Итоги-2017: в каком состоянии боеготовность украинских сил сдерживания

Итоги-2017: в каком состоянии боеготовность украинских сил сдерживания

И почему рано говорить о полном перевооружении или переходе на новый качественный уровень украинской армии

Цей текст також доступний українською
Итоги-2017: в каком состоянии боеготовность украинских сил сдерживания
Фото УНIАН

Традиционно декабрь – время подведения итогов в самых разных сферах. Уже четвертый год подряд пристальное внимание украинского общества приковано к оборонному сектору, и прежде всего к армии, задействованной в войне на Донбассе. Начиная с осени 2014 года, правительство взяло курс на модернизацию наших вооруженных сил, причем процесс время от времени корректируются иностранными советниками и направлен на постепенный переход к стандартам подготовки и вооружения НАТО.

Но поскольку наш оборонный бюджет все-таки является довольно-таки скромным, каждый год основное финансирование выдается на какой-то определенный род и вид войск. В 2017 году акцент был сделан на артиллерийское вооружение и ПВО, поэтому с просьбой сделать небольшой обзор именно этих направлений Mind  обратился к историку, военному эксперту Михаилу Жирохову.

Ракетостроение. Без сомнения, одной из основных программ, которая реализуется последние годы военно-промышленным комплексом Украины, является ракетная. В рамках государственного финансирования с привлечением иностранного капитала идут работы сразу по нескольким направлениям – тут и разработка высокоточной РСЗО «Ольха», и оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром-2», и противокорабельной ракеты «Нептун», и крылатой ракеты «Коршун».

Естественно, большая часть работ проходит под грифом «секретно» и «абсолютно секретно», однако кое-какие результаты налицо. Прежде всего это касается проекта «Ольха», который начинался как модернизация советского «Смерча», а в итоге вырос в полноценную ракетную систему. По состоянию на конец декабря 2017 года проведены все необходимые работы и пуски для передачи комплекса на государственные испытания, которые обещают провести быстро, и уже к концу следующего года принять комплекс на вооружение ВСУ.

По поводу характеристик есть определенные разночтения, но можно говорить, что в Украине созданы высокоточные ракеты, которые могут поражать цели на расстоянии до 120 км с точностью не больше 10 м. И самое главное – судя по всему, впервые за историю страны создан полный цикл производства 300-мм корректируемых неуправляемых снарядов, включая такой сложный элемент, как корпуса.

Артиллерия. Серьезные изменения происходят и в артиллерии, которая зарекомендовала себя в ходе активной фазы войны на Донбассе как основное огневое средство поражения противника – по некоторым данным, от действий артиллерии противник понес до 80% потерь.

Прежде всего модернизации подвергается реактивная артиллерия. Наиболее массовой системой реактивного огня в ВСУ остается 122-мм «Град», для которого Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. А. А. Морозова (ХКБМ) предложило вариант модернизации «Верба». В 2017 году была показана не только сама машина, но и транспортно-заряжающая машина на базе КрАЗ.

На этой же базе на очередной выставке «Оружие и безопасность-2017» был продемонстрирован и 220-мм «Ураган». Однако пока денег в бюджете нет, военные реализуют более дешевый вариант модернизации – с заменой двигателя и некоторых других основных компонентов шасси.

Интересным направлением являются попытки использования 80-мм авиационных неуправляемых ракетных снарядов С-8. Дело в том, что их скопилось на складах достаточно большое количество, также освоено переоснащение и производство на ГАХК «Артем» под названием РС-80ПО, поэтому не использовать было бы неправильно. В 2017 году были проведены испытания РСЗО на базе гусеничного артиллерийского тягача МТ-ЛБ, а на выставке «Оружие и безопасность-2017» был представлен вариант и на базе польского грузовика STAR 265M2 – ZRN-01 Stokrotka.

Причем интересно, что в последнем случае проект – совместный с польской WB Group, и позиционируется не только как пехотная система для уничтожения наземных целей, но и, что более интересно, как средство борьбы с беспилотными аппаратами противника. По заявлению производителя, система обнаружения целей, которая включает украинский радар, оптические приборы и цифровую систему управления огнем польского производства, позволяет обнаруживать даже малые беспилотные аппараты, в том числе из композитных «прозрачных» материалов, на расстоянии до 10 км.

Итоги-2017: в каком состоянии боеготовность украинских сил сдерживания
Новейшая реактивная система залпового огня «Верба»
Фото ukroboronprom.com.ua

За счет насыщения минометами серьезно укрепляется мощь подразделений низового звена рота – взвод. Так, продолжаются поставки 120-мм минометов «Молот». В подразделения Сил специальных операций массово идут 60-мм минометы – пока иностранного производства, в ближайшее время – и отечественного. Пока нет сообщений о работах в направлении производства отечественного аналога советского 82-мм ПМ-37 – «Вербы», о чем было заявлено в 2016 году.

Совершенно непонятна ситуация с модернизацией самоходной артиллерии. Начиная с 2015 года военные делали акцент на модернизации 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и 152-мм САУ 2С3 «Акация» силами харьковских предприятий, однако в 2017 году неожиданно для всех командование Сухопутных войск заявило о возможности принятия на вооружение польской 155-мм САУ «Краб».

Такой выбор вызывает массу вопросов – так, в Украине есть еще достаточное большое количество снарядов калибра 152 мм и нет производства снарядов 155 мм. С другой стороны, в «Крабе» фактически слишком мало собственно польских составляющих, чтобы говорить о каком-то продуктивном сотрудничестве с западным соседом. Единственным вменяемым объяснением может быть желание конструкторов накопить опыт в разработке и производстве самоходной гаубицы с картузным заряжанием (напомним, что все советские образцы имеют гильзовое заряжание).

Боеприпасы. Еще одним важным направлением развития Сухопутных войск является производство боеприпасов – и тут в 2017 году произошел серьезный прорыв.

В ноябре «на камеру» были проведены стрельбы боеприпасами украинского производства. Были показаны 30- и 152-мм снаряды, а также гранаты ВОГ для подствольных гранатометов. Именно эти позиции на сегодняшний день – в дефиците, и закупаются за валюту в ряде восточноевропейских стран.

Нельзя не отметить, что в какой-то мере «боеприпасный голод» обусловлен и негативными факторами, как-то регулярные взрывы складов. К сожалению, два крупных пожара произошли и в 2017 году – на артиллерийских складах хранения сектора под Мариуполем и в Калиновке Винницкой области.

Системы ПВО. Еще одним направлением развития и модернизации ВСУ стало укрепление системы противовоздушной обороны страны. За 2014-2017 годы заводской ремонт прошли 65% ЗРК С-300П и 20% «Бук-М1». Кроме того, только за текущий год в строй были поставлены шесть дивизионов таких комплексов. На вооружение также заново приняты ЗРК С-300В1 и ЗРК «Тор» (выведены из боевого состава еще до 2014 года).

За 2017 год, по официальным данным, в войска поставлены 16 отремонтированных и модернизированных РЛС, а также введена в строй автоматическая система управления ПВО.

Постепенно укомплектовываются техникой четыре зенитно-ракетных полка Сухопутных войск – так, на празднествах в честь Дня Защитника Украины 15 октября были переданы еще три модернизированных ЗРК ближнего действия «Оса-АКМ». В войска также постепенно возвращаются ЗСУ-23-4 «Шилка», есть варианты модернизации на новой элементной базе, хотя о прорыве в этом вопросе говорить рано.

Итоги-2017: в каком состоянии боеготовность украинских сил сдерживания
ЗРК ближнего действия «Оса-АКМ»
Фото Vitaly V. Kuzmin / vitalykuzmin.net

В интересах иностранного заказчика – Анголы – проведены работы по модернизации хотя и устаревшего, но все еще эффективного комплекса С-125. В перспективе по такому варианту возможна модернизация всего наличного парка таких ЗРК в Украине, что значительно усилит объектовую ПВО.

Еще один позитивный момент – предприятие «Визар» освоило ремонт ракет 5В55 ЗРК С-300ПТ/ПС и 9М38М1 ЗРК «Бук-М1», что позволяет говорить о частичной обеспеченности нашей ПВО ракетами основных комплексов.

Пока нет никакой конкретной информации о продолжении работ по перспективному ЗРК «Днепр». Так как, согласно первоначальной информации, он создается на основе ракеты Р-27 класса «воздух – воздух», то есть вполне обоснованное мнение, что «Днепр» является проектом «Нарва», который был предложен полякам.

В целом можно говорить о том, что в 2017 году основное внимание уделялось тем видам и родам войск, которые являются основным средством купирования и сдерживания возможной масштабной агрессии Российской Федерации – Воздушным силам, ракетным войскам и артиллерии Сухопутных войск.

Очевидно, что основной задачей наших вооруженных сил в случае такого крайне негативного сценария развития событий является нанесение противнику неприемлемого ущерба – ни о каком долговременном сопротивлении, а тем более победе речь идти не может ввиду несопоставимости сил и средств. И на данный момент задача усиления именно этого направления реализуется достаточно успешно, хотя говорить о полном перевооружении или переходе на новый качественный уровень пока не приходится. Все упирается в финансирование. 

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно