Инфляция снижается: как мы чувствуем динамику изменения цен
О том, что важно для рядового потребителя в показателях инфляции

Глава Национального банка Украины Яков Смолий в начале сентября отмечал, что внутренние политические риски для снижения инфляции до цели ослабли вместе с началом работы Верховной Рады нового созыва и формированием нового правительства. По его словам, это открывает возможность для активизации переговоров с Международным валютным фондом о новой программе сотрудничества.
Какие возможности такая ситуация открывает для украинцев и как скажется снижение инфляции на кошельках рядовых граждан, объяснил Mind финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив.
Ежемесячно выходят свежие данные о темпах прироста потребительских цен, но интересуют они только экспертную среду и иногда политиков. Рядовые украинцы крайне скептически относятся к официальным данным, какими они б не были, – будь то более 61% в апреле 2015-го или 8.8% в августе 2019-го. А летом, когда традиционно наблюдается дефляция за месяц, такие сообщения СМИ вызывают просто возмущение: «Вы давно в магазине были ?!». Существует несколько причин, почему это так.
Как мы чувствуем динамику изменения цен
Экономическая наука долго рассматривала людей в качестве рациональных агентов, которые действуют четко в соответствии с математическими расчетами. Но это далеко не так. Можете ли вы вспомнить, какая цена была у молока год назад? Я – нет. В современном капиталистическом мире очень редко цены остаются идентичными на протяжении длительного периода. А различные акции, скидки и предложения еще больше запутывают покупателей. Цену отдельных продуктов, которые приходится постоянно покупать, еще реально помнить, но общую динамику цен так посчитать невозможно.
Отдельные энтузиасты семейного бюджета ведут подробные записи о стоимости покупок, а приложения и различные программы лояльности иногда позволяют увидеть чеки за сделанные покупки и сравнить с нынешними ценниками. Но это скорее исключение. По ощущениям, чек на кассе за тот же набор покупок стал больше. Хотя иногда мы покупаем другие продукты, или в большем количестве. Именно это и является задачей огромного количества неутомимых маркетологов.
Как на самом деле меняются цены
«Стоп. Я покупал картошку по 10 грн прошлой осенью, а сегодня она уже 15 грн! Не верю в вашу инфляцию». Если взглянуть на детализацию службы статистики, то цены на отдельные категории товаров растут куда более быстрыми темпами, чем на другие. Например, на овощи в этом году. Поведенческая экономика говорит нам, что потери человек, как правило, воспринимает в два раза сильнее, чем выигрыш (именно поэтому и существуют страховые компании). Под потерей следует понимать подорожание продукта: если человек вчера покупал дешевле, чем сегодня, это воспринимается подсознательно как потеря, и есть ощущение обманутости. Если же цена остается неизменной, это трудно заметить. Как правило, первых случаев куда больше, чем вторых, ведь инфляция – величина все же положительная.
Возвращаясь к примеру с овощами. С начала года стремительно дорожал лук из-за сложившегося дефицита. В какой-то момент цена подскочила в четыре раза, что породило огромное количество возмущения, статей в СМИ и «мемов». Но на полках супермаркетов появился новый урожай, и цена откатилась назад. Но на это мало кто обратил внимание, в памяти отложилась несправедливость. Лук подешевел, а осадок остался.
О разной потребительской корзине
Реальный и желаемый. Какой бы индекс не составляли, инфляция измеряется по индексу потребительских цен, это «средняя температура по палате». Что-то подорожало больше, что-то меньше – и получили определенное значение. При этом лично моя или ваша потребительская корзина точно будет отличаться от положенного в основу индекса. За год подешевели яйца, подорожало молоко. Я мало ем первое, а больше второе. Соответственно мой набор покупок подорожал сильнее инфляции.
В прошлые годы гривна значительно обесценивалась к иностранным валютам, что сразу отражалось на полках магазинов и ценниках. Импортные товары фактически подорожали пропорционально росту курса, а товары внутреннего производства – на несколько меньшую величину. В результате гривна потеряла покупательную способность несколько меньше, чем подорожал доллар. Но какие товары в магазинах отечественного происхождения? Преимущественно те, которые не вызывают особого восторга при их покупке. Это хлеб, крупы, овощи-фрукты (и то далеко не все), яйца, вода и другие товары, которые мы покупаем регулярно для удовлетворения базовых потребностей в пище. Но психологически мы ориентируемся на товары и услуги, которые приносят куда больше удовольствия, – начиная от хороших сыров и заканчивая путешествиями. То есть на импорт. И пусть товары первой категории человек покупает значительно чаще и в больших объемах, ориентиром уровня цен будут те, которые вызывают положительные эмоции при их покупки (но отрицательные – от их цены).
Как рассчитывается инфляция
До этого мы говорили о причинах, почему возникает ощущение, что рост цен часто выше инфляции. Но и официальный показатель в 8,8% за год – это очень много, хотя на первый взгляд и небольшая цифра. Вся магия в сложных процентах. Ведь 10% в один год и 10% в следующий вместе дадут уже 21% подорожания, а не 20%. И чем более длительный период времени мы берем, тем сильнее будет эффект. Возьмем экономически более благополучную еврозону, где годовая инфляция крайне низкая – в среднем 2% в год. С момента своего введения евро потерял 35% покупательной способности. Для гривны этот показатель за аналогичный период составляет уже 86%.
Инфляцию включают в показатели, которыми измеряют рейтинг несчастье, который так любят публиковать СМИ. Ведь повышение цен, особенно значительное – крайне негативное явление для потребителей. И тем более актуальной является задача снижения имеющихся темпов инфляции.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.