Без котов в мешках: как правильно купить готовый бизнес в Украине

Без котов в мешках: как правильно купить готовый бизнес в Украине

И что следует особо тщательно проверять

Этот материал также доступен на украинском
Без котов в мешках: как правильно купить готовый бизнес в Украине

Собственный бизнес – дело, конечно, благородное, но достаточно рисковое. Начиная новый бизнес, собственник никогда не может предугадать, что его ждет. Будет ли это ничинание успешным, либо же закроется через полгода, оставив после себя лишь огромное сожаление о потраченных деньгах и времени. Не всем суждено стать великими предпринимателями, не всем удается построить действительно крепкое дело, которое из года в год будет только расти и расширяться. Но практически каждый, кто обладает достаточным количеством денег, может купить уже готовый бизнес. Александр Шкудун, советник OSTIN Law Firm, рассказал Mind, как это сделать.

Что нужно знать при покупке бизнеса/компании в Украине?

Провести аудит. Прежде чем что-либо купить, необходимо сперва это оценить. Понять, что представляет из себя тот или иной бизнес. Как он работает. Понять его сильные и слабые стороны. Углубиться в экономику и посчитать, насколько он выгоден и сможет ли генерировать тот доход, который покупатель уже успел нарисовать у себя в голове.

Чтобы полностью понять всю картинку, мы рекомендуем провести юридический аудит, который позволит потенциальному покупателю узнать: 

  1. Правильно ли зарегистрирован бизнес, где и на кого.
  2. Кто является фактическим собственником (или собственниками), какая у бизнеса структура.
  3. Получены ли необходимые лицензии на осуществление той или иной деятельности.
  4. Все ли в порядке у компании с соблюдением трудового и иного законодательства.
  5. Какие договоры заключены и с кем.
  6. Какие активы (движимое, недвижимое имущество) есть у компании. Законным ли способом они получены/оформлены. Нет ли каких-либо арестов, прочих обременений на эти активы и так далее.
  7. Правильно ли подается отчетность в налоговые и другие органы. 
  8. Каково финансовое состояние компании. Имеет ли она задолженность и пр.
  9. Есть ли необходимость в получении разрешений регуляторных органов. 

Аудит даст понять, что представляет из себя бизнес, который вы хотите приобрести, позволит оценить все существующие риски и ответить на самый важный вопрос: покупать или нет?

Зачем это нужно?

Предприниматели, которые не проводят предварительный юридический аудит, желая сэкономить на этом деньги, платят потом гораздо больше, отстаивая свои интересы в длительных судебных тяжбах. В то самое время, когда нужно заниматься развитием купленного готового бизнеса.

Поэтому мы рекомендуем перед покупкой той или иной компании в Украине проводить юридический аудит в обязательном порядке. Исключения могут составлять лишь случаи приобретения какого-нибудь малого бизнеса, у которого и активов-то особых нет.

Приведу небольшой пример. Один наш клиент захотел купить бизнес – кофейню. Обыкновенный  МАФ, стоящий возле метро. Казалось бы, что тут изучать: собственник понятен – физическое лицо – предприниматель. Объект всего один – киоск. И все.

Тем не менее, в ходе проверки выяснилось, что МАФ поставлен возле метро незаконно. Он не имел на это никаких правовых оснований и документов. Увидев юридические риски, клиент отказался от покупки. А ровно через полгода этот злосчастный киоск снесли местные власти, имея на это полное право. 

Как принять решение о продаже/покупке бизнеса?

Тут речь идет не о волевом решении, если вы покупаете бизнес, как физическое лицо или физическое лицо-предприниматель. А о письменном решении высшего органа управления компании (а если это зарубежная компания, то еще и резолюции директора), если продавцом/покупателем является компания.  

В обществе с ограниченной ответственностью высшим органом управления, как правило, выступает Общее собрание участников (если участников несколько), или сам Участник (если он один).

В акционерном обществе – это общее собрание акционеров.

Общее собрание участников (или общее собрание акционеров) должно дать «добро» на продажу/покупку компании. Желательно сделать это как со стороны продавца, так и покупателя. Решение оформляется соответствующим протоколом (если участников несколько). Или это будет просто решение одного участника общества с ограниченной ответственностью (если участник один).

В судебной практике не единичны случаи, когда отсутствие решения высшего органа управления общества на ту или иную сделку (если это предусмотрено законодательством или уставом) является основанием для признания сделки незаконной. 

Например, директор ООО, имея в уставе прямое ограничение на подписание договора на сумму более $100 000, подписал договор на $200 000. Вследствие чего собственники компании оспорили этот договор в судебном порядке и признали его недействительным с момента заключения, т.к. директор не имел права подписывать такой документ без согласования сделки с высшим органом управления общества.

Как правильно составить договор купли-продажи?

Важно понимать, что правильно составленный и заключенный договор купли-продажи (неважно, продажа ли это доли в ООО, акций в акционерном обществе или просто активов, в виде недвижимости, к примеру) нивелирует риски, связанные с возможным признанием сделки по покупке-продаже бизнеса недействительной.

Очень важно в договоре зафиксировать предмет (что именно продается и по какой цене), очертить взаимные права и обязанности, поэтапно расписать процедуру исполнения договора (кто и когда какие действия совершает, какие документы предоставляет), штрафные санкции за нарушение условий договора, сроки, гарантии продавца в отношении бизнеса, который продается и так далее.

К примеру, гарантии о том, что недвижимость действительно принадлежит продавцу на праве собственности, не обременена, не арестована и пр. Что продавец не состоит в браке.

Важно понимать, какому праву будет подчинен договор и где именно (место, страна) будет проходить рассмотрение споров по договору, в случае, если что-то пойдет не так.

Также имейте ввиду, что если продавцом/покупателем бизнеса является иностранная компания, обязательным условием договора должно стать предоставление документов о регистрации компании, ее местонахождении, директоре, конечных бенефициарах.

Эти документы должны быть выданы в стране регистрации продавца/покупателя, апостилированы (если страна присоединилась к соответствующей Конвенции) и переданы в Украину, где будет необходимо перевести их на украинских язык.

Учитывайте все эти моменты при составлении договора. 

Как получить разрешение/правильно зарегистрировать совершение сделки у регистратора/нотариуса

а также иных органах (в том числе государственных)

Итак, вы заказали проведение юридического аудита бизнеса в Украине, который показал, что бизнес «чистый», особых рисков нет и его можно покупать.

Вы получили разрешение на концентрацию от Антимонопольного комитета Украины (если необходимо), заключили договор с хранителем, предоставили документы в комиссию по ценным бумагам (если необходимо), получили одобрение высшего органа управления общества на сделку, а также органов управления иностранной компании, являющейся учредителем украинской компании, заключили договор покупки-продажи бизнеса (доли, акций).

И теперь вам необходимо сказать государству о том, что у бизнеса поменялся собственник. Это можно сделать как у регистратора, так и у нотариуса (у последнего выйдет дороже).

И вот здесь тоже очень важно не дать в штангу, как говорится. Потому что с виду простая техническая работа по подготовке и заполнению протоколов, актов, карточек и пр. является очень важным элементов в общей цепочки сделки.

Также помните, что сейчас нотариусы не могут за один день провести все регистрационные действия.

Сперва осуществляется процедура смены собственника/участника (если мы говорим о покупке готового бизнеса и подразумеваем, что покупается доля в обществе с ограниченной ответственностью).

Затем, вторым действием – смена директора, местонахождения компании, а также прочие изменения, которые счел необходимым внести новый собственник.

Как окончательно завершить сделку?

Когда сама сделка уже состоялась, деньги (или их часть) уплачены, акт приема-передачи доли (если это общество с ограниченной ответственностью) подписан и нотариально удостоверен, а также внесены в реестр иные изменения, самое время получить от предыдущего директора предприятия все оригиналы документов, печати, штампы, ключи, в том числе от сейфа, и прочие материальные ценности.

Это все вам очень пригодится, особенно когда налоговая придет с плановой проверкой.

Имеет смысл подписать отдельный акт приема-передачи таких документов и прочих ценностей. Обязательность наличия такого акта и его форму можно предусмотреть еще изначально в договоре купли-продажи.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате