»нфл€ци€ снижаетс€: как мы чувствуем динамику изменени€ цен

»нфл€ци€ снижаетс€: как мы чувствуем динамику изменени€ цен

ќ том, что важно дл€ р€дового потребител€ в показател€х инфл€ции

Ётот материал также доступен на украинском
»нфл€ци€ снижаетс€: как мы чувствуем динамику изменени€ цен
‘ото: pixabay

√лава Ќационального банка ”краины яков —молий в начале сент€бр€ отмечал, что внутренние политические риски дл€ снижени€ инфл€ции до цели ослабли вместе с началом работы ¬ерховной –ады нового созыва и формированием нового правительства. ѕо его словам, это открывает возможность дл€ активизации переговоров с ћеждународным валютным фондом о новой программе сотрудничества.

 акие возможности така€ ситуаци€ открывает дл€ украинцев и как скажетс€ снижение инфл€ции на кошельках р€довых граждан, объ€снил Mind финансовый аналитик группы ICU ћихаил ƒемкив.

≈жемес€чно выход€т свежие данные о темпах прироста потребительских цен, но интересуют они только экспертную среду и иногда политиков. –€довые украинцы крайне скептически относ€тс€ к официальным данным, какими они б не были, – будь то более 61% в апреле 2015-го или 8.8% в августе 2019-го. ј летом, когда традиционно наблюдаетс€ дефл€ци€ за мес€ц, такие сообщени€ —ћ» вызывают просто возмущение: «¬ы давно в магазине были ?!». —уществует несколько причин, почему это так.

 ак мы чувствуем динамику изменени€ цен

Ёкономическа€ наука долго рассматривала людей в качестве рациональных агентов, которые  действуют четко в соответствии с математическими расчетами. Ќо это далеко не так. ћожете ли вы вспомнить, кака€ цена была у молока год назад? я – нет. ¬ современном капиталистическом мире очень редко цены остаютс€ идентичными на прот€жении  длительного периода. ј различные акции, скидки и предложени€ еще больше запутывают покупателей. ÷ену отдельных продуктов, которые приходитс€ посто€нно покупать, еще реально помнить, но общую динамику цен так посчитать невозможно.

ќтдельные энтузиасты семейного бюджета ведут подробные записи о стоимости покупок, а приложени€ и различные программы ло€льности иногда позвол€ют увидеть чеки за сделанные покупки и сравнить с нынешними ценниками. Ќо это скорее исключение. ѕо ощущени€м, чек на кассе за тот же набор покупок  стал больше. ’от€ иногда мы покупаем другие продукты, или в большем количестве. »менно это и €вл€етс€ задачей огромного количества неутомимых маркетологов.

 ак на самом деле мен€ютс€ цены

«—топ. я покупал картошку по 10 грн прошлой осенью, а сегодн€ она уже 15 грн! Ќе верю в вашу инфл€цию». ≈сли взгл€нуть на детализацию службы статистики, то цены на отдельные категории товаров растут куда более быстрыми темпами, чем на другие. Ќапример, на овощи в этом году. ѕоведенческа€ экономика говорит нам, что потери человек, как правило, воспринимает в два раза сильнее, чем выигрыш (именно поэтому и существуют страховые компании). ѕод потерей следует понимать подорожание продукта: если человек вчера покупал дешевле, чем сегодн€, это воспринимаетс€ подсознательно как потер€, и есть ощущение обманутости. ≈сли же цена остаетс€ неизменной, это трудно заметить.  ак правило, первых случаев куда больше, чем вторых, ведь инфл€ци€ –  величина все же положительна€.

¬озвраща€сь к примеру с овощами. — начала года стремительно дорожал лук из-за сложившегос€ дефицита. ¬ какой-то момент цена подскочила в четыре раза, что породило огромное количество возмущени€, статей в —ћ» и «мемов». Ќо на полках супермаркетов по€вилс€ новый урожай, и цена откатилась назад. Ќо на это мало кто обратил внимание, в пам€ти отложилась несправедливость. Ћук подешевел, а осадок осталс€.

ќ разной потребительской корзине

–еальный и желаемый.  акой бы индекс не составл€ли, инфл€ци€ измер€етс€ по индексу потребительских цен, это «средн€€ температура по палате». „то-то подорожало больше, что-то меньше – и получили определенное значение. ѕри этом лично мо€ или ваша потребительска€ корзина точно будет отличатьс€ от положенного в основу индекса. «а год подешевели €йца, подорожало молоко. я мало ем первое, а больше второе. —оответственно мой набор покупок подорожал сильнее инфл€ции.

¬ прошлые годы гривна значительно обесценивалась к иностранным валютам, что сразу отражалось на полках магазинов и ценниках. »мпортные товары фактически подорожали пропорционально росту курса, а товары внутреннего производства – на несколько меньшую величину. ¬ результате гривна потер€ла покупательную способность несколько меньше, чем подорожал доллар. Ќо какие товары в магазинах отечественного происхождени€? ѕреимущественно те, которые не вызывают особого восторга при их покупке. Ёто хлеб, крупы, овощи-фрукты (и то далеко не все), €йца, вода и другие товары, которые мы покупаем регул€рно дл€ удовлетворени€ базовых потребностей в пище. Ќо психологически мы ориентируемс€ на товары и услуги, которые принос€т куда больше удовольстви€, – начина€ от хороших сыров и заканчива€ путешестви€ми. “о есть на импорт. » пусть товары первой категории человек покупает значительно чаще и в больших объемах, ориентиром уровн€ цен будут те, которые вызывают положительные эмоции при их покупки (но отрицательные – от их цены).

 ак рассчитываетс€ инфл€ци€

ƒо этого мы говорили о причинах, почему возникает ощущение, что рост цен часто выше инфл€ции. Ќо и официальный показатель в 8,8% за год – это очень много, хот€ на первый взгл€д и небольша€ цифра. ¬с€ маги€ в сложных процентах. ¬едь 10% в один год и 10% в следующий вместе дадут уже 21% подорожани€, а не 20%. » чем более длительный период времени мы берем, тем сильнее будет эффект. ¬озьмем  экономически более благополучную еврозону, где годова€ инфл€ци€ крайне низка€ – в среднем 2% в год. — момента своего введени€ евро потер€л 35% покупательной способности. ƒл€ гривны этот показатель за аналогичный период составл€ет уже 86%.

»нфл€цию включают в показатели, которыми измер€ют рейтинг несчастье, который так люб€т публиковать —ћ». ¬едь повышение цен, особенно значительное – крайне негативное €вление дл€ потребителей. » тем более актуальной €вл€етс€ задача снижени€ имеющихс€ темпов инфл€ции.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате