Бюджетные гонки: каковы планы Украины на 2020 год
О сдержанности и оптимизме Кабмина в формировании главного финансового документа страны

Кабинет министров 15 сентября внес в Верховную Раду проект государственного бюджета на 2020 год. Документ предусматривает доходы госбюджета, включая трансферты, в размере 1,079 трлн грн, расходы – 1,17 трлн грн, дефицит – на уровне 2,09%.
Как отметил премьер-министр Украины Алексей Гончарук, до 2 ноября правительство планирует внести в проект коррективы согласно обновленному прогнозу Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства.
Согласно документу, основными приоритетами на следующий год названы обороноспособность, медицинская и образовательная реформы, поддержка малого бизнеса и фермерства.
О том, какой же проект подал правительство и какие нюансы скрыты в документе, пояснил Mind экономист Даниил Монин.
Предварительно оценив сводные доходы и расходы государства, можно охарактеризовать поданный в Верховную Раду 15 сентября бюджет-2020 двумя словами – «сдержанный оптимизм».
О соотношении дебета и кредита
Как отметил премьер-министр, презентуя соответствующий проект документа, государство намерено снижать уровень перераспределения через государство. Так, Украине предлагается сократить свои сводные доходы ориентировочно до 38% ВВП с 39,5% (на 1,5% ВВП), а расходы – до 39,8% ВВП с текущих 41,5% (на 1,7% ВВП).
По доходам основное сокращение идет по неналоговым статьям. Это прежде всего доходы от государственных предприятий (на 12 млрд грн) и доходы от Национального банка Украины. Также пока практически без увеличения остались доходы от ренты и акцизов. Также стоит отметить, что Минфин провел большую коррекцию доходов по НДС (большой недобор в этом году) и сократил в базовом плане доходы до 10% ВВП.
На 2019 год доходы от НДС планировались на уровне 11% ВВП и не будут выполнены.
Также доходы от приватизации сокращены с 17 до 5 млрд грн. По расходам были проверены основные 5 статей сокращений, которые предлагались Минфину. И министерство услышало: хотя и не сократило на предлагаемые 45 млрд грн, но все же сократило на 30 млрд часть расчетных статей. Поэтому можно считать, что миссия, которая предшествовала попытке сократить неэффективность в бюджете, в целом успешна.
Кроме того, государство на 2020 год заложило 3,4 млрд грн на перепись населения, а также 2,1 млрд грн – на местные выборы.
О новых «контролерах» и основных приоритетах
Также, исходя из законопроекта, на уровне Минфина уже фигурирует новый орган – Бюро финансовых расследований, на который выделено 1,2 млрд грн. Поэтому есть уверенность что законопроект №1208, которым предусмотрено его введение, будет проголосован.
Особого внимания заслуживает подход бюджетирования в агросекторе. Государство минимизировало господдержку «агробаронов» и предусмотрело 4,4 млрд грн на льготное кредитование фермеров на покупку земли в рамках запуска этого рынка. Это позитивный момент, поскольку государство обеспечивает дешевый ресурс украинским гражданам на покупку земли.
Бюджет на 2020 год предусматривает существенные изменения в медицине, расходы на которую очевидно централизуются. Огромный уровень расходов на Национальную службу здоровья и существенное уменьшение субвенций на медицину в регионах.
О чем молчит Кабмин
В то же время в проекте бюджета отсутствуют оценки доходов от подачи нулевой декларации и от продажи государственных земель.
Также не отражены планы на 2021–2022 годы. Однако в целом документ подтверждает намерения государства менять бюджетные отношения, хотя пока необходимые параметры не определены.
Такой подход вызывает оптимизм и вселяет надежду, что изменения возможны, тем более что премьер заявил о готовности в 2020 году серьезно заняться эффективностью государственных программ.
Впрочем, заложенный в проект рост экономики – главный показатель работы правительства, оставляет желать лучшего. Хотелось бы видеть заложенный в бюджете рост экономики на 5%, а лучше сразу на 7%, чего, к сожалению, не наблюдается.
Кабмин должен работать на высоких ожиданиях, а не на вялом росте 3,3%, который заложен в бюджет 1-го чтения.
Подводя итоги, можно констатировать, что государство подало крайне осторожный бюджет, который очевидно легко будет выполнить.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.