https://tradingeconomics.com

Поэтому для властей многих государств преодоление инфляционного шока стало своеобразным вызовом. Причем, попутно центробанкам и правительствам важно не задавить и без того слабый экономический рост.

Mind решил разобраться, как борются с инфляцией разные страны и как их опыт может пригодиться Украине.

Читайте также: Затишье перед идеальным штормом. Что стало причинами нового мирового кризиса. Как это видят в МВФ

США. Экономика Соединенных Штатов Америки давно не сталкивались с такой инфляцией, которую она переживает в последние месяцы. Например, в июне уровень инфляции в штатах в годовом измерении достиг 9,1%, что стало наивысшим значением с 1981 года. В последующие три месяца рост цен превышал 8%. И только по итогам октября инфляция в США замедлилась до 7,7%. Даже американский президент Джо Байден был вынужден публично  обратить свое внимание на ситуацию с ценами в Штатах и заявил, что «…американцы страдают из-за дороговизны жизни».

Нужно отдать должное Федеральной резервной системе (ФРС), которая еще ранней весной начала реагировать на ускорение инфляции. И хотя рост потребительских цен по-прежнему остается чрезмерно высоким, базовый индекс инфляция в октябре (он не учитывает цены на продукты питания и энергоносители) составил 6,3%, что оказалось ниже прогнозов. Кроме того, аналитики Golman Sachs считают, что базовый индекс к середине 2023 года снизится до 3,5%, а к декабрю 2023-го – до 2,9%.

Ежемесячная инфляция в США в 2021-2022 годах, % (год к году)

Источник: https://tradingeconomics.com / US Bereau of Labor Statistics 

Как решают проблему высоких цен США:

  • Начиная с марта Федрезерв агрессивно повышает ключевую ставку (аналог учетной ставки НБУ в Украине). После первого повышения уровень ставки составлял 0,25–0,5%. В начале ноября, в результате очередного пересмотра ставки, она находится в диапазоне 3,75–4% годовых.
  • ФРС начала избавляться от облигаций (казначейских, ипотечных и т. д.), которые она выкупала во время пандемии коронавируса, чтобы поддержать экономику США деньгами. Этот процесс называется сокращением баланса. За время пандемии Федрезерв нарастил портфель облигаций до почти $9 трлн и по данным The Wall Street Journal, к 2025 году ФРС намерен избавиться от минимум $1,2 млрд на своем балансе.
  • Цель ФРС – придавить потребительский спрос, а также увеличить стоимость заемных средств (кредитов) как для граждан, так и бизнеса. Проще говоря, ресурсы в экономике станут дороже, расходы сократятся, что в итоге позволит снизить инфляцию.
  • ФРС рассчитывает, что в долгосрочной перспективе (о каком конкретно сроке идет речь – неизвестно) ей удастся довести инфляцию до 2%.

Ужесточение монетарной политики имеет оборотную сторону – оно не лучшим образом влияет на экономику, замедляя ее. По оценкам МВФ, ВВП США за 2022 год вырастет всего на 1,6%. Правда, за 3 квартал экономика Штатов, после падения в течение двух предыдущих кварталов, подросла на 2,6%. Но впереди конец года, который обещает быть очень непростым.

Евросоюз. Ситуация с ценами в ЕС еще хуже, чем в США,  поскольку главным «двигателем» инфляции в странах Евросоюза остаются энергоносители. Западная Европа преимущественно импортирует и нефть, и газ, стоимость которых взлетела до небес из-за военного конфликта между Украиной и россией, поломанной логистики и глобального кризиса в целом.

Уже второй месяц подряд инфляция на территории Евросоюза бьет все мыслимые рекорды. По данным статистического ведомства ЕС Eurostat, в сентябре рост потребительских цен в 27 странах ЕС составил 10,9% (год к году), а в октябре достиг 11,5%. Наивысшие темпы инфляции в октябре зафиксированы в Эстонии (+22,5%), Литве (+22,1%) и Венгрии (+21,9%).

Больше всего в октябре в Евросоюзе подорожали энергоносители (+41,5%), необработанные (цельные) пищевые продукты (+15,5%), готовые пищевые продукты, алкоголь и табак (12,4%). То есть, дорожает все, что входит в продуктовую корзину любого среднестатистического европейца.

Инфляция в ЕС в октябре 2022 года, % (год к году)

Источник: ec.europa.eu/Eurostat

Власти ЕС  бросили все силы на сдерживание инфляции, но пока особых успехов не достигли. В том числе потому, что еврозона вошла в новый кризис не оправившись от предыдущего –  финансовый запас Евросоюза истощен почти двухлетней пандемией. Глава Еврокомисии Урсула фон дер Ляйен честно призналась, что источники финансирования ЕС на сегодня крайне ограничены. Бюджет Евросоюза проектировался еще до того, как началась активная фаза войны россии в Украине, и поэтому «… он (бюджет) не рассчитан на решение проблем такого масштаба».

Что же предпринимает ЕС, чтобы справиться с инфляцией:

  • Европейский центробанк (ЕЦБ), равно как и ФРС, увеличивает процентные ставки. Правда, в отличие от Федрезерва, ЕЦБ начал повышать ставки значительно позже. Только в конце июля ЕЦБ повысил ключевую ставку с «нуля» на 50 б.п. до 0,5%, впервые с 2011 года. В начале сентября банк поднял ставку еще на 75 б.п. до 1,25%. А в октябре ЕЦБ довел уровень ключевой ставки до 2%.
  • ЕЦБ должен перейти к "ограничивающей" территории для ослабления спроса, но также должен начать сокращение облигаций на сумму 3,3 трлн евро ($3,4 трлн), приобретенных в рамках программы покупки активов. Вплотную этим вопросом Центробанк займется в 2023 году.
  • В сентябре Урсула фон дер Ляйен презентовала план преодоления высоких цен в ЕС. Он предполагает ограничение доходов электрогенерирующих компаний путем установки «потолка» их прибыли в пределах 180 евро/мегаватт-час. Помимо этого, ЕС рассматривает идею о введении временного сбора в размере 33% прибыли предприятий нефтегазовой, угольной и нефтеперерабатывающей промышленности. За счет этих мер бюджет Евросоюза должен получить до 140 млрд евро, которые необходимы, чтобы смягчить инфляционный удар.
  • Еврокомиссия планирует внедрить механизм динамического ценообразования на газ, чтобы снизить вклад энергоносителей в инфляцию. Этот механизм будет реализован на европейской газовой бирже TTF. Суть его заключается в следующем: если стоимость голубого топлива превышает определенный предел – газовые контракты выше этой цены будут заблокированы.

Как и США, Европа в качестве целевого уровня инфляции наметила цифру в 2%. «Нашей ключевой задачей остается снижение инфляции к отметке в 2%, и Совет управляющих ЕЦБ сделает для этого все возможное», – пообещала глава ЕЦБ Кристин Лагард. При этом МВФ прочит рост ВВП Еврозоны в 2022 году на уровне 3,1%, а в 2023 году – замедление экономического роста до 0,5%.

Великобритания. В Великобритании экономические проблемы подкрепляются производной от них  политической нестабильностью – за четыре месяца в Объединенном королевстве сменился третий премьер-министр.

Читайте также: Политическое потрясение в Великобритании: почему ушла Лиз Трасс 

Одна из главных задач нового главы правительства, бывшего министра финансов Риши Сунака  – преодоление огромной инфляции. В августе потребительские цены в Великобритании год к году выросли на 9,9%, в сентябре – на 10,1% (это стало рекордом за последние 40 лет), а в октябре инфляция ускорилась до 11,1%.

Читайте также: Великобританию возглавил «анти-Робин Гуд»: 8 ярких фактов о Риши Сунаке 

Как и в ЕС, главный виновник в раскручивании ценовой спирали – энергоносители. По данным Национальной статистической службы Великобритании (ONS), домохозяйства в октябре заплатили в среднем на 88,9% больше за электричество, газ и другие виды топлива, чем годом ранее. Банк Англии (британский Центробанк) ожидает, что в четвертом квартале 2022 года инфляция достигнет уровня 11% год к году.

Ежемесячная инфляция в Великобритании в 2021–2022 годах, % (год к году)

Источник: https://tradingeconomics.com / Office for National Statistics

Как пытаются преодолеть инфляционный шок британские власти:

  • Банк Англии проводит политику высоких процентных ставок, чтобы увеличить стоимость ресурсов в экономике и урезать ликвидность. В начале ноября Центробанк повысил базовую процентную ставку сразу на 75 б.п. (это самое существенное повышение за 33 года) – c 2,25% до 3%. Таким образом, уровень ставки достиг максимума за последние 14 лет.
  • Идя по стопам ФРС и ЕЦБ, Банк Англии с 1 ноября начал разворачивать программу по продаже облигаций из своего запаса. Общая сумма ценных бумаг на балансе Банка составляет 838 млрд фунтов стерлингов (почти триллион долларов).
  • Правительство Великобритании еще в сентябре приняло решение ограничить плату за энергоснабжение для частных потребителей. Предел затрат на электричество составит 2500 фунтов стерлингов в год. Если бы не эта мера, то по оценкам ONS, уже в октябре плата за газ и электроэнергию для населения выросла бы вдвое – фактически же рост тарифов в этом месяце составил 30%.
  • Министерство финансов со своей стороны обнародовало проект секвестра британского бюджета, который предусматривает сокращение расходов на 30 млрд фунтов стерлингов. Кроме того, Минфин предлагает ряд налоговых мер (расширение базы для уплаты подоходного налога, повышение налогов для предприятий энергетического сектора), что должно дополнительно принести до 25 млрд фунтов стерлингов поступлений.

В унисон со США и ЕС, Великобритания хочет снизить инфляцию до 2% в год. При этом экономика Туманного Альбиона в целом выглядит очень неустойчиво: ВВП в третьем квартале упал на 0,2%. Согласно прогнозу Лондонского института экономических исследований, в четвертом квартале снижение ВВП составит 0,2%. На 2023 год Банк Англии прогнозирует падение экономики Великобритании на 1,5%.

Турция. Антирекорды всех упомянутых стран меркнут на фоне Турции, где ежемесячная инфляция приближается почти к 100%. В сентябре уровень инфляции в этой стране составил 83,5%, а в октябре – 85,5%, что стало самым высоким значением с 1998 года. Больше всего дорожают продукты питания, безалкогольные напитки, а также различные бытовые товары (мебель, техника и электроника) и энергоносители.

Ситуация в Турции нетипичная. Формально там нет энергетического кризиса, как в том же ЕС, поскольку Турция, несмотря на военный конфликт в Украине, продолжает импортировать газ из россии. Помимо РФ крупными поставщиками топлива являются Иран, Ирак, Азербайджан и Казахстан. В то же время, зависимость от импорта все равно делает Турцию заложником мировых цен и для внутренних потребителей стоимость энергоносителей растет. В сентябре Управление по регулированию энергетического рынка (EPDK) подняло цены на электроэнергию и природный газ на 20% для домохозяйств и на 50% для промышленности.

Ежемесячная инфляция в Турции в 2021-2022 годах, % (год к году)

Источник: https://tradingeconomics.com / Turkish Statistical Institute

К тому же, действия турецких властей по сдерживанию инфляции полностью противоположны тому, что делают США или Евросоюз. Пока другие страны увеличивают процентные ставки, Турция наоборот снижает стоимость ресурсов в экономике. Причем, концепцию низких ставок продвигает лично президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. С  2019 года он уволил трех глав Центрального банка Турции (TCMB), которые не поддержали его «особый путь». Экономическая программа его правительства основывается на стимулировании производства, инвестиций и экспорта, за счет которого формируется около 90% ВВП страны.

Как выглядит турецкая модель преодоления инфляции:

  • Центральный банк Турции (TCMB) в конце октября в очередной раз пересмотрел процентную ставку, снизив ее сразу на 150 б.п. с 12% до 10,5%. Еще в начале года процентная ставка находилась на уровне 14%.
  • Чтобы не раскачивать слабую турецкую лиру (с начала 2022 года она девальвировала на 38%), TCMB запретил турецким компаниям получать займы в лирах в случае, если их запасы иностранной валюты превышают 15 млн лир (около $900 000), а еще обязал экспортеров конвертировать 40% своей выручки в национальную валюту.
  • Представители TCMB заявляют, что уже добились положительного эффекта по снижению влияния внешней конъюнктуры на турецкую экономику, главным образом за счет сокращения отрицательного сальдо внешней торговли. В октябре соотношение экспорта и импорта составило 93,4%, в июле, для сравнения, это соотношение было на уровне 79,3%.
  • Министр торговли Турции Мехмет Муш в начале ноября заявил, что сокращение разрыва между экспортом и импортом идет по плану, и пообещал, что за очень короткое время будет достигнута цель «…по обеспечению профицита внешней торговли».

Нестандартный подход к борьбе с кризисом имеет положительный «побочный» эффект в виде экономического роста. За 2021 год ВВП Турции вырос на 11%. В первом квартале 2022 года рост экономики был на уровне 7,3%, во втором достиг 7,2%. По прогнозам, в 2022 году турецкая экономика прибавит 5,3%. Но если местные производители и экспортеры от мягкой монетарной политики выигрывают, то рядовые граждане не очень рады тому, что их покупательная способность упала почти на 90%. Поэтому турецкий сценарий возможен только в странах с авторитарными режимами.

Как мировой опыт может помочь Украине. Согласно данным Госслужбы статистики, инфляция в Украине в октябре достигла почти 27% в годовом исчислении. По итогам 2022 года, напомним, Национальный банк Украины прогнозирует инфляцию около 30%.

Ежемесячная инфляция в Украине в 2021-2022 годах, % (год к году)

Источник: данные НБУ

Сравнивать ситуацию в Украине с другими странами некорректно, поскольку нигде больше не ведутся активные боевые действия, которые являются первопричиной проблем в экономике. Это и разрушение производственных мощностей, и усложнение логистики, и отток трудоспособного населения, и нарушение нормального функционирования энергетики. В итоге, происходит рост издержек производителей, удорожание импорта, что неизбежно отражается на ценах.

Читайте также: Расходы госбюджета-2023 вдвое превышают доходы. Где правительство планирует брать деньги?

При этом, опыт других стран и те антиинфляцонные инструменты, которые они применяют, могут оказаться полезны в уникальных украинских реалиях. Даже в условиях высоких процентных ставок другие государства продолжают поддерживать местных производителей, особенно малый и средний бизнес.

Наиболее популярные инструменты – адресные субсидии, различных льготы и т.д. Это логичный шаг, который стимулирует импортозамещение и снижает влияние внешних факторов на инфляцию. В Украине сложно говорить о какой-либо масштабной финансовой поддержке бизнеса с учетом существующего бюджетного дефицита, размер которого достиг 639 млрд грн в январе-октябре. В то же время, Кабинет Министров и Верховная Рада могут применять немонетарные инструменты помощи бизнесу: снижение налогового давления для отдельных категорий плательщиков или отраслей, помощь в релокации, освобождение от проверок, либерализация таможенных процедур и т. д.

Более эффективная долговая политика – это то, чего тоже не хватает Украине сейчас. Суть заимствований, которые осуществляет украинское правительство, сводится к следующему: Минфин выпускает военные облигации (ОВГЗ), а Нацбанк их выкупает, что равносильно необеспеченной эмиссии гривны. По состоянию на 21 ноября, портфель гособлигаций НБУ достиг почти 660 млрд грн. В то время как многие центробанки пришли к тому, чтобы расконсервировать свои облигационные портфели, Нацбанк, тем не менее, уже не первый месяц изучает эту идею, но на такой шаг пока не решается. Выход НБУ смог бы «раскачать» вторичный рынок ОВГЗ и снизить темпы эмиссии, которая крайне негативно влияет на цены.

Читайте также: Инвестируем в победу Украины: как купить ОВГЗ через «ДіЯ». Пошаговая инструкция 

Что касается валютного курса, то Нацбанку смог удержать гривну от катастрофического обвала. Недовольным текущим его значением следует взглянуть на другие страны. Например, за 2021 год турецкая лира по отношению к доллару упала более чем на 50%, а аргентинский песо – на 22% – в этих странах не было и нет войны.

В то же время, нужно понимать, что действующий курсовой порог в Украине удерживается в буквальном смысле в «ручном режиме». Следствие этого – существование в стране трех курсов: официальный 36,6 грн/$ для экспортеров и импортеров, карточный на уровне 37–38 грн/$ для безналичных операций физлиц, и наличный около 40–41 грн/$. Такое «многокурсие» закладывает своеобразную инфляционную мину. Те же импортеры, покупая валюту по официальному курсу, перерасчет цен товаров производят по курсу, который на 10–15% выше.

А значит, рано или поздно, этот зазор сделает свой вклад в инфляцию. Так что, Нацбанку в любом случае придется ослаблять гривну и упорядочивать курсовую чехарду, чтобы не допустить ускорения инфляции и удержать ее в обещанном диапазоне 20–21% хотя бы в 2023 году.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно