Президент в один клик: реально ли внедрить онлайн-голосование в Украине
И почему цифровой разрыв снижает легитимность избирательных процессов

На проведение выборов президента и парламента в 2019 году Украина потратит почти 5 млрд грн. Это стоимость печати бюллетеней, оплата труда сотрудников избирательных комиссий, аренда помещений для размещения избирательных участков, ведение реестра избирателей и т. д. При этом на подведение итогов у ЦВК ушло более недели, хотя электронные протоколы были получены уже через пару дней после голосования. О том, как можно сократить эти финансовые и временные затраты, например – перейдя на электронное голосование, и насколько сложным для страны окажется такой переход, специально для Mind рассказал Глеб Сегида, управляющий партнер юридической фирмы Pravovest.
Учитывая достаточно активное движение и уже реализованные инициативы министерства юстиции по открытию доступа к электронным реестрам, организовать интернет-голосование в Украине достаточно реально.
Если люди совершают операции по покупке-продаже недвижимости и корпоративных прав в электронной форме, получая на руки просто выписку из реестра, то и волеизъявляться в онлайн-режиме они будут готовы. Все-таки отдать десятки тысяч долларов за права на квартиру в электронном реестре – намного более ответственный шаг, чем поставить галочку в форме для голосования.
В пользу готовности людей и своевременности таких новаций говорят и цифры Национального банка. За 2018 год украинцы совершили безналичных операций по своим банковским картам на сумму почти 1,3 трлн грн, а на расчеты «бумажными» деньгами пришлось почти 1,6 трлн грн. То есть «оцифрованными» гривнами мы пользуемся уже почти так же активно, как и физическими купюрами.
Кроме того, украинские города переходят на электронные билеты для оплаты проезда в общественном транспорте. Более 100 000 жителей Украины заняты в ІТ-отрасли и выпускают продукты и оказывают услуги для заказчиков со всего мира. Так почему, имея такие исходные данные, в Украине не ведется активно дискуссия о переходе к онлайн-голосованию?
Что говорят законы? В январе 2018 года Кабмин одобрил Концепцию развития цифровой экономики и общества Украины на 2018–2020 годы. Среди прочего в документе упоминается и электронное голосование.
Также нормы о системах электронного голосования есть и в новом Избирательном кодексе. Впрочем, перспектив принятия этого кодекса в 2019 году пока немного.
По мнению экспертов, затягивание принятия документа происходит не только из-за положений о полностью пропорциональной системе с открытыми списками на парламентских выборах, но и из-за снижения возможностей фальсификации выборов, в том числе благодаря электронному формату голосования и подсчета.
Какие варианты существуют? Если рассматривать мировой опыт, то форматов электронного голосования может быть несколько.
Полностью «удаленный» вариант, когда человек голосует со своего персонального компьютера.
Голосование через «логин-пароль» в специальных электронных терминалах на избирательных участках. Также голосование на участке, но избирателю вместо бюллетеня выдается бланк со штрихкодом, отсканировав который в электронном терминале, человек голосует за своего кандидата.
А также – смешанные варианты выше перечисленных форматов и сегодняшнего формата «офлайн-выборов». Например, можно голосовать из дому и по штрихкоду на участке.
На самом деле в Украине уже внедрены элементы онлайн-голосования: протоколы избирательных комиссий подаются и онлайн, и в формате бланков с печатью, а реестр избирателей ведется в электронном виде.
Как этот вопрос решался в других странах? Различные варианты электронного голосования существуют уже в достаточно большом числе стран, например в США, Бразилии, Швейцарии, Эстонии, Бельгии, Великобритании, Франции, Филиппинах, Индии, Нидерландах, Португалии, Панаме, Пакистане, России. Среди них недавно еще была Канада, которая свернула такой эксперимент.
Также в числе «передовиков» могла быть Германия, однако Федеральный конституционный суд запретил онлайн-голосование, поскольку посчитал, что такая система не гарантирует достаточной степени прозрачности.
В Швейцарии электронное голосование было запущено в пилотном режиме в восьми кантонах и на зарубежных избирательных участках, и правительство планирует расширить этот опыт на всю страну.
В Бразилии так голосуют уже с 1996 года, а для повышения явки электронные терминалы для голосования установлены даже на вокзалах и остановках общественного транспорта.
Эстония, которая часто приводится в пример как эталонная страна по части внедрения цифровых услуг, перешла на электронное голосование в 2007 году. Идентификация избирателя происходит с помощью ID-карты. Если человек имеет устройство для ее считывания дома, то может голосовать не выходя из своей квартиры. Сам считыватель можно свободно купить, он стоит несколько долларов. Позже голосовать стало возможно и с использованием системы Mobil ID.
И во всех этих странах не произошло роста фальсификаций или продажи своего голоса, как и взломов системы хакерами.
А как можно организовать в Украине? Украинцы уже могут дистанционно открывать банковские счета, заказывать административные услуги, с помощью электронной подписи визировать бизнес-контракты, тысячи регистраторов имеют права доступа в государственные реестры прав собственности, через которые можно оформить корпоративные права и права на недвижимость.
Паспорт нового образца выполнен в виде карты с чипом – вот готовый инструмент для онлайн-голосования. Как и в Эстонии, у нас работают системы Mobile ID и Bank ID.
Поэтому всем избирателям можно создать электронные подписи, с помощью которых они смогут голосовать с домашнего компьютера или, при его отсутствии, через устройства на участках для голосования (человек будет получать не бумажный бюллетень, а подходить к устройству со своей электронной подписью или бумажкой со штрихкодом).
И проголосовать дважды уже не получится, как и использовать для голосования чужой бюллетень. А бюллетени с голосами за некоторых кандидатов не окажутся «случайно» испорченными. Да и самим гражданам станет удобнее голосовать, что может повысить явку, а значит – и легитимность выборов.
Сколько это стоит? В 2019 году на печать бюллетеней ушло 165 млн грн. Для сравнения: терминал, который используется в заведениях общепита или на улицах для пополнения счетов, стоит 15 000–20 000 грн. Таким образом, вместо печати бюллетеней под одни выборы, можно закупить 8250 терминалов для электронного голосования.
Избирательных участков на президентских выборах было 32 122. Соответственно, отказ от печати бюллетеней на одних общенациональных выборах позволяет оборудовать хотя бы одним терминалом более четверти избирательных участков. А также – сэкономить на зарплате работников комиссий, которых потребуется намного меньше. Сократятся затраты на хранение бюллетеней – как документов строгой отчетности – в течение пяти лет.
Поэтому хотя на первом этапе затраты на организацию электронных выборов превысят затраты на организацию выборов в сегодняшнем формате, но уже очень скоро государство начнет экономить. В дополнение к этому «поголовная» диджитализация общества даст значительный толчок развитию экономики страны: все больше людей начнут использовать онлайн-каналы для заказа административных услуг, заключения договоров и т. д.
Почему же Украина не переходит на электронные выборы? В нынешних реалиях общество к этому не готово. Так же, как депутаты передают свои электронные карточки для голосования в парламенте, так и простые граждане смогут продавать свои электронные подписи. Уже сейчас в соцсетях и форумах появляются объявления «продаю/покупаю носитель с электронной подписью». Особенно это актуально для сельских районов, где до сих пор местами нет интернета. И потому люди готовы оформлять электронную подпись лишь для того, чтобы сразу, за несколько сотен гривен, отдать ее в пользование другому человеку.
Эта проблема решается внедрением только одного формата голосования: с терминалами на избирательных участках и необходимостью подтверждать свою личность членам комиссии.
Независимо от внедрения электронного голосования, Украине надо вводить реальные механизмы борьбы с подкупом избирателей и ужесточать наказание за такие случаи. Пример этого года, когда в «сетках» оказались миллионы человек, очень показателен. А за выборы 2004 года, которые даже судом были признаны сфальсифицированными, так никто и не был наказан.
Как подготовиться к переходу? Переход на электронное голосование должен быть постепенным. Его можно разбить на несколько этапов, организовать пилотный проект – например, в одной из ОТО, и образовательную кампанию для населения.
За образец можно взять опыт той же Эстонии, где в 2005 году на местных выборах через интернет проголосовали только около 8% избирателей, а в 2019 году на парламентских выборах из дому – уже 44%.
Впрочем, перед переходом на онлайн-голосование не помешает хотя бы провести перепись населения и провести ревизию реестра избирателей Украины. Ведь, по данным ЦВК, в стране насчитывается 34,6 млн избирателей без отметки «выбыл». А вот по данным исследователей, на основе потребления электроэнергии, хлеба и муки, в Украине реально проживает от 24 до 35 млн человек (официальные данные – 42 млн). То есть реальное количество избирателей может существенно отличаться от формальных данных и составлять всего 20–29 млн человек.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.