Идем на рекорд: почему снова сняли законопроект об электронных коммуникациях

Идем на рекорд: почему снова сняли законопроект об электронных коммуникациях

Стоит ли ожидать продолжения с регулированием этой сферы

Цей текст також доступний українською
Идем на рекорд: почему снова сняли законопроект об электронных коммуникациях
Фото: pixabay

Накануне Интернет Ассоциация Украины (ИнАУ) опубликовала открытое обращение к украинской власти по поводу угроз уничтожения рынка услуг доступа к интернету.

В обращении говорится, что принятие двух зарегистрированных в парламенте законопроектов («Об электронных коммуникациях», № 2264 от 15 октября 2019 года и «О развитии инфраструктуры для цифровой трансформации экономики и общества», № 2320 от 28 октября 2019 года) приведет к значительному увеличению вмешательства государства в регулирование рынка телекоммуникаций, кардинальному перераспределению этого рынка, банкротству отечественных операторов и резкому росту тарифов на интернет-доступ. В результате в Украине будет потеряно одно из лучших в мире соотношений цена/качество доступа к интернету и относительно свободный доступ к сети.

В то же время, по информации профильных СМИ, на прошлой неделе стало известно, что профильный парламентский комитет решил вернуться к разработке нового законопроекта о е-коммуникациях, несмотря на зарегистрированный в парламенте одноименный проект №2264. По словам одного из авторов документа, народного депутата Александра Федиенко, будет готовится новый законопроект, при этом за основу ни один из уже существующих документов взят не будет.

Почему же законопроект №2264 пришелся «не ко двору» и что он должен был урегулировать, рассказали Mind управляющий партнер Stron Legal Services Олег Дерлюк и юрист компании Тарас Швец.

Казалось бы, сложно найти рынок, который развивается более стремительно, чем сфера электронных и телекоммуникаций (е-коммуникаций), так как с всеобщей доступностью интернета пришла и эра практически неконтролируемого потока информации. Тем не менее за последние два десятилетия в Украине не менялось законодательство, регулирующее работу е-коммуникационных структур, что звучало бы как абсурд, не будь это правдой.

И вот за последний год правительство Украины уже четыре раза пыталось протолкнуть несколько вариантов официальных редакций подобного законопроекта, но пока безуспешно. На прошлой неделе комитет Верховной Рады Украины по вопросам цифровой трансформации рассматривал законопроект №2264 от 15 октября 2019 года о работе электронных коммуникаций и в который раз отклонил данное предложение, решив разработать совершенно новую редакцию документа.

Что и как хотели регулировать

Предполагалось, что этот закон будет устанавливать правовые и экономические основы деятельности с использованием электронно-коммуникационных сетей и средств, принципы формирования и регулирования конкурентоспособной среды в этой сфере, функции национального регулирующего органа (Регулятора), права и обязанности физических и юридических лиц при владении, пользовании и предоставлении услуг электронно-коммуникационными сетями и средствами. Это значит, что закон подразумевает установление государственного органа управления электронными коммуникациями, который будет не только регулировать, но и контролировать отношения между поставщиками е-коммуникаций, таких как интернет-провайдеры и операторы мобильной связи.

В общем законопроект можно было бы разделить на три условных тезиса:

  1. Увеличение влияния и полномочий национального регулятора.
  2. Наращивание законов о справедливой конкуренции (антимонополия).
  3. Либерализация доступа на рынок и лицензирование.

Почему зарегистрированный №2264 отправят в корзину

Очередной отказ в принятии закона официально аргументируют тремя причинами:

  1. Закон предусматривал увеличение полномочий национального регулятора и независимость самого регулятора была одним из главных факторов, который вызвал больше всего несогласия со стороны комиссии. Глава вторая законопроекта, которая декларирует степень государственного управления национальным регулятором согласно стандартам Европейского союза, не имеет никаких конкретных пунктов, предусматривающих защиту независимости национального регулятора. Поэтому риск влияния разных групп людей на национальный регулятор мог бы быть достаточно высоким, что было одной из главных причин отклонения законопроекта.
  2. Отсутствие конкретных указаний о действиях в рамках полномочий регулятора. То есть он был бы фактически неспособен проводить проверку и оценку рынка и его участников, так как соответствующие нормы просто отсутствовали в законопроекте. В законопроекте не были прописаны нормы, предусматривающие санкции или планы поведения на случай, если субъект отказывается предоставить информацию или отчетность регулятору. Статьи 20–25 законопроекта были прописаны таким образом, что всего лишь обозначали меры и указывали на возможность проведения определенных мероприятий, но без установления порядка и регламента их проведения. Иными словами, регулятор не имел бы возможности проводить проверки, так как субъекты закона не могли бы быть наказаны за отказ или препятствование проверкам.
  3. Кроме того, комиссия была обеспокоена тем, что обязанность поставщиков электронных коммуникаций,таких как мобильные операторы, хранить данные о предоставленных телекоммуникационных услугах уменьшен с трех лет до одного года. Обеспокоенность была вызвана тем, что срок исковой давности в Украине установлен на уровне трех лет, поэтому, потребители не получили бы достаточной судебной защиты, если бы дело рассматривалось через год или позже с момента предоставления телекоммуникационной услуги, такой как, например, телефонный разговор.

Чего стоит ожидать в дальнейшем

В целом отказ от законопроекта №2264 не стал неожиданностью, как и от всех предыдущих редакциях законопроектов об электронных коммуникациях, поскольку в проекте была лишь декларацию о наличии национального регулятора на рынке, без гарантий и указаний его функций. Эту регулярную цикличность с отклонениями любых редакций столь важного закона об электронных коммуникациях можно объяснить как нежеланием государства вмешиваться в эту сферу украинского бизнеса, так и невозможностью адаптировать требования ЕС под украинские реалии. 

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно