Свет и тени генерала Хомчака: чего ожидать от нового начальника Генштаба Украины

Свет и тени генерала Хомчака: чего ожидать от нового начальника Генштаба Украины

О чем говорят первые кадровые решения Владимира Зеленского в военной сфере

Цей текст також доступний українською
Свет и тени генерала Хомчака: чего ожидать от нового начальника Генштаба Украины
Начальник Генерального штаба ВСУ, генерал-лейтенант Руслан Хомчак
Фото УНИАН

Передача власти после демократических выборов в воюющей стране всегда вызывает у гражданского общества массу вопросов. Поэтому все «военные» назначения новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского нужно рассматривать сразу в нескольких ракурсах. На сегодня их немного, однако они о многом говорят, считает военный эксперт Михаил Жирохов.

21 мая, на следующий день после инаугурации нового президента Украины, начальником Генерального штаба ВСУ был назначен генерал-лейтенант Руслан Хомчак. Назначение было столь поспешным, что предыдущего начальника Генштаба Виктора Муженко уволили, даже не дождавшись его возвращения из Брюсселя, где он находился на встрече с коллегами в штаб-квартире НАТО.

Такая тактика выглядит как минимум неэтично. Кроме того, она ставит в крайне пикантное положение западных союзников Украины: отставка участника переговоров в их разгар ставит под сомнение все достигнутые договоренности.

За что отвечает начальник Генштаба Украины? Основной его задачей является разработка и внедрение стратегических планов использования армии, а также направлений развития ВСУ. На тактическом уровне за ситуацию на линии соприкосновения на Донбассе отвечает командующий Объединенными Силами.

Почему назначен именно Руслан Хомчак? Наблюдая за развитием событий, можно предположить, что одним из веских аргументов в назначении Руслана Хомчака стало его личное знакомство с основным «титульным партнером» Владимира Зеленского – Игорем Коломойским. Олигарх неоднократно общался с Хомчаком – сначала, когда тот командовал 6-м армейским корпусом, дислоцировавшимся в Днепропетровске, и затем, гораздо плотнее, летом 2014 года – в тот период Хомчак уже был командующим сектором «Б» сил АТО на Донбассе.

В этом этапе карьеры и заключено самое слабое и в то же время – самое сильное место новоназначенного начальника Генштаба: именно он разработал, а затем лично руководил операцией по освобождению Иловайска в августе 2014 года, которая была утверждена военным руководством страны. Стоит напомнить, что фактически цель операции была не достигнута из-за прямого вторжения российской армии, а большая часть выходивших по «зеленому коридору» военнослужащих погибли, были ранены или попали в плен. При этом Хомчаку и всем командирам батальонов удалось благополучно выбраться из окружения.

Как дальше развивалась его карьера? После Иловайской трагедии Хомчак занимал сначала должность начальника штаба Сухопутных войск ВСУ, а в августе–октябре 2016 года – командующего силами АТО на Донбассе.

Однако уже с февраля 2017 года он был назначен на достаточно «декоративную» должность –  главного инспектора Министерства обороны. В этой должности он объехал большинство воинских частей, участвовал в расследованиях разных происшествий, но к реальной штабной работе его просто не допускали. И еще – с 2014 года он не только не получил от военно-политического руководства повышения в звании, но и вообще никаких наград.

Чего ждать от нового начгенштаба? В нынешних условиях формирования новой политики Руслан Хомчак – идеальный «инструмент» для Владимира Зеленского, чтобы быстро и решительно разобраться с кадровыми назначениями по линии Муженко – Порошенко: предыдущий президент небезосновательно доверял Виктор Николаевичу всю кадровую политику в армии.

Хорошо это или плохо – сказать пока трудно. С одной стороны Хомчак все эти годы был плотно включен в армейский процесс и хорошо знает всех в высших органах управления. С другой – очевидно, что при назначении он получил серьезные политические задачи, которые могут идти вразрез с управляемостью и эффективностью ВСУ в целом.

Поэтому вполне может оказаться, что вместо генералов из весьма условного «клана Муженко» к руководству армии придет «клан Хомчака». Результатом может стать фактический отказ от дальнейшей интеграции в НАТО и проведения решительных реформ в угоду политической конъюнктуре.

Что может повлиять на репутацию нового начальника Генштаба? Если брать во внимание боевой опыт, то тут данное кадровое решение можно назвать довольно странным. Ведь в армии уже есть целая когорта генералов, которые «выросли» на передовой Донбасса. И, по неофициальным данным, как минимум трое из них вели переговоры с «командой Зе» еще до второго тура выборов.

В «минус» Руслану Хомчаку может сыграть и в целом негативное восприятие этого назначения зпачительной частью ветеранов: большинство из них по-прежнему винят его в Иловайской трагедии и высказывают сомнения по поводу обстоятельств его благополучного выхода из окружения.

Изменить отношение в какой-то мере может обнародование результатов расследования комиссии по Иловайску, которая собрала максимальное количество свидетельств и показаний всего военно-политического руководства страны. Однако есть мнение, что эта информация не только способна поднять авторитет Хомчака, но и сильно ударить по репутации некоторых командиров батальонов, которые уже давно ушли в политику – стали депутатами Верховной Рады и планируют активно строить политическую карьеру и дальше.

Мало того, в истории с Иловайским котлом до сих пор есть темные пятна в части планирования этой операции, которое происходило при участии тогдашнего руководства Днепропетровской области. И значит, причастные политики, а также бизнесмены, имеющие влияние на этих политиков, чисто теоретически могут приложить все усилия, чтобы достоверные сведения не вышли на поверхность.

Кроме того, сложно предсказать, как именно на решения генерала Хомчака будет влиять личный психологический опыт Иловайской трагедии. Ведь очевидно, что в тяжелейших условиях массированного наступления российских войск не все его командирские решения были мягко говоря безупречны – да и сложно было бы ожидать картинки «по уставу». Хотя в человеческом плане его поведение практически безупречно.

Что дальше? Первое кадровое назначение президента Владимира Зеленского в оборонной сфере (впрочем, как и все последующие) на сегодня выглядят крайне неоднозначно. Но это только если смотреть со стороны процесса, не понимая внутренней логики.

Ведь если Хомчака выставили неким тараном для слома «старой системы», то все логично. Но тогда он должен понимать, что его назначение – временное, и на его место придут совсем другие люди. Как минимум без отрицательного «бэкграунда» событий лета 2014 года и с совсем другими задачами.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно