«Белая книга» армейской реальности: чем и как снабжают украинских военных

«Белая книга» армейской реальности: чем и как снабжают украинских военных

И чего им еще остро не хватает

Цей текст також доступний українською
«Белая книга» армейской реальности: чем и как снабжают украинских военных
Фото: УНІАН

В конце мая был опубликован очередной (уже 12-й) сборник «Белая книга» – на сей раз, по итогам 2018 года. Это один из основных источников информации как о текущем состоянии вооруженных сил Украины, так и об основных направлениях их дальнейшего развития.

В целом, издание носит скорее рекламно-пропагандистский характер. Однако цифры, которые там приводятся, являются по сути единственными официальными итогами за прошедший год. И именно они представляют особый интерес и служат базой для многочисленных аналитических материалов. А для западных специалистов «Белая книга» – единственный источником информации по вооруженным силам Украины.

Военный эксперт Михаил Жирохов специально для Mind проанализировал сведения об испытаниях, модернизации и закупках вооружений для ВСУ, содержащиеся в издании.

Деньги. В условиях продолжающейся российской агрессии и боевых действий на Донбассе Минобороны Украины по-прежнему имеет «бюджет проедания». То есть из той очень небольшой части финансового ресурса, который направляется на развитие, более 90% были направлены на модернизацию имеющегося и закупку нового вооружения и военной техники, и только около 10% средств – на финансирование опытно-конструкторских работ, находящихся на этапе проведения государственных испытаний и изготовления опытных образцов.

Для полноценного развития армии, которая противостоит третьей по численности и оснащенности армии мира, этого явно недостаточно. Но тут стоит учесть недофинансирование прошлых лет и увеличение армии в количественных показателях – особенно в части создания новых частей и соединений, которые нужно чем-то вооружать и оснащать фактически с «нуля».

Разработки и испытания. Согласно информации «Белой книги», в интересах Вооруженных Силах Украины в 2018 году проводились довольно массовые испытания вооружения и военной техники, а также разработка перспективных образцов. Всего таких в издании указано 35, причем разброс огромный – от боеприпасов калибра 155 мм до защитных рукавиц РЖД-2У.

Из образцов, которые ранее не были «засвечены» в СМИ, следует отметить, например, береговой мобильный загоризонтный комплекс обнаружения надводных целей из состава противокорабельного ракетного комплекса берегового базирования (РК-360МЦ «Нептун»). До появления «Белой книги» вопрос о том, есть ли чем обнаруживать надводные цели для «Нептуна», был открыт. Правда, пока не совсем ясно, насколько далеко конструкторам удалось продвинуться на пути его совершенствования.

Львиная доля испытываемых новинок приходится на Сухопутные войска. Это и столь необходимая для армии тяжелая БМП на базе танка Т-64, и подствольный гранатомет типа ГП-40 с выстрелом для него. Не менее важным является и испытание комплексов автоматизированного управления огнем артиллерийских подразделений, которые входят в систему 1В26-1 «Оболонь-А».

Готовая продукция ВПК. Еще более интересным получился список образцов вооружения и военной техники, которые прошли весь комплекс государственных испытаний и уже приняты на вооружение. Тут сюрпризов нет – это прежде всего ракетный комплекс «Вільха» (как сама ракета, так и аппаратура системы управления пуском и контрольно-проверочная). А также «малый бронированный артиллерийский катер проекта 58155» – знаменитые «Гюрза-М» (два таких катера в ноябре 2018 года были захвачены спецназовцами РФ во время попытки пройти Керченский пролив).

Серьезным образом усилены и «карманная артиллерия» – наконец-то принят на вооружение 82-мм миномет УПИК-82. Это крайне необходимое обновление, так как за пять лет войны «советских» образцов такого оружия у ВСУ почти не осталось, а по Минским соглашениям наша армия имеет право применять в ответ на провокации противника только эти образцы. Также принят на вооружение 60 мм выстрел с осколочной миной UB60.

Остальные поступления – тоже необходимы (как-то пара комплексных тренажеров для вертолетов Ми-8 и Ми-24), а также, например, землеройные машины ПЗМ-3-01, однако их можно отнести к вспомогательному направлению.

Техника и оборудование. К эксплуатации в войсках (такой термин появился в Украине после 2014 года, когда проходить весь комплекс государственных испытаний оказалось очень долго, а оружие необходимо срочно) допущены 36 образцов техники и оборудования.

Однако тут конкретики нет совершенно. Например, сложно сказать, что скрывается под обтекаемым названием «комплексы РЭБ с БПЛА» или «беспилотные авиационные комплексы». Только за последние пару лет и частные, и государственные оборонные компании предложили с десяток подобных конструкций. Что именно допустили на вооружение ВСУ, пока совершенно не понятно. Хотя в условиях войны такие меры секретности все-таки имеют право на существование и даже необходимы.

Закупки оружия и модернизированных образцов. Наконец-то официально подтвержден факт покупки управляемых противотанковых ракет для комплексов «Стугна» и «Корсар». Судя по «Белой книге», их в 2018 году было приобретено 1902 единицы, и еще 200 пусковых установок к ним. Армия также получила 21 бронетранспортер и 80 боевых машин пехоты. Но тут разделение на модернизированные и новые сделать довольно сложно, так как, например, от 30 до 50 БМП-1 было куплено на восточноевропейском рынке.

Несмотря на то, что армия покупает как КРАЗы, так и МАЗы, темпы закупок пока не очень велики – 568 машин в год – что, впрочем, больше объемов 2017 года. Продолжается и закупка бронежилетов (их приобретено 25 000), а также тепловизоров различных типов (в последние годы их устанавливают не только на танки, но и на бронетранспортеры).

Состояние закупки основных образцов нового и модернизированного ВВТ по государственному оборонному заказу в 2014 – 2018 гг.

«Белая книга» армейской реальности: чем и как снабжают украинских военных

Явно недостаточно закупается бронированных машин – за год всего 36 единиц. Но это больше связано с тем, что военные пока не могут определиться с конкретным образцом, который необходимо стандартизировать. Все, что предлагают различные компании, по тем или иным причинам не подходит для жесткой эксплуатации в войсках, а созданный по требованию ВСУ «Дозор-2» довести до приемлемого уровня еще не удалось.

Стабильно идет процесс модернизации самолетного и вертолетного парка Военно-Воздушных сил – за 2018 год было отремонтировано (модернизировано) 14 самолетов и 16 вертолетов. Правда, львиную долю самолетов составляют транспортные Ан-ы, а вертолетов – исключительно Ми-2 и Ми-8. По всей видимости, модернизировать устаревшие боевые Ми-24 признали экономически не выгодным.

Еще одно направление, которое пока несколько отстает от потребностей армии – беспилотная авиация. Согласно «Белой книге-2018», всего было закуплено 75 беспилотных авиационных комплексов – это более чем вдвое превышает закупки-2017, но явно недостаточно, чтобы насытить передний край обороны. Тем более, что в условиях активных боевых действий потери именно таких аппаратов довольно ощутимы.

Понемногу продолжается перевооружение и инженерных подразделений – так, Министерством обороны было куплено 10 экскаваторов, по 5 автогрейдеров, автомобильных кранов и бульдозеров. Однако для 200-тысячной армии с парком машин 30-50-летней давности этого, очевидно, крайне мало.

Ситуацию отчасти спасает восстановление техники с хранения предприятиями «Укроборонпрома» и ремонтными подразделениями ВСУ. Но «советские» запасы не безразмерны.

Состояние восстановления вооружения и военной техники Вооруженных Сил в 2014 – 2018 гг. на предприятиях ОПК

«Белая книга» армейской реальности: чем и как снабжают украинских военных

Выводы. На шестой год войны украинская военная промышленность понемногу пришла в форму и какой-то мере может обеспечивать потребности армии хотя бы в минимально необходимых для ее функционирования масштабах. Серьезный прорыв произошел по насыщению пехоты ПТРК, впервые удалось создать опытный образец противокорабельного комплекса наземного базирования.

Но еще остается множество вопросов – прежде всего, по бронетранспортерам (советские БТР-70 и БТР-80 нуждаются в замене), боевым машинам пехоты (острота вопроса частично снята благодаря импортным закупкам), автомобильной техники (пока не удалось восстановить даже довоенный парк), некоторому ассортименту боеприпасов (но тут вопрос уже упирается в политическое решение о полном переходе на стандарты НАТО).

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно