Зона дискомфорта: зачем компании «свежий» аудитор

Зона дискомфорта: зачем компании «свежий» аудитор

Когда он понадобится и кому может помешать

Цей матеріал також доступний українською
Зона дискомфорта: зачем компании «свежий» аудитор
Фото: pixabay

Аудит – инструмент, с помощью которого субъект хозяйствования может убедиться в прозрачности, полноте и достоверности финансовой отчетности. Как правило, бизнес из реального сектора приходит в аудиторскую компанию по трем основным причинам: необходимость обязательного аудита финотчетности для выполнения требований закона, потребность  в аудите для привлечения заемных средств или аудит для акционера – если у него возникают сомнения в «чистоплотности» финансового директората компании.

Зачем нужна каждая из целей аудита, какие сложности могут возникнуть и почему важно время от времени менять провайдера аудиторских услуг, специально для Mind объясняет Артем Ковбель, старший партнер Vigilant Forensic Boutique, член наблюдательного совета Global Spirits, ТМ «Хортица».

Когда требуется аудит?

К проведению аудиторской проверки чаще всего собственника бизнеса стимулируют три ситуации.

Первая: компании требуется обязательный аудит финотчетности, чтобы быть чистой перед законом. А именно – соответствовать требованиям обновленного в 2018 году ЗУ №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Вторая: бизнесу для роста нужны дополнительные финансовые вливания. И аудит консолидированной финансовой отчетности необходим, чтобы выполнить требования коммерческих банков в связи с увеличением кредитного лимита до 200 млн грн и более. Или для выполнения требований институциональных банков типа ЕБРР/IFC в связи с выдачей денег на реализацию капексной программы – скажем, под строительство нового производственного предприятия.

Третья: инициативный аудит, заказчиком которого выступает собственник предприятия. К такому виду аудита чаще всего прибегают для определения достоверности и уровня финотчетности, учетной политики и бухгалтерского учета в целом. Попутно решается задача аттестации сотрудников бухгалтерии на предмет профпригодности.

Кроме того, некоторым компаниям требуется «антифродовый» аудит (от англ. Fraud – мошенничество). Это – аудит финотчетности для идентификации рисков мошеннических действий на предприятии. И как следствие – их минимизации.

Мотивировать компанию к такому виду аудита может или приход нового менеджмента, стремящегося разобраться в «старой кухне», или потребность проверить работу финдиректора (осуществляется по горячим следам после выявления фрода – как часть служебного расследования).

Какие риски возможны?

В работе аудитора недопустимы конфликты интересов. Например, когда проверяемый главный бухгалтер на предприятии является родственником одного из аудиторов, проверяющего данное предприятие.

Также абсолютно неэффективна удаленная проверка – без фактического выезда аудитора на предприятие для годовой инвентаризации и/или сверки операций из учетной базы с оригиналами первичной документации.

Кроме того, заказчика должна насторожить низкая стоимость аудиторских услуг. Ведь если цена контракта мизерна в сравнении с объемами задания, а сроки выполнения сжатые – это значит, что аудитор не в полной мере выполнил все процедуры и не получил все необходимые доказательства о полноте учета. Соответственно, он нарушил один из принципов аудитора – скрупулезность и незаангажированность.

Зачем выходить из зоны комфорта?

Одним из «бичей» украинского рынка аудита является нежелание заказчиков менять привычного аудитора – даже если новый провайдер аудиторских услуг выше по мировому рейтингу, профессиональным качествам и при этом предлагает более щадящий прайс, чем текущий.

Увы, для многих топ-менеджеров психологический комфорт бухгалтеров в компании важнее, чем незаангажированный взгляд третьей стороны в виде нового аудитора.

Такая практика – не просто ситуативное явление, а уже сформировавшийся тренд в украинском бизнесе. Часто приходится слышать: «Нам так комфортно с текущим провайдером аудиторских услуг – он все про нас знает, мы работаем по накатанной схеме не первый год, зачем нам его менять?» Ответ прост: затем, чтобы многие аудиторские процедуры не выполнялись чисто формально, а в отчете была достоверная информация, а не очередная vanilla story из серии «У нас все хорошо».

Ежегодный аудит – это финансовый чекап бизнеса. И он должен быть максимально объективным во избежание преднамеренного искажения финотчетности, которое, к слову, согласно мировой статистике наносит бизнесу самый большой денежный ущерб. Так что не стоит оберегать зону комфорта бухгалтера или финансового директора ценой миллионов, потерянных всей компанией.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате