Фронт и политика: изменится ли военное положение на Донбассе после принятия нового закона

Фронт и политика: изменится ли военное положение на Донбассе после принятия нового закона

И какова теперь вероятность начала широкомасштабной войны с РФ

Цей текст також доступний українською
Фронт и политика: изменится ли военное положение на Донбассе после принятия нового закона
Фото: УНИАН

Голосование по законопроекту №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» вызвало взрыв эмоций у пророссийской части украинского парламента. На фоне многочисленных комментариев юристов и политологов как-то в тени остается вопрос военной составляющей этого законопроекта и то, как его принятие отразится на общей обстановке в зоне АТО. Mind обратился к военному эксперту, историку Михаилу Жирохову с просьбой прокомментировать последствия принятия этого закона именно с этой точки зрения.

АТО – все? Прежде всего закон фактически заканчивает формат антитеррористической операции, объявленной в апреле 2014 года под формальным руководством СБУ, и дает юридические основания для перехода руководства со всей полнотой власти на прифронтовых территориях к военным. Де-факто Антитеррористический центр СБУ отошел «в сторону» еще во времена освобождения Славянска и Краматорска, однако де-юре военные не имели всей полноты власти, и самое главное – формально не было юридических оснований для применения армии в мирное время. Это все коренным образом влияло на действия непосредственно высшего командования ВСУ, которое фактически ходило все эти три года под статьей. Эта несуразность теперь убирается.

Следующий вопрос – приведет ли принятие закона к резкому обострению ситуации на фронте. По всей видимости – нет, так как Россия на сегодня не готова дать отмашку, а сами лидеры непризнанных республик, а фактически марионетки Кремля, такие вопросы не решают.

Время пришло? Смеем утверждать, что общую картину происходящего мы вряд ли видим. Но весьма показательно, что время этого законопроекта пришло именно сейчас – ведь вряд ли кто-то будет отрицать, что любые шаги в этой сфере тщательно согласуются с нашими партнерами – как с ЕС, так и США. Ведь что бы ни говорили о бесхребетности европейцев, но именно вмешательство США и ЕС в виде угрозы санкций в тяжелейшие для страны моменты (прежде всего август 2014 года) позволило остановить российское вторжение под Мариуполем, за три года восстановить возможности армии и подтянуть экономику.

И сейчас, когда США активно включились в решение вопросов Донбасса, совершенно непонятно, в какую игру они играют. На фоне мирной риторики американское оружие все ближе, судя по многим косвенным данным, негласное эмбарго на поставку нам европейского летального оружия снято. Тут и проект самоходного миномета с испанцами, и многочисленные проекты с поляками, и практически открытое признание со стороны Европы, что нам таки поставляли и поставляют необходимые боеприпасы, и многое другое.

В каком состоянии боеготовность ВСУ? Хотя у группировки еще достаточно много вопросов со снабжением, укомплектованностью личным составом, однако огневое и численное превосходство на критически важных для нас направлениях уже достигнуто. Не без проблем, но за два года созданы три серьезные линии обороны, прорыв которых как для боевиков «армий Л/ДНР», так и для российской армии будет сопряжен с большими потерями. Превосходство в воздухе почти сведено на нет насыщением переднего края большим количеством средств ПВО и разворачиванием десятка новых (вернее, снятых с хранения и капитально отремонтированных) зенитно-ракетных комплексов в глубине страны.

Последние взрывы на складах боеприпасов несущественно сказались на общей боеготовности армейского корпуса – ведь еще в 2015 году Генштабом был предпринят ряд мер, которые позволили минимизировать потери от любой диверсии подобного рода.

А что на той стороне фронта? В то же время гибридные войска на оккупированной территории сейчас совсем не в том состоянии, чтобы вести активные наступательные действия. Прежде всего это относится к моральному настрою «вояк»: идейные были выбиты в боях 2014 года, особенно много их было уничтожено под Дебальцевом. А пришедшие позже – в основном «пятнадцатитысячники», которые пришли в «армию», чтобы кормить свои семьи. Да, завезенных за пару лет снарядов и патронов хватит еще как минимум на полгода войны на Донбассе, даже при условии, что границу с Россией перекроют завтра. Однако это уже будет совсем другая война.

Теперь, когда по новому закону армия получит новые права, можно быть уверенными, что в случае попыток местного населения останавливать военные колонны, как это было в марте – апреле 2014 года, ответная реакция военных будет совсем другой.

Возможен ли силовой вариант завершения войны? Говорить о силовом варианте решения проблемы Донбасса сейчас наверняка не решится никто, ведь до сих пор дамокловым мечем над планами нашего командования висит вероятность широкомасштабной войны с РФ. И такой вариант, вполне очевидно, прорабатывается штабными офицерами. Неслучайно, например, буквально на днях начальник Генерального штаба Виктор Муженко заявил о том, что «за 10 суток проведения операции по отражению широкомасштабной агрессии общие потери могут составлять до 10 000–12 000 человек». А к таким потерям наше общество не готово и вряд ли будет готово в ближайшие годы.

Остается один вариант – медленное «дожимание» Кремля на введение международных миротворцев с передачей им российско-украинской границы. С постепенным качественным усилением армии – ведь содержание нынешней группировки контрактников тяжелейшим бременем ложится на отечественную экономику. Но пока нам придется платить такую цену – главное, чтобы это было не зря.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно