Отпустить грехи: насколько действенной может быть налоговая амнистия
Как вернуть значительные инвестиционные активы в официальную экономику и какой их объем скрывается

Кабинет Министров запланировал масштабные шаги в изменении налогового законодательства, а учитывая последние законодательные инициативы, эти планы могут осуществиться.
В то же время основную часть реформы правительство хочет осуществить в следующем году. Подробнее об этом можно прочитать в материале Mind «Удар по карману: какую налоговую реформу запланировала власть».
Один из шагов, которые предусмотрела новая власть, – введение налоговой амнистии. Подробнее об этом инструменте и последствиях его использования, рассказал Mind управляющий партнер инвесткомпании Capital Times Эрик Найман.
Напомним, во вторник, 26 ноября, состоится очередная встреча Mind Invest Club, где можно будет пообщаться с экспертом и задать вопросы по поводу применения различных инструментов для увеличения собственного капитала. Читатели Mind получают 50%-ную скидку на посещение Mind Invest Club. Подпишитесь, чтобы получить промокод. Подробнее о мероприятии здесь.
Правильно проведенная налоговая амнистия может вернуть в официальную экономику $50 млрд капиталов, принести бюджету 60 млрд грн налогов и ускорить экономический рост до заявленных правительством Украины 8–10% в год.
Зачем стране налоговая амнистия
Сейчас экономика Украины быстро восстанавливается после глубокого провала 2014–2015 годов. Во ІІ–ІІІ кварталах 2019 года реальный экономический рост составил более 4% годовых. Однако среднесрочный прогноз МВФ и других международных организаций, а также крупнейших инвестбанков по темпам роста реального ВВП Украины на период до 2024 года включительно в среднем составляет 3–3,5%. На первый взгляд, это хороший рост. Однако он находится на уровне среднемировых показателей и ниже прогнозируемого роста развивающихся стран.
Без монетарных или фискальных стимулов либо экономических реформ экономический рост Украины постепенно сойдет на нет, до уровня, который сейчас демонстрирует Россия – рост от 0,5% до 2% в год.
На монетарные стимулы от НБУ надеяться не стоит. Нацбанк продолжает политику инфляционного таргетирования, которая базируется на низких темпах увеличения гривневой монетарной базы. Прогнозы самого НБУ по денежной эмиссии гривны ограничены 5–6% в год.
Для справки: темпы роста наличной долларовой массы с 1960-х годов составляют в среднем 7% в год. Ускорение оборачиваемости денег позволит лишь поддержать гривневую ликвидность на достаточном уровне, обеспечивающем экономический рост выше нуля. Одно из следствий жесткой монетарной политики – крепкая гривна и падающая инфляция. Отлучение украинских властей от печатного станка – это хорошо для бизнеса и простых граждан. Напомню, что львиная доля вины за девальвацию гривны в 2014 году лежит на плечах украинских властей (уже после того, как бежал экс-президент Украины Виктор Янукович), включивших печатный станок и растерявших большую часть валютных резервов.
В конце мая 2014 года резервы НБУ составляли $17,9 млрд, а к марту 2015-го они уменьшились до $5,6 млрд. Одновременно сумма ОВГЗ на балансе НБУ, а это основной канал необеспеченной эмиссии гривны, выросла со 177 млрд грн до 339 млрд грн. В результате курс гривны «улетел» с 12 грн/$1 до 21 грн/$1.
Фискальные стимулы бывают двух видов:
- Снижение налогов по примеру американской рейганомики 1980–1990-х годов.
- Расширение бюджетного дефицита путем наращивания государственных расходов.
В Украине пока не заявляют о снижении налогов (скорее даже наоборот, ищут пути увеличить поступления в госбюджет) и не планируют расширение бюджетного дефицита выше 2% ВВП. На рубежах ограничения фискальных стимулов в Украине твердо стоит МВФ. И это хорошо при нереформированной украинской власти.
Соответственно, в отсутствие монетарных и фискальных стимулов Украине нужно найти другие источники ускорения экономического роста. Открытие рынка сельхозземель может дать прирост максимум 2% ВВП, и то только в первые 2–3 года с даты открытия рынка. Намного ценнее и полезнее будет провести системные реформы по защите прав инвесторов – от судебной системы и исполнительной службы до правоохранительных органов. Но в текущих условиях это больше подыграет защите прав иностранных инвесторов, а внутренние инвесторы окажутся на обочине «праздника» из-за непрозрачных источников происхождения капиталов. Да, к сожалению, действующая до сих пор несправедливая система взаимоотношения власти, бизнеса и граждан вынуждает последних защищаться путем удержания значительной доли неформальной экономики.
Украине нужна налоговая амнистия именно для того, чтобы вернуть украинских инвесторов в формальную экономику и ускорить экономический рост до ранее заявленных правительством Украины 8% в год и выше на протяжении многих лет подряд.
Что нужно для успеха налоговой амнистии
Сначала, чтобы определить интерес людей к теме, мы задали вопрос «Готовы ли вы участвовать в налоговой амнистии?» в телеграм-канале hugs.fund, а также отдельно состоятельным клиентам Capital Times и украинских банков. Из 856 ответивших читателей телеграм-канала 25% отметили, что готовы участвовать в налоговой амнистии.
А из 99 принявших участие в опросе состоятельных клиентов о готовности участвовать в налоговой амнистии утвердительно сказали 78% человек.
Такое существенное расхождение (25% против 78%) подтвердило, что наша выборка состоятельных клиентов адекватна, и в целях дальнейшего исследования мы использовали ответы только этих 78% позитивно ответивших состоятельных клиентов.

Людей пугает разрешительный, а не уведомительный порядок амнистии, предложенный сейчас в законопроектах. Им также важно полное безусловное освобождения от уголовной ответственности.
Дополнительно приведу ответ одного из респондентов опроса: «Нерозповсюдження амністії на чиновників, депутатів». В этом ответе сконцентрировано понятие социальной справедливости, которую важно будет соблюсти.
Пожалуй, это самый сложный момент – как не пропустить активы и капиталы, действительно полученные преступным путем.
Налоговая ставка не должна превышать 5%. Эта ставка налога эквивалентна налогу с ФЛП 3-й группы.
Важно понимать, что главное по результатам налоговой амнистии – не увеличить доходы бюджета, а вернуть значительный инвестиционный ресурс в официальную экономику. А это уже станет фундаментом для реального ускорения украинской экономики.
Налоговая амнистия может стать важным источником ресурсов для Минфина и банков. И если сейчас у многих есть опасения возникновения пирамиды ОВГЗ, то успешная налоговая амнистия снимет этот риск на многие годы вперед.
Для состоятельных людей использование финансовых инструментов типа ОВГЗ не так важно, как для среднего класса.

Конечно же, основная масса потенциальных амнистируемых обладает незначительным капиталом до $200 000. Ничего удивительного в этом нет – чем богаче люди, тем их меньше.
Но этот вопрос помог нам оценить сумму амнистии, на которую может претендовать Украина.
Сколько денег можно «поднять»
Мои расчеты дают цифру $50 млрд, или порядка 30% ВВП Украины в 2019 году. Для сравнения: считающаяся успешной налоговая амнистия Индонезии 2016 года вернула в официальную экономику инвестиционный ресурс в размере 44% ВВП.
То есть украинские 30% ВВП вполне реалистичны.
Если налоговая ставка составит 5% и удастся «амнистировать» $50 млрд, то госбюджет Украины получит дополнительно более 60 млрд грн, что сопоставимо с 9-месячными расходами госбюджета на образование.
Чтобы оценить общее количество состоятельных людей в Украине воспользуемся данными ФГВФЛ:
- банковских счетов с остатками более 500 000 грн в украинских банках 96 000 (0,2% населения страны);
- банковских счетов с остатками 200 000–500 000 грн – еще 306 000 (0,7% населения).
То есть всего к состоятельным можно отнести 0,9% населения Украины. Такой процент верхнего слоя традиционный для социальных пирамид и развитых, и развивающихся стран.
Конечно же, к налоговой амнистии могут проявить интерес и принять в ней участие и другие украинцы. Однако для целей последующих расчетов мы их не будем учитывать и посчитаем их дополнительной возможностью – ведь всегда лучше получить больше, чем ожидали.
Итак, для последующих расчетов мы взяли только самую верхушку, по данным ФГВФЛ, – 78% от 96 000 чел. 78% – именно такой процент от опрошенных нами состоятельных клиентов Capital Times и украинских банков изъявили готовность участвовать в налоговой амнистии.
Что необходимо для успешного результата
Итак, правильно проведенная налоговая амнистия может вернуть в официальную экономику $50 млрд капиталов 75 000 человек, принести бюджету 60 млрд грн налогов и ускорить экономический рост до заявленных правительством Украины 8–10% в год.
Ключевая задача – провести налоговую амнистию именно правильно, чтобы первый блин не вышел комом.
И при этом соблюсти принцип социальной справедливости и не пропустить капиталы, полученные преступным путем.
Можно ли поднять украинскую экономику без налоговой амнистии? Теоретически да, при условии проведения успешных реформ, направленных на защиту прав инвесторов. Однако от такой реформы в первую очередь выиграют иностранные инвесторы, что также нарушит принцип социальной справедливости.
Плюс введение более жестких правил по автоматическому обмену информацией, КИКам и прочим новообразованным терминам и словам обычно сопровождает налоговую амнистию. В противном случае неминуем бизнес-взрыв – из страны просто уедут тысячи успешных предпринимателей, создающих здесь новый бизнес и новую экономику Украины.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.