Ученье – свет: зачем и как менять формат образования

Ученье – свет: зачем и как менять формат образования

Про мировые тренды и их применение в Украине

Этот материал также доступен на украинском
Ученье – свет: зачем и как менять формат образования

Аналитики LinkedIn в отчете 2020 Emerging Jobs Report определили топ новых профессий, которые считают наиболее перспективными. Среди лидеров – специалисты по искусственному интеллекту (ИИ), инженеры по роботехнике и специалисты по данным.

В Украине в следующем году местные органы самоуправления получат от Кабмина 801,6 млн грн для обустройства в школах лабораторий в формате STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics). Данная сумма в четыре раза превышает размер средств, выделенных на математические кабинеты в 2019 году. 

При этом в начале декабря были объявлены неутешительные для Украины результаты международного исследования качества образования PISA 2018. Знания украинских школьников, согласно исследованию, находятся на уровне ниже среднего.

Эти результаты формируются на основе компетенций и знаний учеников в трех дисциплинах: чтении, математике и естественных науках. Они показывают не только то, что наше образование в точных науках не на должном уровне, а и то, что полученные в школе знания не несут в себе большого потенциала для практического применения. 

Какие нововведения и тенденции развития образования могут исправить положение? Насколько они отвечают запросам времени и как помогут ученикам приобретать необходимые практические знания, рассказал Mind директор компании – разработчика образовательных технологий «Энглер» Михаил Калиткин.


В целом в системе образования на сегодня можно выделить несколько вызовов, на которые обществу стоит обратить особое внимание: 

  • снижение интереса к учебе у детей; 
  • отставание учебной программы от технического прогресса;
  • неподготовленность молодого поколения к работе в технологичном мире;
  • отсутствие связи между реальным миром и полученными знаниями.

Для их решения разрабатываются специальные учебные методологии и программы, создаются образовательные продукты и технологии, нацеленные на развитие у школьников цифровой грамотности, критического мышления и навыков работы в команде.

Ниже – об образовательных решениях и подходах, которые имеют большие перспективы и уже активно начали реализовываться в системе обучения.

Fast track

Сфера образования нацелена укреплять позиции не только в методологии преподавания, но и в компетенциях учителей.

За последние несколько лет в мире приобрела популярность практика, в которой специалисты разных областей становятся учителями (менторами) в своем направлении. Это явление называют fast track (быстрый путь). Школы предлагают годовую программу подготовки специалистов, заинтересованных преподавать. Они помогают людям из конкретных профессий овладеть знаниями о педагогике и получить официальный государственный диплом.

Считается, что будущее – за учителями-исследователями, которые, кроме педагогического образования, имеют опыт в определенной профессии и могут продемонстрировать на личном примере практическое применение полученных знаний.

Закрытые частные школы нового формата 

Илон Маск несколько лет назад основал частную школу Ad Astra. В данном учебном заведении, которое ведет весьма скрытую от медиа деятельность, отсутствуют деления на классы. Дети разного возраста учатся вместе. А еще они не получают оценки. Ученики проводят время не только в школах – часто посещают офис SpaceX и общаются с работниками компании.

Такой подход показывает, что стоит учить детей решать проблемы, а не давать им готовые инструменты. Например, можно не рассказывать, как устроен двигатель, а лучше показать его и предложить самостоятельно разобраться, тем самым дав детям возможность вникнуть в процесс и изучить на практике объект.

Мы, конечно, пока что не имеем своего Маска в образовании, но многие украинские tech-компании осознают, что качество будущих специалистов, особенно в сфере современных технологий, оставляет желать лучшего. Поэтому они часто берут на себя инициативу и создают собственные образовательные программы или академии, в том числе и для школьников.  

STEAM-образование

Следующий шаг на пути становления современного образования – реализации STEAM-классов, которые стремительно набирают свою популярность в Украине, и которые активно начинает поддерживать правительство. Сейчас к данной аббревиатуре добавляют букву «А» (Arts), которая расширяет данное направление и подразумевает применение творческого подхода в изучении наук. 

STEAM нацелено на практическое сочетание базовых точных наук с умением применять их в реальной жизни для решения задач. Ученик не просто изучает теорию, а на конкретных примерах, при помощи специальных учебных технологий, пытается решить определенные задачи, работая сообща в команде. Учитель становится  наставником, который помогает объяснить, как использовать потенциал каждой технологии.

Более того, в процессе обучения фокус внимания больше не сосредоточен на учителе. Он смещается на решение практических заданий учениками путем проб и ошибок. 

У нас в стране уже активно возникают специализированные частные школы в формате STEAM. Кроме того, обустраиваются профильные классы (по физике, химии, биологии и математике) в общеобразовательных государственных школах при поддержке профильных научных компаний и МОН.     

Чтобы соответствовать образовательным требованиям современного мира, необходимо регулярно изобретать новые подходы, технические и методологические решения, поскольку это позволяет детям научиться работать в команде и развить нестандартное мышление.

В будущем знания, которые получат сегодняшние ученики, помогут им быть востребованными на современном рынке труда, и самое главное – чувствовать себя счастливыми благодаря выбору «своей» деятельности.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате