Геополитика в искусстве: как в Гамбурге поставили оперу «Набукко» с отсылкой к войне в Сирии

Геополитика в искусстве: как в Гамбурге поставили оперу «Набукко» с отсылкой к войне в Сирии

И как украинская певица блистала в постановке опального россиянина Кирилла Серебренникова

Цей текст також доступний українською
Геополитика в искусстве: как в Гамбурге поставили оперу «Набукко» с отсылкой к войне в Сирии
Сцена из оперы "Набукко"
Фото @Brinkhoff/Mögenburg, Гамбург

Кирилл Серебренников – одна из ключевых фигур последних событий противостояния независимой российской культуры и официального режима в РФ. Российский режиссер, обвиненный в растрате государственных средств и в начале апреля освобожденный по решению суда из-под домашнего ареста, где находился с августа 2017 года, в последний месяц оказался в эпицентре нескольких важных событий. Он был удостоен Национальной премии академии кинематографических наук и искусств России «Ника» в номинации «Лучшая режиссерская работа» за фильм «Лето», его балет «Нуреев» получил «Золотую маску» как лучшая постановка, а Немецкий театр в Берлине сообщил 23 апреля, что планирует весной 2020 года показать спектакль «Декамерон» в постановке Серебренникова. Если, конечно, режиссеру позволят выехать за пределы Российской федерации. 

Фильм «Лето» – не единственное достижение талантливого мастера. Серебренников, лишенный в Москве телефона и интернета, ухитрился поставить в Гамбургском оперном театре «Набукко» Джузеппе Верди. Премьера состоялась 10 марта нынешнего года. Автору этих строк довелось присутствовать на пятом представлении.

Как готовилась постановка? Актерская труппа в Гамбурге снимала на мобильный телефон все репетиции и отправляла записи доверенным лицам в Москве, которые передавали их Серебренникову на флэшке. Режиссер просматривал эти записи, делал ремарки и отправлял обратно в Германию. Дистанционная постановка стала возможна благодаря преданному адвокату и другу Серебренникова Евгению Кулагину.

Геополитика в искусстве: как в Гамбурге поставили оперу «Набукко» с отсылкой к войне в Сирии
Кирилл Серебренников в суде
Фото: ТАСС

Согласитесь, зная все это, можно представить, как ждали премьеру, как волновались участники и какой ажиотаж среди прессы и публики получила постановка. 

Какова история написания оперы? Джузеппе Верди, без преувеличения, самый исполняемый оперный композитор всех времен. Он – автор почти 30 выдающихся произведений, значительная доля которых с разной степенью частоты и постоянства идет в театрах всего мира. Опера «Набукко» – третья по счету в биографии  Верди – принесла автору признание поклонников музыкального театра не только XIX века. Опера была написана 28-летним композитором в 1842 году и год спустя поставлена в миланском театре La Scala. Потом ее ставили сотни раз.

Либретто Темистокле Солера попало в руки Верди, которого заинтересовал библейский сюжет о бедствиях древних евреев, их пленении вавилонянами, а затем отпущении на родину царем Вавилона Набукко (Навуходоносором). Композитор понял, что может иносказательно, в обход цензуры, рассказать о борьбе итальянцев за собственное государство. Поклонники Верди знают, что знаменитый «хор евреев» из третьего акта Va, pensiero, sull’ali dorate – «Лети, мысль, на золотых крыльях» из «Набукко» стал для современников композитора гимном свободы, независимости Италии, символом борьбы против австрийского господства в тот период итальянской истории. Va, pensiero, sull’ali dorate едва не стала государственным гимном страны. Известно выражение: «Верди удалось передать жажду крови, охватившую Европу перед 1848 годом, и трепет ужаса перед грядущим». Это была актуальная, наполненная предчувствием перемен и грядущей свободы Италии музыкальная драма.  

Как ее интерпретировал российский режиссер? Серебренников не был бы собой, если бы не придумал остросовременной и актуальной интерпретации коллизий древнего мира. «Enfant terrible российской культурной сцены остался верен себе, нанеся удар правителям в Москве», – так описало постановку агентство AFP. Восхищение французских журналистов можно понять.

Режиссер перенес действие в наше время, увязав библейский конфликт Вавилона и плененных евреев с событиями, происходящими в Сирии в наши дни. Перед зрителями разворачиваются картины заседаний Совбеза, на сцене поют живые беженцы, приглашенные в спектакль постановщиками из числа получивших в Гамбурге пристанище выходцев из Афганистана, Турции, разрушенной Путиным и Трампом  Сирии.

Геополитика в искусстве: как в Гамбурге поставили оперу «Набукко» с отсылкой к войне в Сирии
Российский бас Александр Виноградов в роли Захарии с детьми-беженцами. Сцена из оперы «Набукко»
Фото @Brinkhoff/Mögenburg, Гамбург

Новаторский подход режиссера отметила и Deutsche Welle: «Эта постановка нацелена против могущественных лиц, несущих ответственность за современные конфликты, и тех, кто проклинает их жертв – беженцев. Вавилонский деспот Навуходоносор предстает тираном, который правит под лозунгом «Ассирия прежде всего». Его партия называется «Единая Ассирия». Это явные намеки на президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина с его партией «Единая Россия»».

Что происходило на сцене? Опера прекрасно оформлена: современные декорации и костюмы – тоже дело рук Серебренникова. Заполняющие сцену бегущие строчки информсообщений, энергичные осмотры зала заседаний и кабинетов главных персонажей группами секьюрити, работа ООН, демонстрации фотографий разрушенных сирийских городов и ужасающих народных бедствий, жутких, утлых морских суденышек, осуществляющих транспортировку беженцев на европейский континент, их пребывание в лагерях переселенцев не нарушают воздействия музыки. Как и не перебивают звучания прекрасного оркестра, хора и солистов, приглашенных со всего мира.

Геополитика в искусстве: как в Гамбурге поставили оперу «Набукко» с отсылкой к войне в Сирии
«Миротворцы». Сцена из оперы «Набукко»
Фото @Brinkhoff/Mögenburg, Гамбург

Музыкальным руководителем постановки выступил работающий по всему свету миланец Паоло Кариньяни, который блестяще реализовал важнейшую – музыкальную – сторону оперы. В противовес опере-оратории, какой ее нередко ставят в мире, и в том числе в Киеве, гамбургский спектакль полон живых человеческих чувств – больших, глобально-социальных и простых, интимно-лирических.

Партию главного героя – Набукко – исполнил 48-летний греческий баритон Димитрий Платаньяс. Вавилонский царь в его подаче – мрачный, всегда со сдвинутыми бровями деспот, тиран, диктатор, никого не щадящий, впадающий в безумие, но все же прозревающий и дарящий милосердие народу Израиля.

Геополитика в искусстве: как в Гамбурге поставили оперу «Набукко» с отсылкой к войне в Сирии
Димитрий Платаньяс (Набукко) и Оксана Дыка (Абигайль)
Фото @Brinkhoff/Mögenburg, Гамбург

Две его дочери борются за любовь молодого высокопоставленного израильтянина Исмаила (туркменский тенор Довлет Нургельдыев), племянника иудейского первосвященника Захарии  (российский бас Александр Виноградов). Сестры – кроткая, но целеустремленная и честная законная наследница вавилонского престола Фенена (меццо-сопрано, француженка Жеральдин Шове) и Абигайль (сопрано, украинка Оксана Дыка), незаконнорожденная дочь Набукко и рабыни, – борются не только за сердце Исмаила, но и за престол. Однако Фенена, хоть и любит израильтянина, переходит в иудейство. А Абигайль – тщеславная, коварная и беспощадная – любым способом стремится получить корону отца, сердце Исмаила и даже согласна на смерть сестры. 

Геополитика в искусстве: как в Гамбурге поставили оперу «Набукко» с отсылкой к войне в Сирии
Оксана Дыка
Фото: Мариинский театр

Как отличилась украинская певица? Несмотря на такой «негативный» сценический образ, украинке Оксане Дыкой удалось поистине стать «звездой» этой постановки – и по внешним данным, и по силе таланта.  Она одинаково блистала и в первом акте (в красном костюме среди черно-серой «армии» сотрудников ООН), и во втором – в момент ее временной победы над сестрой и ложного захвата престола (в белом одеянии среди того же окружения), и в финале, где ее настигает смерть – в черном.

Но дело даже не в костюмах. Оксана выделяется харизмой, прекрасным голосом, яркой внешностью, внутренним напором, почти реально проживая жизнь ее героини. Она легко поет во всех регистрах, покоряя густым грудным тембром внизу и легким, светлым и одновременно «наполненным» звуком на верхах. При этом никакого форсирования, нажима, все звучит просто и естественно. 

Известно, что эту партию Верди писал для знаменитой примадонны Джузеппины Стреппони, после исполнения которой… певица потеряла голос. Огромный диапазон, сложная колоратура, вместе с тем необходимость петь напористо-брутально привели вокальные данные будущей второй супруги композитора к краху. Но Оксана все исполнила идеально – с точки зрения как вокальной, так и актерской техники.

Геополитика в искусстве: как в Гамбурге поставили оперу «Набукко» с отсылкой к войне в Сирии
Довлет Нургельдыев (Исмаил) и Оксана Дыка (Абигайль). Сцена из оперы «Набукко»
Фото @Brinkhoff/Mögenburg, Гамбург

Чем еще запомнилась постановка? Очень хороши были Захария – Виноградов – как будто между прочим достающий рокочущие низкие звуки, легко, «современно» двигающийся по сцене без намека на столь любезную сердцу постановщиков-традиционалистов ораториальную ходульность своего персонажа. И отличный тенор Нургельдыев – главный лирический герой, обладатель красивого, «полнокровно-тембристого» голоса. Молодой человек горячо любит свой народ и Фенену – у Серебренникова не слишком целомудренную, но достаточно цельную героиню.

В спектакле немало эротических мизансцен, напитков, папарацци, телевизионщиков и других атрибутов современности. Это отнюдь не мешает богатому, классическому звучанию многочисленных хоров (хормейстер Эберхард Фридрих) – активно двигающихся по сцене не массовок, а живых, индивидуализированных людей.

Это тем более впечатляет, что в Киеве «Набукко» идет очень традиционно. Анатолий Соловьяненко, поставивший возобновление оперы в марте 2016 года, сетовал, что режиссуру не критиковал только ленивый.  Критика обоснована, поскольку  «хоровая драма» Верди в Национальной опере напоминает скорее концертное исполнение в исторических костюмах, ораторию в декорациях, чем живой спектакль. Это особенно заметно в сравнении с подобными живыми, захватывающими, наполненными режиссерскими находками постановками, как в Гамбурге. 

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно