Россия в Сирии: военный аспект агрессии

Россия в Сирии: военный аспект агрессии

Какие силы были задействованы, к каким последствиям это привело, и какова дальнейшая судьба данного контингента

Цей текст також доступний українською
Россия в Сирии: военный аспект агрессии
Фото Getty Images / Global Images Ukraine

Гражданская война в Сирии – серьезное испытание для всей системы мирового порядка. Начавшаяся весной 2011 года на волне «арабской весны» как серия антиправительственных выступлений, она вскоре переросла в полномасштабный вооруженный конфликт с участием как всех региональных сверхдержав (Турция, Иран), так и мировых лидеров (США, НАТО, Россия).

Вооруженные силы США начали боевые действия против боевиков «Исламского государства» (ИГИЛ) на территории Сирии в сентябре 2014 года, а с 30 сентября 2015-го тут по официальной просьбе президента страны Башара Асада появился и российский контингент.

К тому времени положение сирийской армии было близко к катастрофическому – 28 марта 2015 года антиправительственные силы взяли под контроль город Идлиб – центр одноименной крупной северо-западной провинции. А 20 мая сирийская армии покинула город Пальмиру в 240 км от Дамаска. В начале июня ИГИЛ добралась до Хассии, расположенной на основной дороге из Дамаска в Хомс и Латакию, и захватила позиции к западу от города, создав потенциальную угрозу для правительственных войск.

7 сентября ИГИЛ захватила нефтяное месторождение «Джазал» – оно было последним, которое контролировало правительство. Через два дня авиабаза «Абу аль-Духур» на границе с Идлибом перешла в руки боевиков группировки «Джейш аль-Фатх». После захвата авиабазы сирийские военные были полностью вытеснены из провинции. Фактически оппозиция и боевики контролировали почти половину страны.

Авиация – без опознавательных знаков. В конце августа было подписано межправительственное соглашение. И уже 30 сентября поступили первые сообщения о начале бомбардировок российскими самолетами объектов ИГИЛ в районе городов Хомса и Хамы. Фактически к тому времени на аэродроме Хмеймим возле сирийской Латакии была сформирована смешанная группа Воздушно-космических сил России, в состав которой вошли фронтовые бомбардировщики Су-24М2, Су-34, штурмовики Су-25СМ, многоцелевые истребители Cу-30СМ, а также боевые вертолеты Ми-24 и многоцелевые вертолеты Ми-8.

Характерной особенностью всех российских самолетов в Сирии стало полное отсутствие опознавательных знаков. Фактически перед перелетом были закрашены российские звезды, при этом бортовые номера сохранили.

С 30 сентября 2015 года российские ВВС начали боевые вылеты, совершая в среднем по 40 в сутки, причем каждый шестой – ночью. В ответ противник активно стал наращивать систему ПВО. И в итоге по состоянию на июнь 2017 года ВКС РФ потеряли восемь вертолетов: два Ми-8, один Ми-28Н, пять Ми-35 и штурмовик Су-25. Еще один бомбардировщик Су-24М был сбит турецкими истребителями F-16 после нарушения воздушного пространства страны.

Достижения: что бомбили и скольких убили. По состоянию на август 2017-го с начала военной операции совершено свыше 25 000 боевых вылетов и нанесено около 80 000 ударов с воздуха. К маю 2017 года выведено около половины авиагруппировки с базы Хмеймим в Россию, и на сегодня авиация используется в ходе боевых действий крайне ограниченно, что связано как с трудностями в доставке предметов снабжения, так и с резко возросшими возможностями ПВО противника.

Что касается эффективности применения российской авиации в Сирии, то, как заявляли российские официальные лица в декабре 2016-го, за период с сентября 2015 года в результате вылетов группировки в Сирии было уничтожено 35 000 боевиков. В это же время были обнародованы данные британского проекта Syrian Observatory for Human Rights (SOHR), из которых следовало, что в результате российских бомбардировок были уничтожены свыше 6000 боевиков «Исламского государства» и других группировок, включая «Джебхат-ан-Нусру». При этом, согласно данным SOHR, погибли более 4000 мирных жителей.

Однако наиболее серьезные обвинения прозвучали со стороны представителей международной неправительственной организации Amnesty International. Так, по их данным, только с декабря 2015-го по февраль 2016 года российские ВКС вместе с правительственными войсками Сирии как минимум шесть раз «целенаправленно атаковали» больницы, медицинские центры и клиники на севере сельской части провинции Алеппо, в результате чего погибло не меньше трех мирных жителей. Кроме того, в декабре 2015 года представители Amnesty International заявили о наличии материальных доказательств, позволяющих подозревать российскую авиацию в использовании неуправляемых бомб в густонаселенных районах, а также в применении кассетных бомб.

Флот – со всей России. Кроме авиации, в боевых действиях в Сирии с самого начала активно применялся и флот. С советских времен россиянам удалось сохранить пункт морского базирования в Тартусе. Уже к осени 2015 года из боевых и вспомогательных судов всех четырех флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского) была сформирована оперативная группа для прикрытия с моря действий авиационной группы.

С нарастанием масштабов боевых действий понадобилось резкое усиление огневого воздействия на противника, в связи с чем 7 октября 2015 года экипажи четырех кораблей Каспийской флотилии (ракетный корабль «Дагестан», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг») из акватории Каспийского моря отработали по целям в Сирии ракетами «Калибр НК».

А 8 декабря 2015 года к операции была привлечена подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» Черноморского флота. Пуски ракет с моря продолжались и в дальнейшем. Так, 19 августа 2016 года из района огневых позиций в восточной части Средиземного моря малыми ракетными кораблями Черноморского флота «Зеленый Дол» и «Серпухов» было выполнено три пуска крылатых ракет морского базирования «Калибр» по целям группировки «Джебхат ан-Нусра» на территории Сирии.

С 15 ноября по декабрь 2016 года в боевых действиях впервые принял участие тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». За два месяца летчики морской авиации 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота выполнили 420 боевых вылетов и уничтожили более 1000 объектов террористов. Причем за столь короткое время летчики корабельной авиации умудрились потерять в авариях сразу два новейших самолета – МиГ-29К и Су-33. В обоих случаях никто из летчиков не пострадал.

Россия в Сирии: военный аспект агрессии
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Фото: wikimedia

Наземные операции. С самого начала операции в Сирии российские официальные лица заявляли, что никакой наземной операции не планируется. Однако логика развития ситуации требовала для получения конкретных результатов привлекать и наземные части. В то же время официально этого делать поначалу было нельзя, поэтому к выполнению задач наравне с сирийскими военными привлекли частные военные кампании (ЧВК), которые уже действовали в стране. Это прежде всего «Славянский Корпус», который воевал здесь с осени 2013-го – формально отряд из 267 «контракторов» был нанят для «охраны месторождений и нефтепроводов». В российской версии это ЧВК получило название по позывному своего командира – «Вагнер».

В ходе тяжелейших боев ЧВК несут крайне серьезные потери, данные о которых почти не попадают в СМИ. Согласно данным Wall Street Journal на декабрь 2015 года, операция в Сирии уже тогда стоила организации девяти погибших. А 22 марта 2017 года российское издание «РБК» сообщило о гибели девяти россиян в Сирии, смерть которых официально не подтверждалась. СМИ удалось установить принадлежность шестерых из них к частной военной компании «Вагнер», остальные, как утверждается, участвовали в российской военной кампании.

Кстати, под «маркой» ЧВК в Сирии активно стали действовать отряды спецназа из разных регионов, прежде всего из состава Южного военного округа. Согласно западным данным (естественно, не подтвержденным российской стороной), успешный штурм Алеппо в декабре 2016 года стал возможен благодаря участию сил специальных операций, действовавших совместно с правительственными войсками.

Примерно с середины 2016-го в бой пошли и кадровые части российской армии. По состоянию на 9 мая 2016 года для охраны авиабазы Хмеймим привлекался батальон морской пехоты Черноморского флота (в основном укомплектован дезертирами из ВМСУ) и сводное мотострелковое подразделение. По данным американского частного агентства военной информации, на их вооружении находится как минимум семь танков Т-90, артиллерия и бронетранспортеры БТР-80.

Есть информация также и об активном применении артиллерии. Так, 17 ноября 2016 года во время доклада министра обороны Сергея Шойгу президенту России, была представлена карта обстановки, на которой были отмечены позиции войск в Сирии. В числе отмеченных оказалась позиция в районе на северо-запад от города Садад 5-й гаубичной артиллерийской батареи 2-го гаубичного артиллерийского дивизиона 120-й отдельной гвардейской артиллерийской бригады 41-й Краснознаменной общевойсковой армии Центрального военного округа (место постоянной дислокации – город Юрга Кемеровской области). На вооружении – 152-мм буксируемые гаубицы-пушки 2А65 «Мста-Б». Дополнительным косвенным подтверждением присутствия подразделений этой бригады в Сирии служит официальное награждение заместителя командира дивизиона этой бригады капитана Подольского А. В.

По данным разведки США, в апреле 2016-го российские артиллерийские подразделения были передислоцированы в северные районы Сирии для поддержки наступления на Алеппо.

Официально в Сирии находятся исключительно части военной полиции, которые введены в освобожденный от боевиков город Алеппо в декабре 2016-го для обеспечения правопорядка, и отряд саперов, направленных весной прошлого года для разминирования исторической части Пальмиры.

Согласно официальным российским данным на декабрь 2016-го, в Сирии погибло 38 человек, из них 35 – при исполнении воинского долга, 3 – небоевые потери. 11 человек были ранены. За 2017 год Минобороны РФ официально подтвердило гибель пяти человек (последний по времени – погибший 3 мая подполковник Алексей Бучельников). Таким образом, признанные российские потери в сирийской кампании на лето 2017-го составляют 43 человека. Однако по информации агентства Reuters, реальные потери личного состава только с конца января по март 2017 года вчетверо превышают официально заявленные.

Кроме того, официально в РФ не фиксируется гибель сотрудников частных военных кампаний, а по информации «РБК», в Сирии погибло 36 работников ЧВК, а общие потери за время операции оцениваются в 67 погибших.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно