Заболело в мире
44,495,972
Умерло в мире
1,174,225
Вылечилось в мире
30,058,850
Заболело в Украине
370,417
Умерло в Украине
6,868
Вылечилось в Украине
151,632
Комплаенс для бизнеса: как добропорядочность влияет на развитие ВЭД

Комплаенс для бизнеса: как добропорядочность влияет на развитие ВЭД

О борьбе с коррупцией и как это поможет соблюдать законы в бизнесе

Этот материал также доступен на украинском
Комплаенс для бизнеса: как добропорядочность влияет на развитие ВЭД

Пока президент Владимир Зеленский планирует бороться с коррупцией в государственных органах, бизнесу тоже стоит задуматься над внедрением культуры добропорядочности, или комплаенса, в собственных компаниях. Так, по словам юристов, в последнее время украинские компании сталкиваются с трудностями в работе с иностранными контрагентами именно из-за отсутствия закрепленных норм соответствия внешним и внутренним нормам и правилам.

О том, на что обращать внимание при оформлении внешнеэкономических контрактов с иностранными партнерам и как правильно прописать нормы комплаенса, рассказали Mind юристы Адвокатского объединения «СК ГРУПП», советник Мария Загрядская и адвокат Татьяна Федоренко.

Чего ждут иностранные партнеры от украинских контрагентов

Украинский бизнес уже давно вышел за пределы таможенной территории Украины в своих операциях, освоил ВЭД и увеличивает свое состояние за счет торговли (оказания услуг) с иностранными контрагентами. В последнее время национальные компании столкнулись с трудностями при заключении ВЭД договоров или участии в тендерах в связи с отсутствием принятых компанией комплаенс-норм (внутренних политик, кодексов поведения, антикоррупционных программ и т. д.).

Развитие культуры добропорядочности, которой по сути и является комплаенс, в реалиях украинского бизнеса явно не является приоритетом, и подход к этому вопросу достаточно скептичный и формальный.

Коррупция в нашем государстве кажется бесконечным явлением, вызывающим возмущение украинских граждан и тормозящим становление современной Украины как равноправного участника международного сообщества. Поэтому комплаенс нам более понятен именно из-за антикоррупционных программ, хотя бы потому, что негативное позиционирование коррупции с экранов телевизоров продолжается уже давно и приобретает свои масштабы. Также каждый собственник компании осознает, что коррупционные деяния персонала внутри компании направлены не на развитие бизнеса, а на улучшение материального положения отдельных работников.

Что предусматривает украинское законодательство по поводу введения комплаенс-контроля

Сейчас вопрос антикоррупционных программ активно регулируется законодательством прежде всего для государственных компаний или имеющих государственную или коммунальную долю.

Статьей 17 Закона Украины «О публичных закупках» определено, что участнику отказывается в участии в процедуре закупки в случае отсутствия у такого участника антикоррупционной программы или уполномоченного по реализации антикоррупционной программы, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) или работ равна либо превышает 20 млн грн. Также предусмотрено отклонение тендерного предложения участника, если такое юридическое лицо или его должностные лица совершили коррупционные правонарушения.

Законом Украины «О предотвращении коррупции» предусмотрена разработка юридическими лицами мер, необходимых для предотвращения и противодействия коррупции.

Также данным законом вводится обязательная антикоррупционная программа для предприятий и обществ, в которых государственная или коммунальная доля превышает 50%, и юридических лиц, являющихся участниками процедуры закупки.

На что необходимо обратить внимание украинскому бизнесу

Перед украинскими компаниями возникает необходимость не только исполнять антикоррупционные законы, но и соответствовать внутренним комплаенс-политикам своих международных хед-офисов, международных партнеров, инвесторов, контрагентов. На международной арене бизнес должен быть максимально нетолерантен к коррупционным проявлениям, поэтому украинские компании должны быть готовы к кооперации в рамках современных ценностей Европы, США и других иностранных государств и к внедрению антикоррупционных комплаенс-программ среди собственного персонала.

Также появляется потребность в сертификации комплаенса и квалифицированных комплаенс-менеджеров, которые смогут воплотить комплаенс-программу и контролировать ее соблюдение.

Поэтому бизнесу важно провести антикоррупционный аудит либо за счет внутреннего ресурса, либо привлекая внешних консультантов. И исходя из результатов, вводить рекомендованные изменения, разрабатывать антикоррупционные программы, такие как: этический кодекс, кодекс корпоративного поведения, положения об управлении рисками, о подарках, о контрагентах и другие – и разрабатывать тренинги для персонала по этим кодексам и положениям, готовить инструкции, поощрения и внутренние санкции.

Все комплаенс-программы должны быть персонифицированы под каждую конкретную модель бизнеса, под путь, который был пройден компаниями, их опыт, ценности, философию, команду, корпоративную культуру.

О борьбе с коррупцией в других странах

Комплаенс пришел в Украину через дочерние компании международных структур. Иностранный бизнес в результате принятых трансграничных антикоррупционных законов начал тщательно подбирать себе партнеров и контрагентов.

Например, в США был принят Закон о коррупции за рубежом (FCPA, Foreign Corrupt Practices Act), который распространяется на компании, основное место деятельности которых в том числе США, компании зарегистрированные на фондовых биржах США или компании которые обязаны подавать отчетность в Комиссию США по ценным бумагам (SEC), на нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории США.

Данный закон запрещает совершение коррупционных платежей иностранным должностным лицам.

В 2010 году был принят Закон Великобритании «О взяточничестве» (UKBA – Bribery Act 2010), который также имеет экстерриториальное действие и распространяется на юридических лиц, зарегистрированных в Великобритании, а также на те компании, которые осуществляют свою деятельность на территории Соединенного Королевства и предусматривает возможность юридической защиты компании при коррупционных действиях связанных лиц в случае наличия у компании достаточных мер для предупреждения коррупционных деяний ее сотрудников или связанных лиц.

Другой антикоррупционный закон с трансграничным действием был принят во Франции в 2017 году, он называется Sapin II. Ответственность, согласно Sapin II, применяется в равной степени как к материнской, так и к дочерним компаниям, контролируемым структурам, и предполагает наличие у компаний антикоррупционной программы, которая будет выявлять и уменьшать коррупционные риски.

Что получит украинский бизнес от внедрения комплаенса

Учитывая темпы современной глобализации, перед украинским бизнесом стоит задача разработки и внедрения комплаенс- программ, которые сделают его конкурентным и предоставят соответствующий иммунитет в отношениях с государственными органами собственной страны и зарубежья.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что украинский бизнес понемногу, но берет курс на комплаенс, который в будущем станет привычным инструментом для наших реалий, безусловно, приблизит страну к заветному соответствию международным ценностям, а антикоррупционные программы могут стать той движущей силой, которая даст развитие и осознание комплаенс-культуры.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате