А судьи кто? Как сохранить репутацию и пройти собеседование в НБУ

А судьи кто? Как сохранить репутацию и пройти собеседование в НБУ

Рекомендации для тех, кто решил идти в члены наблюдательного совета банка

Цей текст також доступний українською
А судьи кто? Как сохранить репутацию и пройти собеседование в НБУ

Национальный банк Украины (НБУ) в августе 2019 года отказал в согласовании пяти кандидатур членов наблюдательного совета (НС) государственного Ощадбанка вопреки процедуре, прописанной в действующем законодательстве для государственных банков. Такое согласование предусмотрено только для членов НС коммерческих банков. При этом на момент снятия указанные члены НС уже были назначены на эти должности по результатам проведения соответствующих конкурсов и утверждены Кабинетом Министров в положенные сроки.

Сегодня трое из пяти членов НС защищают свои нарушенные права неправомерными действиями НБУ в судах. Один из экс-членов НС «Ощадбанка» Дмитрий Власов уже получил решение Апелляционного суда Киева, который оставил без изменений решение первой инстанции, подтверждающее неправомерность решения НБУ. Решение вступило в силу.

Дмитрий Власов рассказал Mind, есть ли возможность у кандидата получить должность члена Набсовета госбанка и при этом сохранить свою репутацию.

Рекомендации для будущих кандидатов на собеседованиях в НБУ

История наших взаимоотношений с регулятором позволила накопить мне новые знания и опыт. Последние могут быть полезны тем, кто планирует идти на собеседование в НБУ. Ведь, как показала практика, именно собеседование стало ключевым оружием недобросовестных чиновников НБУ для принятия решения о моем отстранении от должности члена НС Ощадбанка. Вот небольшой список рекомендаций, которые помогут защитить себя в этой процедуре:

  1. Требуйте осуществления аудио и/или видеофиксации при проведении собеседования.
  2. Захватите с собой диктофон и уведомьте комиссию о том, что будете вести собственную аудиофиксацию процедуры собеседования.
  3. Требуйте, чтобы вам дали ознакомиться с протоколом проведения собеседования и письменно подтвердить его правильность или сделать замечание.
  4. Заявите о необходимости подписать протокол собеседования на всех страницах. Ведь никто не гарантирует, что впоследствии вы увидите, что именно ваши слова внесены в этот протокол.
  5. И самое главное – не доверяйте никому в стенах НБУ. После получения отзыва НБУ на мой судебный иск, возникло впечатление, что чиновники НБУ просто «подгоняют» и протокол моего собеседования и остальные материалы под то, что было прописано моим адвокатом в иске.

Конечно, представители Нацбанка будут настаивать на том, что такие требования не предусмотрены в законе «О банках и банковской деятельности». Но в этом случае вы можете ответить, что и обратное – не запрещено законодательством и соответствует практике Европейского суда по правам человека.

Кроме того, если у вас есть цель стать членом набсоветом госбанка или коммерческого банка, то, конечно, нужно идти по выбранному пути.

Но не нужно бояться произвола регулятора. Если вы правы по закону, если вы в чем-то не согласны с НБУ, нужно обращаться в суд. Регулятор – это не последняя инстанция. Всегда есть возможность обратиться в суд, что и подтверждает мой опыт.

К сожалению, наш регулятор имеет склонность превышать свои полномочия и нарушать права тех, кто приходит на тот или иной конкурс, что подтверждает моя история, о которой ниже.

С чего все начиналось

После объявления конкурса на членов НС государственных банков представителей от Верховной Рады я подал документы и в феврале 2019 года успешно прошел конкурсный отбор.

Согласно процедуре, мое назначение должен был утвердить Кабмин в качестве главного акционера банка, действующий от имени основателя банка – государства. И уже в мае 2019 года после отбора независимых членов НС Кабмин официально назначает 8 из 9 членов НС на эти должности, и 14 июня 2019 года НС Ощадбанка официально начинает свою работу.

Поскольку на тот момент проводились президентские выборы, и у Петру Порошенко, видимо, было не до НС Ощадбанка, то члена НС от президента должен был назначить уже новый президент Владимир Зеленский. Поэтому девятый член НС присоединился к нам позднее. При этом НС даже в отсутствие представителя президента является легитимным, поскольку кворум для принятия каких-либо решений по банку составляет 6 членов НС.

Помимо того, в эти же сроки решается судьба и главы правления госбанка – кто будет управлять банком дальше. Этот вопрос стал одним из тех, по которым должен был принять решение вновь созданный НС.

Отмечу, что, согласно действующему законодательству Украины, мы могли принимать решение о продлении полномочий действующего председателя без проведения соответствующего конкурса. Поскольку конкурс проводится только при наличии вакантной должности, которой на тот момент не было, так как председатель правления продолжал выполнять свои непосредственные должностные обязанности.

Что не понравилось НБУ

Согласно процедуре, в конце июля 2019 года НС Ощадбанка принимает решение продлить полномочия действующего главы правления. Данное решение НС основывалось как на оценках деятельности последнего самими членами НС, так и на результатах экспертной оценки независимой рекрутинговой компанией Pedersen & Partners. Кстати, до сих пор никто не оспорил решение НС Ощадбанка о продлении контракта главе правления. На всех заседаниях НС присутствовали представители НБУ.

При этом международные рекрутеры отметили, что, согласно их опыту, и не только в Украине, если на эту должность приглашать нового человека, то для того, чтобы ему выйти на нормальный КПД понадобилось бы 2 года. Кроме того, мы, как независимый орган, имели полное право принимать подобные решения, и регулятор не может в это вмешиваться. Само по себе вмешательство НБУ в процесс принятия решения независимым НС является грубым нарушением принципов корпоративного управления.

Однако у регулятора оказалось совсем другое мнение. НБУ отправил письмо в Ощадбанк о том, что все члены НС должны пройти тестирование и собеседование. Несмотря на отсутствие таких требований в процедуре назначения членов НС для госбанков, мы согласились пройти эту проверку, поскольку уже были официально назначены Кабмином и не хотели портить отношения с НБУ. Тестирование прошли успешно, о чем нас сразу же по окончании процедуры уведомили.

А далее ситуация резко изменилась. Как раз после проведения нашего тестирования выходит из отпуска первый замглавы НБУ Екатерина Рожкова. И с этого момента у НБУ резко меняется тактика. Регулятор заваливает банк запросами с требованием в срочном порядке предоставить ряд документов.

Далее с нами проводят собеседование, которое больше походило на допрос. Руководит «допросом с пристрастием» Екатерина Рожкова и главный вопрос, который задается в разных интерпретациях: «Почему продлили контракт председателю правления Ощадбанка?». При этом действе присутствует и глава НБУ Яков Смолий, но лишь в качестве молчаливого свидетеля.

Почему-то представителей НБУ на этом собеседовании не интересуют наши профессиональные компетенции (на отсутствие которых попробует сослаться НБУ впоследствии), ни наше видение развития госбанка, ни то, как и чем мы можем быть полезны в этом развитии.

По результатам этого «собеседования» НБУ в середине августа и выносит решение о несогласовании 5 из 9 кандидатур членов НС Ощадбанка. Почему только 5, а не 8, которые проголосовали за продление контракта председателю правления Ощадбанка, можно только догадываться.

Спустя полтора месяца Кабмин на внеочередном заседании, в воскресенье 29 сентября, отзывает наши кандидатуры в связи с упомянутым решением НБУ – и, конечно же, снова возникает вопрос о легитимности главы госбанка. Однако это уже другая история.

О «судейских мантиях» чиновников НБУ

Хочется спросить: «А судьи кто?». Согласно Закону о банках, руководители банка должны соответствовать квалификационным требованиям к деловой репутации и профессиональной пригодности. Руководители банка должны иметь безупречную деловую репутацию.

Проверял ли кто-то когда-либо самих чиновников НБУ на чистоту деловой репутации и профпригодности? Если да, любопытно было бы взглянуть на выводы.

Моя же история продолжается в реальных судах. Не считаю возможным, чтобы НБУ своими выводами пытался очернить меня и мою репутацию. Отмечу, что на сегодня мою позицию о незаконности действий НБУ поддержал суд первой инстанции и подтвердила апелляция. Решение суда уже вступило в законную силу и решение НБУ о моем несогласовании отменено.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно