Что принес в академическую музыкальную жизнь 2018 год
И что нас ждет в 2019-м

Не все, происходящее в музыкальной жизни страны, можно отнести к достижениям. Среди событий уходящего года много будничной, простой повседневной работы музыкантов. И это хорошо: стартуют новые музыкальные постановки, композиторы создают, а музыканты озвучивают новые хоровые и симфонические партитуры, осуществляются украинские премьеры мировых хитов.
2018-й стал годом столетнего юбилея лучшего и старейшего оркестра страны: Национального симфонического, с большим размахом его отметившего. 28 ноября во Дворце «Украина» прошел праздничный концерт НСОУ с участием выдающегося украинского певца с мировым именем, блестящего оперного премьера Анатолия Кочерги.

100-летие НСОУ
Безусловно, важным было и чисто «организационное» событие. Речь идет о выборах нового ректора НМАУ им. Чайковского. Им стал молодой Максим Тимошенко, сын позапрошлого ректора Олега Тимошенко. Выборы проходили в два тура. В первом победили Тимошенко, пришедший в Академию «со стороны», из другого вуза, также подчиненного Минкульту, и многолетний преподаватель НМАУ, профессор-музыковед Юрий Иванович Чекан. Самое важное то, что борьба была абсолютно демократичной, претенденты (а в первом туре их было пятеро) состязались в словесных баттлах, демонстрируя свои предвыборные программы и раздавая обещания. «Электорат» отдал предпочтение Тимошенко, с чем его и поздравляем.
Свой 150-летний юбилей отметил бывший институт (а еще раньше – училище) им. Рейнгольда Глиэра. Теперь статус вуза еще более возвысился – учебное заведение переименовано в Муниципальную Академию музыки. Об этом было объявлено на торжественном концерте в Национальной опере, в котором выступили нынешние и бывшие студенты прославленного учебного заведения.
Прошлой зимой во Львове состоялась премьера фольк-оперы Евгения Станковича «Цвіт папороті». Ее поставил главный режиссер и директор Львовского театра им. Соломии Крушельницкой, экс-министр культуры Василь Вовкун. Партитура исполнялась несколько лет назад в концертном варианте на сцене Колонного зала им. Лысенко хором Веревки и НСОУ под управлением Владимира Сиренко. Теперь, во Львове, ее исполнил под его же баттутой коллектив львовской оперы. Летом львовяне привезли свое детище в Киев, показав «Папороть» на сцене столичной оперы. Музыка интересная, постановка могучая, яркая, но несколько помпезная, с мягким уклоном в советский ампир.

Сцена из фолк-оперы "Когда цветет папоротник". Львов
Молодые украинские музыканты продолжают выигрывать международные конкурсы. Весной вспыхнула звезда юного победителя конкурса им. Владимира Горовица Богдана Терлецкого. Очень яркий и рано сформировавшийся в самостоятельного артиста львовский пианист уже выступил в нескольких самых престижных мировых концертных залах.
А выпускница школы им. М.Лысенко по классу скрипки Диана Тищенко недавно выиграла Первое место на одном из самых серьезных мировых конкурсов – им. Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. Она была великолепна: в финале потрясающе, идеально, свободно и совершенно сыграла скрипичный концерт ми минор Феликса Мендельсона.
В Национальной опере – новый дирижер. Это Виктор Олейник, работавший прежде в Донецке. Автору довелось слушать «Риголетто» при его участии. Главные партии пели Валентин Дытюк (Герцог) и Лилия Гревцова (Джильда). Спектакль показался совершенно ординарным.
Гораздо ярче вспыхнули постановки в Киеве барочной перселлевской «Дидоны и Энея» – проект кампании Оpen Оpera Ukraine. Не уступил Перселлу мини-фестиваль из четырех одноактных опер. Его показали в бывшем Клубе Трамвайщиков на Лукьяновке молодые артисты из нескольких музыкальных театров – КМАТОБа, оперетты – и продюсер Галина Дуб. Сыграли «Риту» Гаэтано Доницетти (Италия), «Медведя» Ирины Губаренко (Украина), «Медиум» Джанкарло Менотти (США) и одноактный зингшпиль В.А.Моцарта «Бастьен и Бастьенна». Все было роскошно, интересно по музыке и режиссуре, с выдумкой.

Сцена из оперы "Дидона и Эней" Г. Перселла. На снимке Белинда (Марьяна Боднар) и Колдунья (Игорь Воронка).
Летом во Львове состоялся новый, родившийся из Альфа Джаз Феста, джазовый проект. Mind писал о Leopolis Jazz Fest – это новое название старого забега на джазовую дистанцию. В 2019-м фестиваль продолжит свою жизнь и обещает быть не менее ярким, чем в прошедшие годы…
Летом же в Одессе состоялся очень интересный по составу участников, созданный крепким одесским академическим пианистом Алексеем Ботвиновым, по-настоящему международный академический музыкальный фестиваль. На сегодня есть уже программа следующего фестиваля, который пройдет в первую декаду июня. Многие его участники – суперзвезды. Например, выдающийся виолончелист Миша Майский.
Знаковым событием также стало участие в великолепно поставленной в КМАТОБе опере Джакомо Пуччини «Богема» западного премьера, киевлянина, баритона Андрея Бондаренко. Этот спектакль, состоявшийся в середине декабря, на удивление гармоничен по актерской игре, сценическим решениям (режиссер Виталий Пальчиков) и высококачественный по музыке и ее воплощению (дирижер Сергей Голубничий).

Пласидо Доминго
Если же говорить о наиболее ожидаемых событиях наступающего года, то 13 февраля 2019-го в Киевском Дворце «Украина» споет великий тенор ХХ столетия Пласидо Доминго. Выступление испанского певца пройдет в сопровождении Национального симфонического оркестра Украины. Доминго в последние годы много работает как дирижер-постановщик в Вашингтонской опере и Опере Лос-Анджелеса. К текущему моменту в разных точках мира он провел более 300 вечеров за дирижерским пультом. Вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом он входит в тройку наиболее известных в мире теноров.
За более чем полувековую сценическую карьеру Доминго исполнил 150 ведущих оперных партий, участвовал более чем в 3500 представлениях, записал более 100 выступлений: полнометражных оперных спектаклей, сольных записей и дуэтов. Артист 21 раз открывал сезоны в Метрополитен-опера.
Поэтому смело можно утверждать, что музыкальная жизнь Украины и ее столицы на подъеме. Ждем новых открытий
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.