Бухгалтерский учет в Украине: как будут воплощаться европейские стандарты

Бухгалтерский учет в Украине: как будут воплощаться европейские стандарты

Что предусмотрели, а что не учли законодатели

Цей текст також доступний українською
Бухгалтерский учет в Украине: как будут воплощаться европейские стандарты
Фото pixabay.com

Подписав договор об ассоциации с Евроcоюзом, Украина четко заявила о своем внешнем векторе экономического и социального развития. И взяла при этом на себя ряд дополнительных обязательств по гармонизации отечественного законодательства с европейским. Среди них – имплементация положений Директивы 2013/34/ЕС от 26 июня 2013 года «О ежегодной финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанных с ними отчетах определенных типов компаний»

Потребность в принятии Директивы № 2013/34 / ЕС, которая частично дублирует положения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), связана с тем, что не все предприятия государств – членов ЕС перешли на МСФО (во многих странах существуют национальные бухгалтерские стандарты). Вместе с тем, несмотря на длительные экономико-интеграционные процессы в самом Евросоюзе, потребность в применении единых правил для подготовки финансовой отчетности только растет.

На прошлой неделе, 5 октября, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о приведении бухгалтерского учета в Украине к стандартам Европейского союза. За принятие закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине (относительно усовершенствования некоторых положений)» №4646-д проголосовали 253 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов.

Владимир Жук, экономист IMF Ukraine, специально для Mind определил основные положительные и отрицательные моменты закона.

Плюсы

Новая градация и терминология. В законе установлены критерии отнесения предприятий к микропредприятиям, малым, средним и крупным предприятиям, а также усовершенствован порядок подачи финансовой отчетности в едином электронном формате и ее обнародования вместе с аудиторским заключением.

Вводятся новые термины: субъекты общественного интереса, чистый оборот, материнская компания, дочернее предприятие, аффилированные предприятия, расходы, доходы, отчетный период, отчет о платежах в пользу государства, отчет об управлении, собственный капитал, таксономия финансовой отчетности, чистый доход от реализации продукции и др.

Кого касается? В общем директива 213/34/ЕС предусматривает дополнительные обязанности по подготовке отчетной документации субъектов хозяйствования с целью повышения их прозрачности. Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме). Ранее такое предусматривалось только для финансовых компаний, как особые требования Нацкомфинуслуг.

Минусы

Несмотря на наличие, казалось бы, положительных для отечественного законодательного поля сдвигов, в документе можно увидеть ряд несогласованных между собой и с другими нормативными актами моментов. В частности, в законе используются выражения, которые не несут надлежащей правовой нагрузки и допускают неоднозначное толкование («риски и неопределенности его деятельности и так далее»).

Дублирование полномочий. Не соответствует требованиям к изложению правовых норм положения статьи 6 закона о распределении компетенции в сфере методологического обеспечения бухгалтерского учета, которые допускают дублирование полномочий и несогласованность действий государственных органов. Это противоречит статье 19 Конституции Украины, согласно которой органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены законами.

Регламентные противоречия. Критерии отнесения предприятий к микропредприятиям, малым, средним или крупным предприятиям противоречат статье 55 Хозяйственного кодекса Украины. Вместо изменений в указанную статью, в «Заключительных и переходных положениях» нового закона содержится поручение Кабинету министров подготовить такие изменения. А это противоречит конституционному принципу верховенства права и части восьмой статьи 90 Регламента Верховной Рады Украины, согласно которой, если для реализации положений представленного законопроекта после его принятия необходимы изменения в другие законы, такие изменения должны излагаться в разделе «Переходные положения» этого законопроекта или в одновременно внесенном его инициатором отдельном законопроекте.

Нехватка времени на подготовку. Этот закон вступает в силу с 1 января 2018 года, при этом в переходных положениях определена задача Кабинета министров в течение шести месяцев выполнить ряд подготовительных действий для введения этого закона, хотя до начала 2018 осталось менее шести месяцев.

Бюджетные противоречия. Хотя и прописано, что «Закон распространяется... на операции по выполнению государственного и местных бюджетов и составление финансовой отчетности об исполнении бюджетов с учетом бюджетного законодательства», но он не согласуется с некоторыми нормами Бюджетного кодекса Украины.

Отсутствие ясности. Ряд положений закона не отвечает конституционным принципам верховенства права, определению Украины правовым государством (статьи 1 и 8 Конституции Украины), и не учитывает правовой позиции Конституционного Суда Украины. Напомним, в решениях КСУ неоднократно отмечалось, что определяющими элементами верховенства права являются принципы правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение. А положения законодательства, сформулированные с нарушением этого принципа, дают основания для произвольного толкования законодательных норм, усложняющего их правильное применение, а также создают почву для нарушения прав участников правоотношений.

Выводы

В целом это очень правильный документ, который соответствует политическому направлению государства. Но обидно, что в некоторых довольно важных фундаментальных местах он недоработан. Возникает вопрос – почему? Если это результат нехватки времени, то достаточно ли для приведения всего законодательства в соответствие с требованиями этого закона даже «гарантированных» шести месяцев?

Процесс имплементации Украиной упомянутой директивы ЕС требует определенного времени для внесении изменений в действующее национальное законодательство. Эти изменения неотвратимы в контексте евроинтеграции и законодательной гармонизации. Поэтому лицам, которые отвечают за составление и подачу отчетности, управляющим, владельцам уже сегодня стоит ориентироваться, в каком направлении изменится национальное регуляторное поле, чтобы вовремя принять необходимые управленческие решения.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно