Турецкое «закаливание»: как США и ЕС решили проучить Эрдогана
И будут ли полезны Украине чужие «процедуры»

На днях госсекретарь Майк Помпео заявил, что США готовы к военным действиям против Турции, если будет такая необходимость. При этом он не уточнил, какие именно действия Анкары могут привести к решению администрации Белого дома использовать силовой сценарий.
В свою очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул, что Турция восзобновит операцию в Сирии, если Вашингтон не выполнит своих обещаний вывести курдские отряды из «зоны безопасности».
А тут еще и депутаты Европарламента вчера осудили действия Турции по установлению контроля над «зоной безопасности» на севере Сирии и подготовили проект новых экономических санкций против Анкары. Сегодня, по информации Reuters, этот документ должны поддержать все политические группы Европарламента. Посмотрим, оправдаются ли эти прогнозы.
Пока же европейцы решают, что делать с Турцией, а в США заявляют о подготовке каких-то «горьких пилюль» для Анкары военный эксперт Михаил Жирохов рассказал Mind действительно ли началось обострение конфликта между странами и как эта ситуация может повлиять на Украину.
Ситуация вокруг турецкого наступления в Сирии и реакция на нее США в последние дни набирает обороты. Сначала 17 октября Анкара и Вашингтон договорились о полном приостановлении операции на северном направлении на 120 часов. Американская администрация заверила Эрдогана в том, что поддерживаемые ими курдские формирования будут выведены за демаркационную линию в 30 км к югу от границы Сирии с Турцией.
Однако впоследствии произошли события, которые коренным образом изменили общий расклад. Дело в том, что курдскому руководству удалось достичь договоренностей с Асадом и поддерживаемой его Россией о совместных операциях против протурецких прокси.
В ответ турки заявили о готовности продолжать наступление, несмотря на договоренности с США. Эрдоган заявил, что интересы Турции – прежде всего. В ответ американская администрация начала в открытую угрожать.
22 октября госсекретарь Майк Помпео в интервью телеканалу CNBC прямо заявил, что в случае необходимости США готовы к военным действиям против Турции. И это внутри одного военно-политического блока! Стоит напомнить, что и США, и Турция состоят в НАТО, а на территории Турции до последнего времени находились американские ядерные боеприпасы, размещенные там еще со времен противостояния НАТО и Варшавского блока.
Кто чего добивается на самом деле
Однако, как видится, до прямого столкновения Вашингтона и Анкары дело не дойдет: не настолько Эрдогана захлестывают амбиции, ведь пока на экономическом и военном уровне Анкара тянет только на региональную державу, не более того. Да и президент США Дональд Трамп вряд ли так занят предвыборной кампанией, что пойдет на развал единственного европейской островка безопасности – НАТО, хотя Европу он явно не долюбливает.
Скорее всего противостояние продолжится только на словах, однако будет иметь серьезные геополитические последствия, которые затронут и Украину. Ведь даже в случае довольно-таки мирного завершения противостояния по линии Вашингтон – Анкара былого доверия между партнерами уже не будет. А значит, американской дипломатии придется выстраивать новую стратегию действий в Черноморском регионе, ведь потерять здесь свои позиции США не могут себе позволить.
О «перестановках» на Черном море
И тут вариантов может быть несколько. Прежде всего это тот, который реализуется ныне, – выстраивание линии противодействия России на базе треугольника Украина – Румыния – Грузия. Однако многолетние усилия Вашингтона не всегда приносят видимый результат.
Грузинские вооруженные силы оказали достаточно слабое сопротивление России в ходе войны «888», а все достижения Украины практически полностью оказались похоронены в результате смены политического руководства страны.
Поэтому вполне вероятным будет переход к плану «Б», то есть к созданию в противовес турецким амбициям и ситуативному союзу Анкара – Москва серии тандемов с отдельными странами. Уже вполне очевидно сближение Штатов и Польши, причем настолько плотное, что заговорили даже об отмене виз для поляков при посещении США.
Также хорошо просматривается союз США – Румыния. Бухарест продолжает получать «плюшки» от такой ситуации и начал масштабное обновление своих вооруженных сил. Тут и закупки американских истребителей F-16, и обновление вооружения сухопутных войск, и достаточно затратные инфраструктурные проекты.
И наконец, достаточно неожиданный тандем США – Греция. Греки на протяжении последних ста лет находятся в достаточно откровенном противостоянии с турками, которое время от времени переходит в горячую фазу. Стоит только вспомнить войну 1974 года за Кипр – и это при том, что на тот момент оба государства находились в составе НАТО!
Для Америки такой союз имеет вполне определенные «плюсы». Так, Греция самостоятельно контролирует Эгейское море, которое в числе прочего является удобным плацдармом для американского 6-го флота. Отсюда удобно работать крылатыми ракетами «Томагавк» по целям в Черном море, в том числе и по оккупированному Крыму. А еще очень просто блокировать любой военный и невоенный трафик из Черного моря в Средиземное, и наоборот.
А если вспомнить, что российская группировка буквально «висит» на тоненькой «ниточке» морского моста Черное море – Латакия, то угроза более чем очевидна. И как показали последние события в Керченском и Ормузском проливах – для прекращения движения совсем не обязательно применять силу, можно действовать сугубо в рамках международного морского права. То есть официально все суда просто будут останавливать на неопределенное время на проверку. И совершенно не важна причина – подойдут проверка документов экипажа, грузов или «борьба с нелегальным оборотом оружия и наркотиков».
Про «бонусы» для Украины
Понятно, что описанный сценарий – пока только прогнозируемое развитие событий и вполне очевидно, что от поддержки Украины американцы не откажутся, по крайней мере в ближайшее время. Однако и говорить о том, что страна сможет перейти на более высокий уровень межгосударственных отношений, тоже пока не приходится.
Слишком «беззуба» позиция нашего внешнеполитического руководства на мировой арене и велико желание президента Зеленского лично встретиться с президентом Российской Федерации. Причем даже за счет серьезных уступок по достаточно важным для страны вопросам.
Не добавляет оптимизма и вольное или невольное участие Украины как государства в американских предвыборных внутриполитических скандалах. Какие выводы делает американская элита – вполне очевидно. Ведь недаром именно сейчас в Конгрессе всплыл вопрос о признании полка «Азов» террористической организацией.
Есть для Украины и еще один важный момент американо-турецкого противостояния. В последние несколько лет отечественная военная промышленность достаточно плотно стала сотрудничать с турецкими партнерами. Тут и беспилотники Bayraktar TB2, которые вскоре будут приняты на вооружение ВСУ, участие наших компаний в программе модернизации турецких бронетанковых сил, радиостанции Aselsan (на которые через три года перейдет наша армия) и многое другое.
В случае конфликта не пойдет ли Вашингтон на прямой шантаж с целью приостановить такого рода сотрудничество? После июльского демарша Трампа от американского руководства можно ожидать всего что угодно.
Таким образом, можно говорить о том, что обострение отношений между Вашингтоном и Анкарой в любом случае крайне отрицательно тем или иным образом скажется и на Украине – ведь строить черноморскую стратегию без учета этого фактора просто нереально. И рано или поздно нашему военно-политическому руководству придется делать выбор. И какой он будет – покажет ближайшее время.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.