Реформа «ля минор»: почему учителя музыки собираются митинговать на Банковой

Реформа «ля минор»: почему учителя музыки собираются митинговать на Банковой

Что именно заставило работников эстетического образования 1 сентября выйти на протесты

Цей текст також доступний українською
Реформа «ля минор»: почему учителя музыки собираются митинговать на Банковой
Фото: pixabay

Музыканты и учителя музыки – народ очень мирный. Учатся профессии чуть ли не с пеленок, по 15–20 лет, изо дня в день годами продолжают «поддерживать исполнительскую форму», упражняясь в игре на своиx инструментах. Работу в оркестрах получают поcля конкурсов, а в образовательных учреждениях – иногда по итогам немалых очередей на педагогические должности. Поэтому конфликтуют редко и для начальства угрозы не представляют. Но несколько лет назад за «наведение порядка» в своем «хозяйстве» лихо взялось Миниcтерство культуры. И спокойная творческая жизнь работников художественной сферы закончилась.

С чего начались проблемы?

Все помнят иcторию введения контрактной системы в творческих организациях. Особенно громкими были скандалы в Нацопере, где всем без исключения артистам, даже ведущим – народным и заслуженным, было предложено заключить контракты сроком на один год. Небольшая часть артистов отказалась – и всех их уволили. Начались суды, артисты прошли все cудебные инстанции, а несколько недель назад иx иски рассмотрел Конституционный суд Украины, который признал: этот вопрос решен со стороны государства и работодателей правильно.

Комментировать не будем, но практика западной контрактной системы выглядит несколько иначе. И людей, которые достойно работают, на улицу из оркестров и театров не выбрасывают. Например, начинающих или новичков принимают на испытательный срок, затем, если претендент себя показал достойно, он получает продолжительный, а впоследствии и пожизненный контракт. Также все мы знаем, что на Западе интересы работников надежно и взвешенно защищают профсоюзы. А в Украине, как в советские времена, «профсоюзы – школа коммунизма». И упомянутые истцы, которые самостоятельно боролись за восстановление на работе, остались ни с чем.

Что стало камнем преткновения сейчас?

В настоящий момент обострился конфликт – на этот раз между Минкультом и десятками тысяч учителей художественного образования. Началось все еще во времена премьерства Николая Азарова. Тогдашний глава правительства, не особо прячась, хотел перевести музыкальное образование на самоокупаемость. Но он ушел, и стремление государства сэкономить на детском эстетическом образовании временно отошло на задний план.

Однако премьер Владимир Гройсман стал «восстанавливать госбюджет» за счет культуры решительно, лихо, и жертвами его политики должны стать учащиеся примерно 1300 начальных учебных заведений эстетического образования Украины. А вместе с ними – их учителя.

Дело повели на этот раз хитро, скрытно, завуалировав планы высокими лозунгами. Заговорили об «отсталости», «советскости» учебного процесса, чрезмерных нагрузках учащихся музыкальных школ. Но ни для кого не секрет, что современная система занятий музыкой была заложена примерно 150 лет назад. Первые консерватории, музыкальные школы и училища Российского музыкального общества (РМО) были открыты в крупных городах, в том числе и украинских, и они обучали бесплатно. Отделение РМО было открыто в Киеве в 1863 году, Харькове – в 1871-м, Одессе – в 1884-м, Полтаве – в 1899-м. И по сей день музыканты с постсоветского пространства очень высоко котируются за рубежом, а педагоги учат играть и петь иностранных учащихся как в украинских учебных заведениях, так и по всему миру.

Чему учит история?

Советская власть (как бы мы ее ни осуждали) в деле воспитания собственных спортсменов и деятелей искусства придерживалась политики поддержки. Поощряла, растила достойных, талантливых артистов балета, оперных певцов и выдающихся инструменталистов, которые работали на положительный, гуманистический имидж тогдашней власти в мире. Это требовало немалых бюджетных расходов. Да, обучение в музыкальных школах-семилетках было платным, но родители платили только часть средств, полную его стоимость покрывала государственная субвенция.

В наше время воспитанники отечественных музыкальных школ,  а затем вузов музицируют по всему миру. Вокалисты поют в лучших западных оперных театрах – Анатолий Кочерга, Людмила Монастырская, Александр Цимбалюк, Оксана Дикая – таких насчитывается сотни! Инструменталисты играют в самых престижных концертных залах мира – пиaнист Алексей Гринюк, скрипачи Олег Крыса, Валерий Соколов, Диaна Тищенко, Дима Ткаченко, Орест Смовж. Работают в звездных оркестрах Вены, Нью-Йорка, Москвы. Побеждают в самых сложных международных конкурсах по всему миру.

Чем рискуем сейчас?

К сожалению, правительство Украины руками Минкульта решило под видом децентрализации, оптимизации, детоцентризма и других красивых лозунгов уменьшить количество учебных часов в музыкальных школах. Это может привести к снижению качества игры, потери учениками исполнительских навыков, снижению результатов обучения в музыкальных школах до уровня кружков.

Одновременно упадут педнагрузки учителей, уменьшатся их и без того скромные доходы, социальная сторона профессии окончательно потеряет привлекательность в глазах общества. Следующим негативным шагом станет уменьшение претендентов на поступление в музыкальные специальные средние и высшие учебные заведения, и их постепенное профессиональное обнищание. А затем замрет пополнение оркестров, хоров, оперных трупп новыми высокопрофессиональными артистами.

Еще одним отрицательным шагом является предложение министерства изменить существующие много лет условия аттестации, а вместо этого ввести новые, неприемлемые для большинства учителей системы эстетического образования правила оценивания. Tысячи преподавателей должны будут тратить свои силы и время на заполнение десятков страниц аттестационных бумаг (только инструкция к которым занимает 110 страниц), собирать кучи справок, требовать оценивания своей работы от учеников и родителей, выставлять самим себе баллы за работу и обосновывать свое мнение на потеху членов аттестационных комиссий. Издевательство над достоинством и самоуважением учителей стало вторым поводом стихийного сопротивления.

Во что выкристаллизовалась проблема?

Приближается старт нового учебного года, и с 1 сентября должны вступить в силу указанные выше «новации». На этом фоне противостояние Минкульта и педагогического сообщества школ эстетического образования Украины достигло пика напряжения. Ведь представленные под передовыми лозунгами нововведения на самом деле полностью списаны с «реформ», которые вводились в РФ, но несколько месяцев назад были отменены благодаря усилиям известных российских музыкантов. К сожалению, попытки общественности, украинских выдающихся музыкантов и руководителей музыкальных вузов остановить псевдореформу Минкульт полностью проигнорировал.

Угроза введения большого числа «реформаторских находок» стоит очень остро, ведь до начала нового учебного года остались считанные дни.

В связи с этим Всеукраинский и Киевский совет директоров начальных учебных заведений эстетического образования вместе с Киевским профсоюзом работников школ эстетического образования объявили мирный митинг протеста, который должен начаться 1 сентября в 12:00  под Офисом президента на улице Банковой в Киеве. Инициаторы этого мероприятия надеются привлечь к участию в нем как можно больше учителей, родителей учеников школ искусств и всех заинтересованных в начальном художественном образовании вменяемых граждан.

Это будет вторая попытка довести до сведения министерства мнение педагогического сообщества. Первый раз, 6 июня 2019 года, около 2500 учителей музыкальных школ пришли под окна Министерства культуры, требуя отмены «реформы». Министр Евгений Нищук вышел к митингующим, публично пообещав учесть их требования. Но ничего из обещаний не выполнил. Не была также рассмотрена петиция против реформы, размещенная на сайте Кабмина, которую подписали 16 000 человек.

После обещаний министра, данных 6 июня, Минкульт, вместо того чтобы их выполнить, более двух месяцев избегал дальнейших контактов с aктивистами движения учителей. Были созданы так называемые фокус-группы в составе сотрудников министерства, которые ездили по областным и районным центрам Украины и настойчиво агитировали местных учителей и их руководство принять «реформу» в том виде, в каком она задумана изначально. В большинстве областей преподаватели не шли на поводу, осуждали эту агитацию, позорили «фокусников», но Минкульт не отступал.

21 августа состоялась пресс-конференция, которую провели лидеры педагогического сопротивления министерским «реформам». В тот же день Евгений Нищук назначил им встречу и в течение трех часов вместе с чиновниками ведомства обсуждал требования педагогов. Но достичь полного компромисса не удалось, и теперь «армия» учителей музыки решила идти к президенту.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно