»дем на рекорд: почему снова сн€ли законопроект об электронных коммуникаци€х

»дем на рекорд: почему снова сн€ли законопроект об электронных коммуникаци€х

—тоит ли ожидать продолжени€ с регулированием этой сферы

Ётот материал также доступен на украинском
»дем на рекорд: почему снова сн€ли законопроект об электронных коммуникаци€х
‘ото: pixabay

Ќакануне »нтернет јссоциаци€ ”краины (»нј”) опубликовала открытое обращение к украинской власти по поводу угроз уничтожени€ рынка услуг доступа к интернету.

¬ обращении говоритс€, что прин€тие двух зарегистрированных в парламенте законопроектов («ќб электронных коммуникаци€х», є 2264 от 15 окт€бр€ 2019 года и «ќ развитии инфраструктуры дл€ цифровой трансформации экономики и общества», є 2320 от 28 окт€бр€ 2019 года) приведет к значительному увеличению вмешательства государства в регулирование рынка телекоммуникаций, кардинальному перераспределению этого рынка, банкротству отечественных операторов и резкому росту тарифов на интернет-доступ. ¬ результате в ”краине будет потер€но одно из лучших в мире соотношений цена/качество доступа к интернету и относительно свободный доступ к сети.

¬ то же врем€, по информации профильных —ћ», на прошлой неделе стало известно, что профильный парламентский комитет решил вернутьс€ к разработке нового законопроекта о е-коммуникаци€х, несмотр€ на зарегистрированный в парламенте одноименный проект є2264. ѕо словам одного из авторов документа, народного депутата јлександра ‘едиенко, будет готовитс€ новый законопроект, при этом за основу ни один из уже существующих документов вз€т не будет.

ѕочему же законопроект є2264 пришелс€ «не ко двору» и что он должен был урегулировать, рассказали Mind управл€ющий партнер Stron Legal Services ќлег ƒерлюк и юрист компании “арас Ўвец.

 азалось бы, сложно найти рынок, который развиваетс€ более стремительно, чем сфера электронных и телекоммуникаций (е-коммуникаций), так как с всеобщей доступностью интернета пришла и эра практически неконтролируемого потока информации. “ем не менее за последние два дес€тилети€ в ”краине не мен€лось законодательство, регулирующее работу е-коммуникационных структур, что звучало бы как абсурд, не будь это правдой.

» вот за последний год правительство ”краины уже четыре раза пыталось протолкнуть несколько вариантов официальных редакций подобного законопроекта, но пока безуспешно. Ќа прошлой неделе комитет ¬ерховной –ады ”краины по вопросам цифровой трансформации рассматривал законопроект є2264 от 15 окт€бр€ 2019 года о работе электронных коммуникаций и в который раз отклонил данное предложение, решив разработать совершенно новую редакцию документа.

„то и как хотели регулировать

ѕредполагалось, что этот закон будет устанавливать правовые и экономические основы де€тельности с использованием электронно-коммуникационных сетей и средств, принципы формировани€ и регулировани€ конкурентоспособной среды в этой сфере, функции национального регулирующего органа (–егул€тора), права и об€занности физических и юридических лиц при владении, пользовании и предоставлении услуг электронно-коммуникационными сет€ми и средствами. Ёто значит, что закон подразумевает установление государственного органа управлени€ электронными коммуникаци€ми, который будет не только регулировать, но и контролировать отношени€ между поставщиками е-коммуникаций, таких как интернет-провайдеры и операторы мобильной св€зи.

¬ общем законопроект можно было бы разделить на три условных тезиса:

  1. ”величение вли€ни€ и полномочий национального регул€тора.
  2. Ќаращивание законов о справедливой конкуренции (антимонополи€).
  3. Ћиберализаци€ доступа на рынок и лицензирование.

ѕочему зарегистрированный є2264 отправ€т в корзину

ќчередной отказ в прин€тии закона официально аргументируют трем€ причинами:

  1. «акон предусматривал увеличение полномочий национального регул€тора и независимость самого регул€тора была одним из главных факторов, который вызвал больше всего несогласи€ со стороны комиссии. √лава втора€ законопроекта, котора€ декларирует степень государственного управлени€ национальным регул€тором согласно стандартам ≈вропейского союза, не имеет никаких конкретных пунктов, предусматривающих защиту независимости национального регул€тора. ѕоэтому риск вли€ни€ разных групп людей на национальный регул€тор мог бы быть достаточно высоким, что было одной из главных причин отклонени€ законопроекта.
  2. ќтсутствие конкретных указаний о действи€х в рамках полномочий регул€тора. “о есть он был бы фактически неспособен проводить проверку и оценку рынка и его участников, так как соответствующие нормы просто отсутствовали в законопроекте. ¬ законопроекте не были прописаны нормы, предусматривающие санкции или планы поведени€ на случай, если субъект отказываетс€ предоставить информацию или отчетность регул€тору. —татьи 20–25 законопроекта были прописаны таким образом, что всего лишь обозначали меры и указывали на возможность проведени€ определенных меропри€тий, но без установлени€ пор€дка и регламента их проведени€. »ными словами, регул€тор не имел бы возможности проводить проверки, так как субъекты закона не могли бы быть наказаны за отказ или преп€тствование проверкам.
  3.  роме того, комисси€ была обеспокоена тем, что об€занность поставщиков электронных коммуникаций,таких как мобильные операторы, хранить данные о предоставленных телекоммуникационных услугах уменьшен с трех лет до одного года. ќбеспокоенность была вызвана тем, что срок исковой давности в ”краине установлен на уровне трех лет, поэтому, потребители не получили бы достаточной судебной защиты, если бы дело рассматривалось через год или позже с момента предоставлени€ телекоммуникационной услуги, такой как, например, телефонный разговор.

„его стоит ожидать в дальнейшем

¬ целом отказ от законопроекта є2264 не стал неожиданностью, как и от всех предыдущих редакци€х законопроектов об электронных коммуникаци€х, поскольку в проекте была лишь декларацию о наличии национального регул€тора на рынке, без гарантий и указаний его функций. Ёту регул€рную цикличность с отклонени€ми любых редакций столь важного закона об электронных коммуникаци€х можно объ€снить как нежеланием государства вмешиватьс€ в эту сферу украинского бизнеса, так и невозможностью адаптировать требовани€ ≈— под украинские реалии. 

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате