Парад тщеславия: что скрывается за российскими военными новинками

Парад тщеславия: что скрывается за российскими военными новинками

О ситуации в российском военно-промышленном комплексе

Цей текст також доступний українською
Парад тщеславия: что скрывается за российскими военными новинками
Фото: pixabay

Россия недавно подтвердила, что продолжает работу над улучшением собственного вооружения. Таким «подтверждением» стал взрыв 8 августа на полигоне в Северодвинске во время испытаний, связанных с запуском крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой «Буревестник», которую НАТО классифицирует как Skyfall. Позже российское государственное ядерное агентство «Росатом» признало этот инцидент. В результате погибли по крайней мере семь человек, еще несколько получили ранения. В регионе повысился радиоактивный фон.

О реальном состоянии российского вооружения и о том, есть ли чем хвастаться стране-агрессору, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.

Чем может похвастаться страна-агрессор

Технологическое отставание российского военно-промышленного комплекса не только от Запада, но даже от Китая с каждым месяцем становится все более очевидным. Об этом свидетельствует простая констатация фактов и перечисление того, с какими проблемами приходится сталкиваться перспективным образцам оружия.

Первый и наиболее очевидный пример явной общей недоработки – это история с танком «Армата». Этот перспективный образец с 2015 года регулярно показывали на парадах на Красной площади.

Год из года большинство официальных лиц, так или иначе связанных с оборонкой, утверждали, что вот-вот танк будет запущен в серийное производство и государство готово покупать его тысячами. Сначала речь шла о 2300 танков.

Однако время шло, никаких сообщений о проведении хотя бы ведомственных, не говоря уже о государственных, испытаниях не было, а потом пошли разговоры, что количество закупаемых танков будет уменьшено до 100, а затем и вовсе стали говорить о закупке опытной партии в 20 танков.

И вот финал – в 2018 году Министерство обороны России закупало только модернизированные танки Т-80 и Т-90, причем такая же практика распространена и на 2019 год. Фактически это означает, что проект, в который влили миллиарды, просто провалился.

Что не так с российской новинкой?

И связано это только с одним – отставанием России в плане электроники. При разработке «Арматы» конструкторы взяли за основу советский проект 1980-х годов «Боксер», изюминкой которого была необитаемая башня, управляемая только с помощью электронно-оптических средств.

При такой компоновке танка есть две огромные проблемы: низкая надежность управления всеми системами башни только с помощью электрических сигналов и невозможность реализации оптического канала для наблюдения, прицеливания и ведения огня из танка.

А отставание в электронике у Советского Союза было всегда – стоит вспомнить, например, просто огромные электронные блоки на самолетах и зенитно-ракетных комплексах. И с того времени ничего не изменилось – советские разработки после распада Союза были просто прекращены, вся электронная начинка стала закупаться за рубежом. Но после введения санкций за аннексию Крыма в 2014 году этот канал был просто перекрыт.

И судя по всему, решить проблему использования только телевизионного канала для вождения танка так и не смогли. Полного отчета, понятное дело, в открытой печати нет, но если судить по западным наработкам в этом направлении, то самая большая проблема была в том, что из-за плоской телевизионной картинки водитель просто «не чувствовал» трассы. На Западе от этого решения в итоге отказались. Более или менее рабочими оказались только израильские наработки в виде системы Iron Vision, которая ограниченно применяется на танке «Меркава». Фактически это целая система видеокамер, установленных по периметру танка, которая посылает сигналы на специальный компьютер. И уже он создает трехмерную картинку, которая выводится на нашлемный дисплей оператора.

О перспективах этих технологий

Кстати, что-то подобное пытаются реализовать и некоторые наши стартапы, причем определенные образцы даже дошли до испытаний. Однако о принятии на вооружение речь пока не идет. Ведь, как показали боевые действия на Донбассе, уязвимость оптических систем составляет одну из огромных проблем танков. Не говоря уже о полной зависимости от электричества основных систем танка. Сейчас, в эру электромагнитного оружия, это практически тупиковая ветвь развития.

Конечно, многие специалисты говорят о дублировании, о том, что подобное применяется в авиации, но такие сравнения видятся некорректными. Ведь танк – это машина поля боя и любое дублирование приведет только к усложнению всей системы и росту боевой массы. Которая на современных танках и так немаленькая, что в свою очередь серьезно ограничивает возможности для ведения боевых действий в высокоурбанизированных районах с большим количеством гражданских мостов.

Взрывные технологии 

Серьезные проблемы возникают у россиян и в других направлениях. Свидетельство этому – последняя по времени катастрофа во время испытаний новой межконтинентальной крылатой ракеты 9М730 «Буревестник». Напомним, что произошло это 8 августа 2019 года на 45-м государственном морском полигоне ВМФ в Архангельской области.

Весьма серьезный момент тут – не только потеря прототипа, но гибель пяти сотрудников ВНИИ экспериментальной физики – хорошо подготовленных и опытных. Такие потери серьезно могут сказаться на дальнейшей судьбе всего проекта ракеты с ядерным двигателем.

И возможности даже тех новинок, которые ныне в топе разработок российской оборонки, вызывают как у западных, так и у отечественных военных специалистов большие сомнения.

Так, 7 августа на YouТube-канале Минобороны России появилось видео первого полета тяжелого беспилотника С-70 «Охотник».

Как утверждается, впервые он поднялся в небо 3 августа и летал в течение 20 минут на высоте 600 метров. И при этом акцентируется внимание на том, что в конструкции беспилотного аппарата используются композитные материалы и специальные стелс-покрытия, которые делают его «практически невидимым» для большинства радаров.

Скорее всего, в своих разработках россияне использовали концепцию американского шпионского дрона RQ-170 Sentinel, который попал им в руки после того, как в декабре 2011 года подобный аппарат был принудительно посажен и захвачен иранскими военными.

И тут главной проблемой для невидимости для радаров является конструктивная особенность – расположение двигателя, который формирует мощную выхлопную струю. Причем на тех кадрах, которые показывает российское Минобороны, не видно никаких средств, которые делали бы этот выхлоп менее заметным.

Таким образом, если говорить в целом, то на данный момент, несмотря на активно ведущиеся разработки, до принятия на вооружение российской армии принципиально новых образцов оружия еще очень далеко. По всей видимости, это понимают и генералы, которые последние пару лет сосредоточились на закупках модернизированных образцов еще советской техники. Насколько это повлияет на общую боеготовность армии, покажет только время.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно