IT без границ: как украинцу зарегистрировать бизнес в США

IT без границ: как украинцу зарегистрировать бизнес в США

Практические советы по выбору иностранной юрисдикции

Этот материал также доступен на украинском
IT без границ: как украинцу зарегистрировать бизнес в США
Фото: pixabay

Mind продолжает рассказывать о том, в каких странах IT-бизнесу живется хорошо. В прошлых статьях речь шла о тонкостях создания компаний в таких странах, как Эстония и Великобритания, а также Кипр и Мальта. Сегодня предлагаем вашему вниманию завершающую статью данного цикла, и касаться она будет США – страны с мощной экономикой, способной дать IT-бизнесу невероятный старт и перспективы.

На что необходимо обратить внимание при регистрации бизнеса в США, какие есть нюансы и подводные камни, специально для Mind рассказывает Александр Шкудун, советник OSTIN Law Firm, специализирующийся, в том числе, на юридическом сопровождении IT-бизнеса.

Зарегистрировать IT-компанию в США и вести бизнес из этой страны стремятся многие украинские бизнесмены. Это в первую очередь связано с тем, что найти инвестора и получить финансирование для IT-компании можно куда быстрее, если она будет зарегистрирована в США, а не в Украине. Солидные бизнес-ангелы предпочитают не вкладывать свои деньги, прекрасно понимая риски инвестирования в страну, где до сих пор нет мира и понятных правил игры, а также нельзя быть уверенным в защите активов/инвестиций. 

Да и в Doing Business – рейтинге легкости ведения бизнеса за 2019 год – США занимают почетное 8-е место. А в подрейтингах «Восстановление платежеспособности» и «Кредитование» – среди лидеров (3-е место).

Поэтому волей-неволей взгляд украинских бизнесменов то и дело останавливается на США.

Однако заходя в непривычную для себя среду «обитания», украинские IT-предприниматели сталкиваются со множеством вопросов. Какой тип компании выбрать для своего бизнеса в США? Может ли участником компании быть иностранец? Нужно ли содержать офис, нанимать секретаря, вести отчетность? Без проблем ли откроют счет в местном банке? 

Предлагаем разобраться с этими вопросами по-порядку.

Какой тип (форму) компании выбрать в США?

В Штатах существует следующие основные организационно-правовые формы компаний:

  • Sole Proprietorship (частный предприниматель, единоличное владение);
  • Partnership (партнерство);
  • Corporation (корпорация);
  • Limited Liability Company (Общество с ограниченной ответственностью, ООО).

В США также существуют филиалы (Foreign Corporation), представительства (Foreign Corporation Representatives) международных корпораций, совместные компании (Joint Ventures), но мы не будем рассматривать их в данной статье, так как они менее подходят для регистрации IT-компании на территории США украинскими гражданами.

Безусловно, у каждой организационно-правовой формы есть свои плюсы и минусы, поэтому не представляется возможным четко сказать, какой тип компании будет для клиента лучшим, без предварительного анализа структуры его бизнеса, без определения ближайших планов развития компании, понимания внутренних бизнес-процессов клиента, порядка распределения прибыли, объема получаемой прибыли, контрагентов и т. д.

Перед тем как предложить тот или иной штат для регистрации компании, мы обязательно уточняем все эти аспекты у клиента. Потому что тип компании подбирается в зависимости от нужд клиента, а не наоборот. И что для одного клиента может быть хорошо – может быть совсем нехорошо для другого.

Важно: процедурные аспекты создания этих типов компаний могут отличаться и зависят от того, в каком именно штате регистрируется компания. Также могут отличаться требования к корпоративному управлению и отчетности.

При этом неизменным остается влияние федерального налогового законодательства, которое применяется независимо от штата регистрации IT-компании. 

Итак, нюансы каждого типа компании.

Sole Proprietorship (частный предприниматель)

Организационно-правовая форма подобна нашей ФЛП (физическое лицо-предприниматель). Предприниматель не платит себе зарплату, а просто снимает прибыль по мере необходимости.

Каждый год он должен платить подоходный налог со всего налогооблагаемого дохода бизнеса независимо от того, получил ли он прибыль или нет.

Очень часто подобную форму деятельности выбирают фрилансеры, консультанты, небольшие сервисные предприятия, продовольственные киоски.

Даже иностранец может быть предпринимателем в США: для этого человеку необходимо получить индивидуальный налоговый номер.

Плюсы:

  • самая простая форма ведения бизнеса;
  • не предусмотрено наличие какой-либо бизнес-структуры;
  • нет необходимости регистрироваться в службе внутренних доходов США (Internal Revenue Service, IRS). В качестве налогового идентификатора используется номер социального страхования;
  • свободное распоряжение средствами после уплаты налогов, нет необходимости платить зарплату, если нет сотрудников;
  • нет строгой отчетности, обязательных аудитов и пр. Отчеты подаются в упрощенной форме.

Минусы:

  • весь полученный доход, как правило, облагается налогами FICA*;
  • предприниматель отвечает перед кредиторами всем своим имуществом;
  • эту форму деятельности нельзя продать кому-либо. Продаются только отдельные активы;
  • не заинтересованность инвесторов в сотрудничестве с такими частными предпринимателями (если только это не какие-то совместные проекты).

*FICA – доход облагается как федеральным подоходным налогом, так и налогом на социальное обеспечение и медицинскую страховку.

По состоянию на 2019 год налог FICA составляет 6,2% от дохода до $132 900, а также 1,45%, который вы заплатите независимо от суммы дохода.

Если вы наемный работник, как правило, налоговая нагрузка ложится на работодателя за 6,2% налога и на сотрудника за оставшиеся 6,2% налога на социальное обеспечение (плюс еще 1,45% – медицинская помощь).

Однако, если вы являетесь единоличным собственником, вам будет необходимо платить весь налог самостоятельно, что составляет 15,3% (12,4% плюс 2,9%).

Partnership (партнерство)

Как вы, наверное, догадались, партнерство – это организационно-правовая форма бизнеса нескольких человек (партнеров). Причем их количество не ограничивается.

Плюсы:

  • простота заполнения и подаче документов для регистрации, ведения отчетности, администрирования;
  • может быть как с ограниченной, так и с неограниченной ответственностью. При этом при неограниченной ответственности все бизнесмены-основатели полностью отвечают по долговым обязательствам компании – они являются генеральными партнерами. При ограниченной же ответственности могут быть бизнесмены, несущие личную ответственность лишь в рамках указанной в учредительном договоре суммы;
  • партнером или генеральным партнером может быть иностранный гражданин;
  • партнеры получают не заработную плату, а гарантированные платежи за свои услуги. То есть, если в компании работают два партнера и больше нет наемных сотрудников, нет необходимости заполнять платежную ведомость, подавать отчеты о заработной плате и т. д.;
  • свободное распоряжение средствами после уплаты налогов.

Минусы:

  • весь налогооблагаемый доход партнерства, как правило, облагается налогами FICA. Это, пожалуй, основная причина, по которой большинство крупных высокодоходных компаний (в том числе IT) не являются партнерскими;
  • партнеры отвечают перед кредиторами всем своим имуществом, если только это не партнерство с ограниченной ответственностью;
  • возможны конфликты интересов между партнерами, которые будет сложно разрешить ввиду специфики формы ведения бизнеса и управления;

Поэтому так важно заключить между партнерами партнерское соглашение, которое будет предусматривать их права и обязанности, а также регулировать вопросы, связанные с управлением (будет ли оно осуществляться совместно или же одним – генеральным партнером), распределением прибыли (не обязательно распределять ее пропорционально), выходом из бизнеса и т. д.

По нашему опыту – партнерство подойдет тем лицам, которые только-только начинают свой путь в бизнесе. 

Корпорации

По мере того как у компании вырисовывается определенная бизнес-структура и она начинает генерировать доход, индивидуальное предпринимательство, а также партнерские отношения становятся менее привлекательными. Собственники начинают задумываться о том, как бы сэкономить на налогах, оптимизировать структуру и бизнес-процессы. На помощь им приходят корпорации.

Плюсы:

  • ограниченная ответственность;
  • привлекательность для инвестирования, так как в этом случае проще следить за использованием средств и понятна корпоративная структура управления;
  • возможность привлекать капитал через продажу акций;
  • возможность привлекать к работе высококвалифицированных сотрудников путем продажи последним акций корпорации (сотрудники становятся совладельцами компаний, в которых работают).

Минусы: 

  • открытие компании требует затрат на запуск, содержание и налоги;
  • более сложная корпоративная структура в сравнении с партнерством и частным предпринимательством;
  • будет необходима помощь юриста и бухгалтера (сами не разберетесь): очень много отчетной документации;
  • даже если нет наемного персонала, все равно должна выплачиваться разумная заработная плата участникам, подаваться отчеты и т. д.

S и С Corporation: в чем разница?

После создания корпорации у ее учредителей есть выбор стать на налоговый учет в США как S или C Corporation. Разница между этими двумя подвидами корпорации достаточно существенна.

В налогообложении

Прибыль C Corporation обычно облагается налогом дважды – необходимо отдавать деньги как с доходов самой фирмы, так и с дивидендов, зарплаты, премий, распределенных между акционерами. Аналогично тому, как происходит с юридическими лицами в Украине.

У S Corporation нет такой проблемы. Там один налог, который по своей сути является подоходным налогом ее акционеров. При этом доходы не облагается FICA.

В количестве акционеров

Акционерами C Corporation может быть неограниченное количество как юрлиц, так и физлиц, как резидентов, так и не резидентов США.

Что касается S Corporation, то их могут образовывать только физлица и только резиденты США в количестве до 100 человек включительно.

В классе акций

В C Corporation акции могут быть разных классов (привилегированные или нет, голосующие или нет и т. д.).

В S Corporation акции только двух видов – голосующие и неголосующие.

В публичности

C Corporation могут стать публичными.

Как правило, эту форму выбирают быстрорастущие стартапы, ищущие публичного финансирования. Они вынуждены выбирать именно такую форму, поскольку это существенно расширяет список лиц, которые могут инвестировать в C Corporation.

Общество с ограниченной ответственностью (OOO)

Общество с ограниченной ответственностью является только организационно правовой формой юридического лица и не является отдельный видом налогоплательщика в США. При создании ООО владельцы (участники) должны присвоить ему один из описанных выше налоговых статусов (Sole Proprietorship, Partnership, C Corporation или S Corporation).

Зачастую ООО выбирают для защиты личных активов владельца/владельцев. Перед кредиторами владелец отвечает исключительно в пределах активов этого самого ООО.

Плюсы:

  • ограниченная ответственность;
  • здесь меньше бумажной волокиты, чем в корпорациях;
    К примеру, корпорации часто обязаны проводить ежегодные собрания акционеров, вести протоколы, готовить иные документы для организации собраний, имплементации принятых решений и т. д., в то время как ООО, облагаемое налогом как корпорация, может этого всего не делать.
  • небольшие затраты на регистрацию;
  • гибкость при последующей смене юридического лица (можно зарегистрироваться как партнерство, а затем, когда компания окрепнет, сменить статус на S Corporation)

Минусы:

  • неудобство привлечения инвесторов из-за отсутствия акций и специфики корпоративного управления.

Что дальше?

  1.  Выбрать штат регистрации

После того как вы определились с организационно-правовой формой и налоговым статусом, необходимо выбрать штат, где вы зарегистрируете свой бизнес.

Каждый штат является отдельной административно-территориальной единицей со своими правилами и местными налогами.

Рекомендуем зайти на сайты разных штатов, ознакомиться с информацией о местных налогах, количестве проживающих и о том, какие компании находятся на их территории, и определиться с выбором исходя из ваших потребностей, а также вышеприведенных показателей.

Если частные предприниматели и партнерства регистрируются в основном в штатах проживания их участников/владельцев, то корпорации, ищущие финансирование, стараются базироваться ближе к центру.   

C Corporation, к примеру, обычно регистрируются в первом штате – Делавэр. Этот штат славится своей лояльностью к вновь созданным компаниям (особенно – к IT), здесь проще открыть банковский счет, а также достаточно оперативно можно защитить свои интересы в суде (если возникнут какие-либо споры).

Законодательство штата Делавэр инвесторы изучили в доль и поперек, поэтому вопросов в плане защиты их интересов, получения доходов, корпоративного управления и т. д. не возникает. 

Как показывает американская статистика, две трети всех публично торгуемых компаний в США зарегистрированы в Делавэре.

После того как вы определились с типом компании, а также штатом регистрации, вам необходимо:

  1. Проверить название компании

Быть может в определенном штате уже есть компания с названием, которое выбрали вы. Проверить название можно самостоятельно, причем совершенно бесплатно. Для этого нужно на сайте штата найти раздел Business name availability или похожий. И подать запрос на проверку. Как правило, его обрабатывают в течение 3–5 дней.

  1.  Подать заявление для открытия компании

Это можно сделать как онлайн, так и офлайн, воспользовавшись услугами профессионалов.

Важно: в соответствующей анкете необходимо будет указать адрес на территории штата, в котором вы открываете бизнес. Если вы еще не успели снять или приобрести офис либо планируете сделать это позже, есть более простой вариант – арендовать почтовую ячейку, куда будут приходить официальные извещения.

Стоимость ячейки составляет около $100 в год. Услуга доступна на многих сайтах, поэтому найти ячейку не составит труда.

За процедуру регистрации бизнеса на сайте секретаря штата нужно будет заплатить пошлину. В разных штатах ее размеры отличаются: от $80 до $130.

Регистрация компании в стандартном режиме занимает около 25 рабочих дней. Но на многих сайтах есть услуга срочной регистрации за дополнительную плату. В таком случае процесс займет от 1 до 10 дней, если все документы оформлены правильно.

  1. Зарегистрироваться в налоговой службе

Чтобы получить возможность легально вести бизнес и платить налоги, необходимо зарегистрировать налоговый идентификационный номер.

Для граждан США это вообще не составит труда (они просто заполняют онлайн-форму), в то время как нерезиденту потребуется отправлять распечатанные документы по почте. И конечно, их рассмотрение может затянуться.

Правда, если воспользоваться услугами уполномоченного посредника/посреднической фирмы на территории США, срок ожидания можно сократить (они также имеют права подавать заявки онлайн).

  1. Открыть счет в банке

С этим могут быть определенные сложности. Будьте готовы к тому, что банки будут очень пристально изучать вашу компанию, особенно если ее учредителями являются граждане стран СНГ, ее контрагентов, платежные операции и т. д. И могут не открыть вашей компании счет, если что-то в документах покажется подозрительным и/или недостаточно убедительным.

В большинстве банков США не получится отрыть счет дистанционно, нужно прилетать лично и предоставить все необходимые документы.

  1. Получить разрешение/лицензию на ведение бизнеса

Что примечательно, в США во многих штатах даже работа парикмахером требует лицензии. Работая без лицензии, вы рискуете нарваться на достаточно серьезные штрафы.

Перед запуском какого-либо бизнеса рекомендуем зайти на официальный сайт штата, где планируете открываться, и проверить, какие существуют требования к тем или иным лицензиям и на какие виды деятельности они выдаются.

После получения лицензий и разрешений вы уже имеете полное право легально вести бизнес на территории штата. Но если захотите расшириться в соседние штаты, то процедуру нужно будет повторять заново.

Заключительные рекомендации

Помните, что данная статья носит информационный характер и рассчитана на широкую читательскую аудиторию. Если вы хотите открывать свой бизнес в США и регистрировать компанию в одном из штатов,  настоятельно рекомендуем обратиться за дополнительной консультацией, так как каждый бизнес – уникален, и что может быть хорошо для одного клиента – может быть плохо или неприменимо для другого. 

А бизнес в США – это слишком серьезная штука, чтобы допускать ошибки.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате