»нвестиционна€ весна: кто и как теперь сможет покупать украинские ќ¬√«

»нвестиционна€ весна: кто и как теперь сможет покупать украинские ќ¬√«

» почему это не заменит сотрудничества с ћ¬‘

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
»нвестиционна€ весна: кто и как теперь сможет покупать украинские ќ¬√«

15 ма€ ¬ерховна€ –ада прин€ла во втором чтении законопроект є6141 «ќ внесении изменений в некоторые законодательные акты ”краины относительно содействи€ привлечению иностранных инвестиций». ƒокумент предусматривает р€д упрощений инвестиционной де€тельности. —реди них – возможность приобретать ценные бумаги украинских эмитентов номинальными держател€ми. ёрист √леб —егида рассказал Mind, почему это тот редкий случай, когда за патетическим названием скрываютс€ действительно полезные нормы, чего ждать от нового закона и что важно изменить еще в отечественном законодательном поле, чтобы окончательно достичь за€вленных благих целей.

¬ современном финансовом мире мобильность денег €вл€етс€ одним из важнейших факторов – как быстро возможно свои накоплени€ куда-либо вложить и забрать обратно. »нвестору не интересно разбиратьс€ в нюансах регулировани€ тех или иных государств (у всех успешных стран мира по умолчанию валютное регулирование очень сходно), и проходить бюрократические процедуры дл€ того, чтобы завести в страну деньги.

ƒа и ставить препоны на пути притока зарубежных инвестиций, м€гко говор€, неразумно. ’от€ ”краина относитс€ именно к таким странам: отсюда не только т€жело вывести деньги в св€зи с валютными ограничени€ми ЌЅ”, но и вложить сюда – тем более.

Ќапример, надо открывать счет в украинском банке, предоставив документы с мокрой печатью. » вот представьте: сидит некий инвестор в своем лондонском офисе, на экране компьютера у него варианты инвестиций в фондовые рынки дес€тков стран, и дл€ покупки ценных бумаг большинства из них достаточно сделать несколько кликов мышкой или звонок своему брокеру. ј дл€ ”краины приходитс€ готовить пачку распечатанных документов.  уда он будет инвестировать?

Ќаконец-то, после прин€ти€ подзаконных актов к недавно прин€тому закону, легкий путь станет возможным и в ”краине. ћы стали одной из стран, где номинальные держатели смогут приобретать ценные бумаги украинских эмитентов в пользу своих клиентов.

 то будет выступать номинальными держател€ми? Ќоминальным держателем сможет стать кредитна€ организаци€, зарегистрированна€ в государстве-члене ≈— и/или члене √руппы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), котора€ соответствует определенным требовани€м. » в соответствии с законодательством государства, в котором она зарегистрирована, имеет право предоставл€ть своим клиентам услуги по учету и перерегистрации прав на ценные бумаги.

Ётими ценными бумагами станут облигации государства ”краина (ќ¬√«), которые имеют очень привлекательную доходность дл€ иностранцев – 15-17% годовых против 1-3% по облигаци€м развитых стран.

 ак будут приобретатьс€ украинские ÷Ѕ? »ностранный банк должен будет провести соответствующую идентификацию клиента, и после этого выполнить его поручение. “о есть инвестор из ≈вропы,  анады, —Ўј, јвстралии теперь сможет дать поручение своему местному банку приобрести ценные бумаги на украинском рынке. Ётот банк проведет операцию через свой счет, открытый в одном из банков ”краины.

–осси€нам тоже можно? ¬ законе установлен предохранитель от «русских денег» – номинальными держател€ми не могут быть резиденты страны, совершающей вооруженную агрессию против ”краины. 

 ак это повли€ет на рынок? ѕриток иностранных денег сделает внутренний рынок более ликвидным, а, значит, и ставки могут пойти вниз. Ќе говор€ уже о притоке валюты в страну.

Ѕольша€ ликвидность дает надежду, что деньги в свои облигации смогут привлекать и корпоративные заемщики. ѕотенциально в ”краину могут зайти миллиарды долларов, а не несколько сотен в год, как это происходит сегодн€. ¬прочем, такие деньги имеют и соответствующий минус – как быстро они зашли, так же быстро могут и уйти. ѕоэтому просто прин€ть закон не достаточно.  ак и ранее, надо улучшать инвестиционный климат, проводить реформы и продолжать сотрудничество с ћ¬‘.

ѕочему закон все-таки прин€ли? »менно желание получить возможность привлекать деньги в кредит через продажу ќ¬√«, а не создавать независимый јнтикоррупционный суд, чтобы получить транш от ћ¬‘, и стало главным катализатором дл€ прин€ти€ законопроекта є6141. ќт первого до второго чтени€ этого закона прошло менее трех мес€цев – рекордные сроки как дл€ украинского парламента. 

ѕроблема решена?   сожалению, остановка сотрудничества с ћ¬‘ не приведет в ”краину большого числа иностранных инвесторов. ¬едь его помощь выступает своеобразной страховкой и индикатором дл€ частных инвестиционных фондов.

—н€тие барьеров не означает снижение рисков. ј соотношение «риск-доходность» остаетс€ решающим фактором в прин€тии решений инвесторами. » даже высокие доходности их не завлекут, если ”краина вновь окажетс€ на грани дефолта.

јвторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готов€т материал по заказу редакции. Ќо их точка зрени€ может не совпадать с точкой зрени€ редакции Mind.

¬ то же врем€ редакци€ несЄт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществл€ет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате