Ваш выход, маэстро: что такое «бизнес-театр»
И в чем он может послужить корпоративному управлению

Руководители компаний и специалисты по работе с персоналом постоянно находятся в поиске «волшебных» инструментов повышения эффективности персонала. Идеальные методики должны решать целый комплекс задач: помогать достижению целей; укреплять корпоративную культуру; развивать командное взаимодействие; активизировать творческий потенциал; мотивировать и вдохновлять; выявлять и развивать таланты; давать необходимые для работы навыки; снимать стресс; приводить людей в осознанное сбалансированное состояние; повышать уровень счастья в коллективе. Казалось бы, список слишком обширный, чтобы быть реалистичным.
Есть ли такая «универсальная таблетка»? Да, есть. Называется она «театр». В применении к решению задач бизнеса, ее можно назвать «бизнес-театр».
Начнем с того, что в искусстве театра изначально заложен огромный потенциал,и так как в нем органично синтезировались литература, драма, комедия, музыка, хореография, вокал, ораторское и изобразительное искусство. При помощи этих средств театр становится не просто зеркалом, а увеличительным стеклом, через которое мы можем рассмотреть действительность и работать с ней.
Режиссер берет некий сюжет, определяет общую задачу, ради которой осуществляется театральная постановка, и объединяет усилия креативной команды, чтобы донести свое видение до зрителя. Творческий коллектив, начиная с работников сцены и заканчивая гардеробщиком, должны уметь осознанно управлять своим воображением, вниманием, эмоциями, телом и голосом для того, чтобы идея режиссера была реализована.
Если модель театра наложить на модель бизнеса, получается такая картина:
- в роли драматурга и его пьесы выступают окружающая среда и состояние рынка;
- в роли меценатов – инвесторы;
- в роли режиссера – руководитель компании;
- в роли материальных ресурсов театра – материальные ресурсы организации;
- в роли творческого коллектива – сотрудники;
- в роли зрителя – целевая аудитория;
- эмоции зрителя – деньги,
- успех постановки – прибыль.
То есть, вместо или вместе с традиционными корпоративными мероприятиями можно запустить проект «Бизнес-театр» и комплексно проработать вопросы компании. Главное – профессионально проанализировать текущую ситуацию и определить точки воздействия.
Как организовать и провести бизнес-театр? Структура работы над проектом «Бизнес-театр» базируется на принципах создания творческого мероприятия CREATE и описана в статье «Как и зачем проводить креативные мероприятия для развития бизнеса».
Clear goals – конкретизируйте цель мероприятия
Руководители компании совместно с HR-специалистами и инициативной группой определяют цели и задачи. Если в компании нет профессионального HR-а, то необходимо привлечь извне консультанта по развитию и оценке персонала. Не экономьте время и силы на этом этапе. На старте критически важно точно очертить параметры результата, от которого зависят все компоненты проекта.
- Состав «актерской труппы» и зрителей: определение списка сотрудников, которых мы хотим развивать – как непосредственно, так и косвенно. Зрители и группа поддержки изменяются вместе с актерами – это дополнительный «волновой» эффект театрального проекта.
- Масштабы и продолжительность проекта: проект может длиться два-три дня или несколько месяцев.
В первом случае мы тренируем всего несколько навыков, например, технику речи и снятие телесных зажимов с теми сотрудниками, для которых важны навыки презентации. В финале тренинга будет постановка мини-сцены или стендап-шоу. Для закрепления полученных знаний и навыков важно организовать послетренинговое сопровождение силами руководителей и HR-специалистов компании.
Во втором случае мы работаем не только с навыками, но и с целым комплексом задач: мотивацией, ценностями, компетенциями, процессами изменений, вовлекаем сотрудников в достижение амбициозных целей компании на рынке. Мы создаем спектакль или конкурс серии спектаклей со всеми атрибутами, приглашаем зрителей, организуем празднование и снимаем все события на видео.
- Вид театра. Мы будем использовать модель академического театра, театра кукол, театра масок, оперу, балет, пантомиму, мюзикл, плейбек, а может, кабуки.
- Состав привлеченных со стороны экспертов. Это будут преподаватели актерского мастерства для проведения тренинга или режиссер-постановщик со своей творческой командой декораторов, костюмеров, работников сцены и актерами. Нам нужны будут драматург, хореограф, преподаватель вокала, риторики, дизайнеры.
- Литературный материал и сюжет. Выбор литературного материала и сюжета несет в себе метафору миссии, видения, корпоративных ценностей, стратегий поведения, которые мы прорабатываем и внедряем в компании. От этого выбора зависит «пространство» игры.
Нужно хорошо взвесить все за и против прежде чем решать: это будет известная пьеса или мы создадим совершенно новое произведение? Это будет драма, комедия или героический эпос? Где, когда, а главное, с кем будут происходить определенные события?
-
Материальная составляющие театрального проекта. От масштабов проекта зависит количество привлекаемых ресурсов.
Если мы проводим театральный тренинг, то кроме оплаты гонораров одного-двух специалистов, нам нужно учесть аренду конференц-зала со сценой, аренду или покупку минимального реквизита, кофе-паузу и т. д.
Если мы организуем полномасштабный корпоративный театр, то команда профессионалов может составлять от 10 до 100 человек: режиссер, сценарист-драматург, декоратор, костюмер, преподаватели актерского мастерства, привлеченные профессиональные актеры, танцовщики, певцы, музыканты, бригада видеосъемки, специалисты по звуку и свету, дизайнеры и т. д. Одни специалисты будут сопровождать нас от начала до конца проекта, а другие включатся на несколько часов.
Кроме того, нам нужны помещения для репетиций, аренда сцены, реквизита, печать рекламных материалов (программы, афиши). Следует учесть расходы на создание видео и всего того, что еще потребует наша фантазия для праздника. Не нужно пугаться такого размаха!
Если в компании есть HR-отдел, отдел маркетинга, IT-специалисты, конференц-зал (для репетиций), талантливые сотрудники и возможность привлечь волонтеров, то финансовая составляющая будет не такая большая, как это кажется на первый взгляд.
Responsibility – ответственность
То, что инициаторы проекта в компании добровольно берут на себя ответственность, – это естественно. А как включить ответственность всех участников? Здесь срабатывает интересный феномен театральной среды: после объявления даты спектакля с приглашенными зрителями и выпуском афиш ответственность и вовлеченность участников возрастает.
Помню мрачную шутку одного профессионального актера, который на вопрос, как он завтра больной выйдет на сцену, ответил: «Все будет хорошо. У меня может быть только одна причина плохого выступления – справка из морга». Театр – это особая среда, в которой включается режим «нет ничего невозможного», и люди совершают подвиги. После окончания проекта это состояние легко «включается» в работе, так как сотрудники его уже пережили и запомнили. И в этом ценность «бизнес-театра».
Environment – окружающая среда
Выбор нестандартной для команды обстановки в театральном проекте решается автоматически. Даже если мы проводим тренинг в конференц-зале офиса компании – что является самым худшим решением – мы все равно изменяем его при помощи реквизита, афиш, перемещения мебели и других творческих хитростей.
Action beyond limits – действия за пределами ограничений
Этот принцип в театральных проектах тоже работает автоматически. Как только мы решили, что обучение или празднование дня рождения компании будет проходить в формате театра – мы вышли из привычного контекста. Дальше остается только один вопрос: как далеко мы хотим зайти?
Team of volunteers – команда добровольцев
Нужно быть готовым к тому, что не все и не сразу захотят выходить за пределы собственных ограничений. Люди будут критиковать, присматриваться и постепенно включаться. Иногда самые тяжелые на подъем сотрудники включаются только после успешно проведенного спектакля, аплодируя стоя в зрительном зале. И это результат проекта! Особенно, если его целью является активизация процессов изменений в компании.
Emotions – эмоции
Театр без эмоций – это не театр. Мы выбираем этот способ работы с персоналом для того, чтобы включить эмоции. Если эмоций нет, значит, к сожалению, мы неправильно выбрали вид театра, литературный материал, сюжет и специалистов. От ошибок не застрахован никто, главное быстро сориентироваться, что именно нужно изменить.
Когда все подобрано правильно, эффект от пережитых эмоций держится продолжительное время. Напоминания о проекте в виде историй, фото- и видеоматериалов сохраняет вдохновение и является своеобразным «якорем» ресурсного состояния команды.
Если коротко резюмировать то, что получает бизнес благодаря театру, – это одно слово «достижения». (ADVANCES – англ, продвижение, движение вперед, достижение, успех):

Как и какие форматы используют украинские компании – в следующем материале.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.