Донбасские хроники: что дальше – весенний реванш или продолжение позиционной войны

Донбасские хроники: что дальше – весенний реванш или продолжение позиционной войны

И что сейчас происходит в зоне проведения АТО

Цей текст також доступний українською
Донбасские хроники: что дальше – весенний реванш или продолжение позиционной войны
Танковый экзамен в районе АТО
Фото: Министерство обороны Украины

Перемирие, которое установилось на линии соприкосновения на Донбассе в последние пару месяцев, привело к тому, что стороны, кроме укрепления обороны и ротации подразделений, начали обмениваться «страшилками» о планах друг друга на возможное наступление.

Так, «говорящая голова» «министерства обороны ДНР» некто Эдуард Басурин (выпускник Донецкого военно-политического училища) в очередном угаре в начале февраля «выкатил» «совершенно секретный план» будущего наступления ВСУ. На своем «брифинге» он ловко манипулировал названиями бригад и рубежами. Однако при детальном рассмотрении оказалось, что «не мудрствуя лукаво» донецкие пропагандисты взяли и наложили на карту с нынешней линией противостояния уже давно известные в Сети планы нашего военного командования образца лета 2014 года с рассекающими ударами в направлении Дебальцева и Иловайска и выходом к границе.

В ответ 8 февраля начальник Генерального штаба Украины Виктор Муженко на встрече с членами Киевской ассоциации военных атташе, комментируя вброс от Басурина, не без иронии заявил: «Мы не собираемся форсировать Волгу. Мы собираемся идти по своей территории и по своей земле».

Редакция Mind решила пристальнее взглянуть на нынешнюю ситуацию на Донбассе, тем более что с каждым днем все ближе к весне и лету, когда с появлением «зеленки» традиционно начинается обострение. А в этом году, по словам военного эксперта Михаила Жирохова, усиление противостояния практически неизбежно на фоне большого количества геополитических событий – и в первую очередь речь идет о мартовских президентских выборах в России. Итак, далее с помощью эксперта рассмотрим возможные варианты развития ситуации в зоне АТО.

Продолжится ли ползучее наступление? Разумеется, сложившаяся после февраля 2015 года линия соприкосновения совершенно не устраивает ни нас, ни оккупационные власти. И постоянно в течение трех лет происходило негласное улучшение обеими сторонами своих позиций, которое выразилось в тактике «ползучего наступления», когда каждый из противников занимал нейтральные территории (на Донбассе их привычно называют «серыми»). Причем не стоит думать, что продвижение было только с нашей стороны – на том же Приазовье противник занял такие относительно крупные населенные пункты, как, например, Коминтерново (после деоккупации – Пикузы).

Впрочем, очевидно, что это были достаточно небольшие «шажки», которые улучшали тактическое положение, однако кардинально не влияли на общую стратегическую ситуацию.

Насколько вероятна локальная наступательная операция? Рассматривая гипотетическую ситуацию возобновления боевых действий путем проведения одной из сторон локальной наступательной операции, стоит исходить из нескольких постулатов. Для наших военных существуют серьезные ограничения, которые и будут определяющими при возможном выборе направления и сил для этого.

Итак, главное – наши военные не планируют на данный момент ввязываться в бои в городской черте, что чревато прежде всего бóльшими потерями гражданского населения, и соответственно, крайним неодобрением со стороны либерально настроенных союзников на Западе. Поэтому на штабных картах отрабатывается мобильный вариант с быстрым выходом на определенные рубежи с последующим закреплением статуса освобожденных территорий. Это вполне реальный на сегодня вариант, причем вполне легитимный.

Дело в том, что согласно Минским договоренностям (приверженность которым буквально на днях подтвердил даже российский министр иностранных дел Лавров) фиксировалась линия соприкосновения, которая сложилась на 9 сентября 2014 года. А по этим картам в руках коллаборантов из «молодых республик» не было таких крупных городов, как Дебальцево, или, например, стратегически важного Докучаевска. Мало того, в районе Ждановки – между Макеевкой и Иловайском – существовал своего рода «карман», который удерживали десантники 25-й бригады.

Формально (повторимся, формально) наши военные не нарушат никаких международных договоренностей, если в результате броска смогут освободить эти территории

Дальше. С точки зрения реальных возможностей очень перспективным для ВСУ для одного рывка (пока боевикам не подойдет помощь со стороны российской армии в каком-либо виде) является приморское направление – севернее Мариуполя. Снабжение всей группировки тут у противника держится на единственной приличной дороге – трассе Мариуполь – Донецк. И ее перерезание станет если не критическим, то весьма отрицательно скажется на снабжении (которое в принципе можно будет организовать через территорию РФ, однако для этого нужно время, которое ВСУ постарается не дать противнику).

Кроме того, линия фронта здесь, в степных районах, крайне неплотная ввиду отсутствия крупных населенных пунктов, и представляет собой просто сеть взводных опорных пунктов, между которыми находятся немногочисленные наблюдательные пункты.

Наступление же нашей армии в направлении Старобешево – Новый Свет вообще приведет к коллапсу жидких остатков экономики ОРДО: именно тут находится единственная в «республике» электростанция. И даже выход наших войск на расстояние огневого контроля кардинально изменит ситуацию.

Весьма непростая для противника ситуация и еще на двух направлениях – луганском и дебальцевском. Так, несмотря на то, что фактически позиции сторон в Луганской области разделены рекой Северский Донец, у нас есть серьезное преимущество в виде плацдарма в районе Крымского, откуда чисто теоретически возможно развитие наступления в направлении Алчевска.

Серьезно «подвинуты» позиции боевиков и в направлении Дебальцево – Углегорска. Кстати, понимая это, противник прилагает тут колоссальные усилия, чтобы сбить наши закрепившиеся на новых позициях бригады.

Что касается направлений возможных ударов для оккупационного корпуса, тут можно назвать две их цели – захват Мариуполя и Авдеевки. Говорить о стратегической важности этих городов не приходится – тот же Мариуполь является морскими воротами для всего Донбасса и последним пунктом для формирования относительно целостного металлургического комплекса «республик», а Авдеевский коксохим – серьезный опять-таки экономический козырь.

Возможны ли существенные изменения на линии соприкосновения в ближайшее время? Все эти чисто теоретические выкладки на данный момент не имеют под собой серьезных оснований говорить о наступлении на Донбассе буквально в ближайшие недели. Потому что для принятия политического решения о каких бы то ни было важных военных решениях по Донбассу нужна будет «отмашка» от Вашингтона о том, что РФ не вмешается в ход боевых действий (по крайней мере, в течение трех-пяти дней). Американцы тщательно следят за российским военным присутствием – недаром ведь облеты разведывательными дронами как Донбасса, так и Крыма идут в режиме «нон-стоп». К тому же силами той группировки ВСУ, которая сейчас собрана на Донбассе, нереально провести какую-либо серьезную операцию. А на сегодня происходит плановая ротация – с фронта, например, демонстративно выведена фактически единственная танковая бригада – 1-я Сиверская.

Донбасские хроники: что дальше – весенний реванш или продолжение позиционной войны
Фото: Министерство обороны Украины

С другой стороны, у боевиков, несмотря на бравурные пропагандистские постановочные ролики, которые регулярно мелькают в YouTube, не все гладко с подготовкой и укомплектованностью «армейского корпуса». В последние месяцы пошел серьезный отток личного состава в связи с перебоями с оплатой, общим отношением прикомандированных российских кураторов и разочарованием в «идеалах республики». Конечно, остается мутный ручеек работяг, потерявших работу в результате остановки большинства промышленных предприятий, но их стойкость в бою и само желание воевать вызывают большие сомнения.

Не слишком нужна серьезная «заваруха» и Кремлю – в преддверии выборов президента картинка в телевизоре должна быть более чем благостная. Да и в случае обострения вполне очевидно, что Запад в лице Трампа не поскупится на очередной пакет санкций, который на этот раз, судя по всему, весьма больно ударит по окружению Путина и может привести к непредсказуемым результатам.

Нельзя сбрасывать со счетов и такой важный фактор, как погода – буквально через пару недель пойдет распутица, которая весьма усложнит снабжение противостоящих армейских группировок.

То есть, подводя итог, можно говорить о том, что обострение на Донбассе если и будет, то не раньше апреля. Тем более, что на тот момент уже будут более или менее понятны политические составляющие конфликта, наши армейцы, которые пришли по ротации, уже освоятся на новых местах, да и погода понемногу будет налаживаться.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту editor@mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно