Крепость Европа и другие союзники: кто предоставлял Украине нелетальную помощь в военном конфликте
Кому, кроме США, следует сказать «спасибо»
В 2018 году США может выделить Украине очередную порцию военной помощи. Как стало известно вчера, 22 марта, о предоставлении нам $200 млн по линии Пентагона говорится в проекте бюджета США на 2018 год. Кроме того, по линии Госдепа должно поступить $470 млн в рамках программы «Международное военное финансирование». Документ был распространен в Конгрессе после согласования с демократами и республиканцами, конгрессмены должны его принять до пятницы, 23 марта. Предполагается, что поставки будут включать летальное вооружение оборонительного характера, хотя и с некоторыми ограничениями – например, без возможности передачи ПЗРК.
Оборонный бюджет, в котором было одобрено получение Украиной в 2018 году $350 млн от США в том числе летальной военно-технической помощи, Дональд Трамп подписал в конце прошлого года. Вплоть до 2016-го Украина получала от западных партнеров только нелетальную помощь (за исключением поставок из Литвы). Те не менее, именно эти поставки сыграли решающую роль в противостоянии Украины российской агрессии в самые первые и самые сложные месяцы войны. Что из себя представляла нелетальная помощь и кто ее оказывал, Mind спросил у военного эксперта Михаила Жирохова.
Сегодня, на четвертый год войны, общество уже отошло от грустных реалий ее первого года. Тогда наша армия имела огромный запас оружия и боеприпасов, однако солдаты и офицеры не имели элементарных сейчас кевларовых шлемов и бронежилетов. В тот момент огромную помощь оказали волонтеры. Но не стоит забывать и о той, которая пришла со стороны стран НАТО и государств-союзников.

США "на передовой". Для многих помощь со стороны Запада ассоциируется прежде всего с США – ПТРК «Джевелин», внедорожниками «Хамви». Но нелетальная помощь лета – осени 2014 года сыграла гораздо большую роль, чем даже две сотни «Хамви» или 72 беспилотника взводного уровня.
И если внимательно проанализировать, то для страны, где военный бюджет весной 2014 года исчислялся десятком миллионов долларов, это были достаточно большие суммы безвозмездной помощи. Немалая ее часть пошла не только вооруженным силам, но и пограничникам, и Национальной Гвардии. Причем почти вся она осталась вне внимания украинской прессы – на тот момент так было нужно.
Самыми первыми в поставках нелетальной помощи были тоже были американцы, которые уже 29 марта 2014 года по воздуху перебросили 330 000 сухпайков. На тот момент армии, которая выдвигалась на границу, чтобы защититься от возможной российской агрессии, не хватало не только техники, но и таких казалось бы элементарных вещей. Это потом американская армия срочно передавала бронежилеты, наборы медицинской помощи, разнообразную технику, но первыми были именно сухпайки.
Европа почти не отставала. Затем гуманитарная помощь потекла если не рекой, то достаточно устойчивым «ручейком» – в июне 77 000 сухпайков передала Норвегия, в июле отметилась Франция, помощь которой на тот момент была весьма существенной – 1000 бронежилетов и наборы медицинской помощи.
В самый тяжелый момент – в августе 2014-го – прибыли 32 тонны военно-технической помощи на сумму $4,5 млн от одного из самых последовательных наших союзников – Канады. Тут кроме бронежилетов были каски, баллистические очки, медицинские аптечки, спальные мешки и даже палатки. Впоследствии объемы возросли многократно: из-за океана нам пришли радиостанции «Harris», большое количество зимней формы одежды, оборудование для разминирования местности.

Традиционно вслед за американцами ощутимую помощь оказала Великобритания. В 2014-15 годы Лондон передал украинской армии 1000 бронежилетов, 2000 шлемов (в том числе 150 – с вмонтированными приборами ночного видения), 1000 комплектов формы, 200 GPS – навигаторов, 220 защищенных ноутбуков, 500 спальных мешков и 90 автомобильных аптечек почти на $2 млн, а также 75 000 тонн дизельного топлива.
Ближайшие соседи. Очень плотно выступили наши восточноевропейские соседи, которые прагматично увидели в Украине последний рубеж обороны против «российского медведя». Только со стороны Польши помощь нашей армии за 2014-2015 гг. составила около $6,5 млн. Тут были и те же сухпайки, постельные принадлежности (в том числе матрасы и одеяла) и запчасти к самой разнообразной технике советского производства. Причем все это передавалось в основном в сентябре 2014 года, когда армия после летних боев нуждалась буквально во всем.

Осенью 2014 года в Украину шли сухие пайки из Литвы (так, в сентябре были переданы 4600 штук), медикаменты и другое медицинское оборудование. А через два года эта страна – кстати, единственная в Европе – в открытую решилась поставлять летальное вооружение. В 2016 году Литва безвозмездно поставила Украине 60 крупнокалиберных пулеметов КПВТ и 86 крупнокалиберных пулеметов ДШКМ, а также 150 тонн боеприпасов.
Активно передавали различное снаряжение и обмундирование также Латвия, Чехия (10 тысяч единиц зимнего обмундирования, в том числе 2 тысячи шинелей, 800 пар зимних ботинок и 3000 шапок-ушанок, рюкзаки, палатки), Словакия и даже Албания.
Из стран НАТО активность проявили Испания, которая передала бронежилеты и кевларовые шлемы, Нидерланды – электрогенераторы и зимнее вещевое имущество, Турция и даже Дания с партией GPS-навигаторов. А партия зимней обуви и другого вещевого имущества пришла из совсем уж географически далекой Австралии – где, тем не менее, существует серьезное украинское политическое лобби.
Значение помощи. Важно, что передавалось не то, что, условно говоря, «залежалось на складах», а централизованно – исключительно по спискам от нашего Генерального Штаба и с учетом реальных потребностей группировки на Донбассе. И именно это во многом позволило армии пережить тяжелейшую зиму 2014-15 годов. Есть огромный вклад наших союзников и в то, что россиянам не удалось сделать «котел» в районе Дебальцево, как это планировал Путин в феврале 2015-го. Без их помощи зимней формой, другой экипировкой, нашим бойцам было бы намного сложнее.

Во многом благодаря нашим западным союзникам на сегодня удалось насытить группировку на Донбассе приборами ночного видения и тепловизорами – так, из последних поставок можно отметить 2500 приборов ночного видения AN/PVS-14 на общую сумму в $5,8 млн, переданные США в феврале 2018 года.
Благодаря поставкам радиостанций из США и Канады удалось в самый тяжелый период войны решить (хотя бы частично) вопрос с цифровой связью. Это сейчас страна может себе позволить многомиллиардные тендеры и выбирать – покупать ли турецкие или израильские радиостанции. А летом 2014-го основным видом связи в войсках были мобильные телефоны, а единственный спутниковый телефон был только на уровне командования сектора и то только для связи с Киевом.
А еще до весны 2015 года фактически каждый второй кевларовый шлем в украинской армии был иностранного производства – наши предприятия только развертывали собственные мощности.
Сколько всего? На сегодня вопрос о масштабах иностранной военно-технической помощи остается открытым. Есть цифры, которые немного различаются, но в целом можно говорить, что львиную долю безвозмездных поставок в 2014-2018 годах взяли на себя США. Так, если на лето 2016-го общие объемы нелетальной помощи в сфере военной безопасности оценивались в почти $164 млн, то $118 млн из них (или 70%) приходилось на поставки из США. После 2016 года вся помощь Украине уже шла по классификации летальной, поэтому по части нелетальной остается актуальной эта цифра.

Отдельного разговора стоит западное участие в подготовке наших военнослужащих. За годы войны по разным программам было переподготовлено по стандартам НАТО как минимум 9000 военнослужащих. Для этого были задействованы инструкторы из около 20 стран, в том числе США, Великобритании, Канады, Хорватии, Польши, Литвы. Как в строевых частях, так и, например, в Генеральном Штабе ВСУ действует целый корпус советников, в том числе и стратегического уровня. Их вклад в обороноспособность нашей страны можно будет оценить только через много лет.
В целом же можно говорить, что именно быстрые поставки нелетального вооружения западными союзниками, а также мощное волонтерское движение (как внутри страны, так и за ее пределами) позволили развернуть снабжение наших вооруженных сил на уровне, достаточном для ведения активных боевых действий. И фактически дали так необходимый запас времени, чтобы перевести промышленность на военные рельсы и впоследствии перейти к качественным изменениям с упором на собственные силы.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.